Цветущие яблони
Обратите внимание на то, художник, прежде всего, был сосредоточен на передаче общего состояния природы, купающейся в ослепительных лучах солнца. Именно так писали художники-импрессионизмы.
В творчестве К. Малевича первого десятилетия его творческой деятельности мы можем увидеть картины разных стилей и направлений. Это и импрессионизм, соединяющийся с сезаннизмом «Река в лесу», и модерн, проявившийся в эскизах фресковой живописи, в картине «Отдых», тяготение к фовизму в картине «Девушка с цветами».
Река в лесу
Отдых Девушка с цветами
В 1910 году К. Малевич участвует в первой выставке «Бубновый валет», организованной М. Ларионовым и Н. Гончаровой. После первой выставки объединения «Бубновый валет» 1910 года Малевич написал свои первые авангардистские картины: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане» и «Полотеры».
Полотеры
В этот же период Малевич создал первую крестьянскую серию. Ранние полотна этого цикла — «Жница», «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи» — художник выполнил в духе неопримитивизма.
Крестьянка с ведрами и ребенком Уборка ржи (фрагмент)
(фрагмент)
Фигуры крестьян были нарочито увеличены, искажены и упрощены. Завершающие крестьянскую серию работы — «Женщина с ведрами»,
«Утро после вьюги в деревне», «Голова крестьянской девушки» — Малевич написал уже в кубофутуристическом стиле.
Утро после вьюги в деревне
Силуэты селян в этих композициях образовали многочисленные повторения геометрических фигур.
Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).
|
Казимир Малевич
Через несколько лет Малевич присоединился к петербургскому творческому объединению русских авангардистов «Союз молодежи». Финансовое положение художника в это время было плачевным: денег иногда не хватало даже на холст — тогда он использовал мебель. На трех полках этажерки художник написал полотна «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки», «Корова и скрипка». Первые две работы художник написал в духе кубофутуризма, а третью — в стиле, который он назвал «алогизм». Эта картина стала протестом против традиционной логики искусства. Мастер соединил в одном полотне сущности, которые по законам классической живописи были несовместимы: корову и скрипку. Он сделал акцент на цвете, линиях и их взаимодействии друг с другом.
Корова и скрипка
В этом же году Казимир Малевич оформил оперу «Победа над Солнцем». Футуристический спектакль ставил «Союз молодежи». Малевич продумал освещение, создал декорации и эскизы костюмов. Он вспоминал, что во время работы над спектаклем даже придумал новые революционные картины.
В 1915 году на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» Малевич представил 16 работ. Большинство из них были классическими кубофутуристическими полотнами — «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина». Но на одной из них, «Композиции с Моной Лизой» (название картина получила позже), уже появились черты нового стиля: глубокий белый фон, цветные геометрические фигуры и их особое расположение относительно друг друга.
|