СВЯЗЬ ЭТНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ




МЕТОДЫЭТНОЛОГИИ

Любое научное исследование предполагает изучение конкрет­ного объекта с помощью мобилизации всего имеющегося объема знаний. Со своей стороны специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте.

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания уче­ных-этнографов, записки путешественников, фольклорные и ху­дожественные тексты, этносоциологические и этнопсихологиче-ские исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литерату­ра и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного кон­такта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой ар­гументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, спосо­бами объяснения различных явлений окружающего мира и собст­венного поведения и т.п.

Такие разнородные материалы предполагают различные методы своего получения и обработки. На сегодняшний день в этнологии сложился целый комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письмен­ных источников и устных преданий, использование археологиче­ских и антропологических материалов, анализ статистических ис­точников (прежде всего материалов переписей населения).

Изучение письменных источников. Это один из самых важных методов этнологии, ценность которого заключается в разнооб­разной и достоверной информации об изучаемых народах и куль­турах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их куль­тур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес уче­ных-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описа­ния не единственный тип письменных источников, представляю­щих интерес для этнологов. В настоящее время существует огром­ное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Нужно уметь оценивать предметы, идеи или высказывания, ко­торые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собст­венную историю, как реальные исторические события. Но для эт­нологов даже такие заимствования имеют ценность, так как они представляют собой свидетельство связей между этими народами.

Устные предания. Ценность их состоит в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических ис­следований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних наро­дов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще в середине XX века сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов за последние 400 лет.

Устные предания, как источник получения этнологических ма­териалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот ис­точник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и пре­кращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Археологические материалы. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изуче­ния археологических материалов. В отличие от письменных источ­ников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических мате­риалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного метода можно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изучении археологических материалов сегодня все шире использу­ются статистические методы. Их применение требует тщательной подготовки археологического материала и позволяет добиться вы­сокой достоверности информации. В свою очередь, анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для созда­ния этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Сравнительное языкознание. Это еще один важный метод этно­логических исследований, который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы пока­зать соотношение близких языков и степень их родства. Ведь при разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндо­генных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаются статичными и не изме­няются на протяжении многих столетий.

Как показывает практика, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что слова и дела неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Однако метод сравнительно­го языкознания требует от ученых хорошего знания соответствую­щих языков, и прежде всего законов их словообразования.

Статистические методы. С середины XX века в этнологии по­стоянно увеличивается значение статистических источников, сре­ди которых наиболее важными являются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря перепи­сям ученые получают этническую информацию по самому широ­кому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядо­ченном характере. Переписные бланки разбиваются на блоки во­просов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов, с помощью которых ученые получают информацию о поле, возрасте, соци­альном положении, образовании, профессии, типе жилища, вре­мени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке отражает не только объектив­ные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Полевые исследования. Становление этнологии как самостоя­тельной науки в значительной степени произошло благодаря не­посредственному изучению жизни народов, или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хо­зяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в экономике метрополий с необходи­мостью требовала научно обоснованного управления населением зависимых стран.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный. Два-три ме­сяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследова­ния возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, дли­тельное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Но­вой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонного выезда для поле­вых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить как можно большее число населения или большую этническую территорию в отведенные сро­ки. Такой характер полевых исследований дает оперативный мате­риал, но страдает существенными изъянами. Так, срочный (сезонный) выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фото­графиях объекты материальной культуры: объекты производ­ственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств' (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захороне­ний, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и ду­ховной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.

Современные тенденции интеграции научного знания приво­дят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.

СВЯЗЬ ЭТНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Выше мы уже говорили, что основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедея­тельность в экономической, социальной, культурной и других сферах, причем эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются также соответствующими науками. Поэтому этнология непосредственно взаимодействует с этими науками, среди кото­рых наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследо­ваний являются антропология, культурология, социология, поли­тология, география, этнография.

Этнология и антропология. Среди названных нами наук особен­ной близостью к этнологии отличается антропология, поскольку общим предметом исследований для них являются вопросы проис­хождения рас, их распределение по регионам и континентам нашей планеты, изменение физического облика людей в результате куль­турно-исторического процесса, антропологического состава этно­сов. При этом каждая из наук сохраняет свою самостоятельность за счет собственных методологических оснований и исследователь­ских аспектов. Так, антропология была и остается наукой о биоло­гической, физической природе человека.

В отличие от нее этнология ориентирована на исследование об­щественных изменений и изменений этнических общностей. В на­стоящее время во взаимосвязи этнологии и антропологии существу­ет некоторая неопределенность, вызванная сосуществованием таких научных направлений, как социальная антропология и культурная антропология. Возникновение этих двух направлений было детер­минировано различными точками зрения на предмет антропологии в британской и американской науке. Не вдаваясь в анализ продол­жительной дискуссии о предмете и специфике каждого из этих на­правлений, отметим, что социальную и культурную антропологию следует рассматривать как две стороны одной медали, два научных направления, изучающих один и тот же объект в разных аспектах.

Отличительным признаком социальной антропологии является акцент на изучении групповых отношений и социальных процес­сов. Предметом этой науки является социальная организация жизни человека и его жизненного мира в традиционных и совре­менных обществах. В качестве ее конкретных объектов выступают сообщества людей, объединенных сходными условиями жизни: единым местом проживания, политической организацией, общей культурой и языком.

Предметная область культурной антропологии ограничивается взаимоотношениями человека и культуры. Она стремится рас­крыть вопросы происхождения (генезиса), строения (морфологии) и развития (динамики и многообразия) культуры в рамках кон­кретно-исторической социальной организации. При этом социум рассматривается как среда существования человека и культуры, имеющая как естественную, так и искусственную природу.

В то же время в современной западной и отечественной науч­ной литературе существует широко распространенная точка зре­ния, согласно которой этнология, культурная антропология и социальная антропология суть разные названия одной и той же нау­ки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных на­правлений обнаруживается, что такого рода отождествление яв­ляется весьма условным и не всегда правомерным. В действитель­ности термин «этнология» существует и в западной науке и озна­чает примерно то же самое, что и в России.

Культурная антропология с самого начала своего зарождения выступала как дисциплина, изучающая процессы формирования человеческой культуры, в отличие от физической антропологии -как науки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимо­связь с этнологией состоит в том, что она использует описательные полевые материалы этнологии для доказательства и проверки сво­их концепций. Со своей стороны этнология использует данные культурной антропологии для своих теоретических обобщений.

Отношения этнологии с социальной антропологией носят не­сколько иной характер. С момента возникновения социальная ан­тропология была направлена на изучение особенностей социаль­ной организации народов мира. Сам термин «социальная антро­пология» был введен в научный оборот основоположником анг­лийской этнографии Джорджем Фрезером, который противопо­ставлял это направление исследования человека физической ан­тропологии. Социальная антропология скорее близка к социоло­гии, а не к этнологии, так как не включает в предмет своих иссле­дований этнические общности.

Этнология и социология. Этносы как объект изучения этноло­гии являются результатом развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология включает со­циологический и культурологический аспекты исследования эт­нических процессов и тем самым пересекается с социологией и культурологией. При этом необходимо отметить, что социология и этнология имеют общую историю и единые корни.

Изначально социология складывалась как наука о формах со­вместной жизни и деятельности людей, и поэтому предметом ее изучения были формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты и т.д. Центральной категорией социологии является общество, обозна­чающее формы связей между людьми, как правило совместно жи­вущими и действующими на общей территории. Тем самым социо­логия ориентируется на исследование форм человеческой социаль­ности, или социального взаимодействия. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, так как в ее предметное поле входят вопросы устойчивых форм, образцов поведения людей в обществе. Но изучение этих вопросов этнологи­ей осуществляется иным способом, чем в социологии.

Социология стремится преимущественно к исследованию больших и сложных общностей, всего общества как системы, со­циально-структурных связей, динамики социокультурных систем на макроуровне. Для этнологии же наибольший интерес пред­ставляют проблемы социальной структуры этнических общно­стей, социальной динамики этнических культур, социальной диф­ференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов и т.д. Иными словами, эт­нология изучает социальные процессы и явления в разных этниче­ских средах и этнические процессы в социальных группах.

Кроме того, расхождение социологии и этнологии обнаружи­вается в методологии. Социолог и этнолог чаще всего используют общие методы исследования (наблюдение, опрос, анализ доку­ментов и пр.). Но в использовании этих методов у каждой науки имеются свои особенности. Социолог, как правило, работает с письменными источниками и документами, а этнолог - с устными и невербальными источниками (разговорной речью, изображе­ниями, рисунками, жестами, мимикой и пр.). При изучении доку­ментальных источников социолог обращается к типовым, стан­дартизированным документам, а этнолог анализирует единичные документы, имеющие биографическую ценность.

Таким образом, этнология и социология являются не только самостоятельными науками, но и теми областями социально-научного знания, которые постоянно сближаются и интегрируют­ся в процессе поиска и обоснования адекватных моделей социаль­ного поведения человека. Близость и широта взаимных научных интересов к одним и тем же общественным явлениям у социоло­гии и этнологии оказались настолько велики, что в 30-е годы на­шего столетия на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление - этносоциология. Основоположником эт-носоциологии стал немецкий ученый Рихард Турнвальд, по мне­нию которого эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных инду­стриально развитых стран.

Этнология и культурология. В соотношении этих научных и учебных дисциплин также следует исходить из их предметного поля. Под культурологией чаще всего понимают науку, изучаю­щую историю и теорию культуры, историю культурологических учений, философию культуры, социологию и психологию культу­ры, экологию культуры и включающую кроме указанных целый комплекс узкоспециализированных знаний об искусстве и учреж­дениях культуры (например, театроведение, музееведение, биб­лиотечное дело и т.д.) и некоторые другие. Этнология же нераз­рывно связана с изучением культурной специфики этносов, отли

чающей народы друг от друга. Ведь являясь родовым свойством человека, культура каждого этноса тем не менее возникает в ре­зультате приспособления именно этого народа к конкретным ус­ловиям его бытия. Изучение же специфики этнических культур, бесспорно, задача этнологии.

Так же обстоит дело и с другими важнейшими проблемами культурологии, среди которых этнологию особенно интересуют вопросы инкультурации (овладения человеком культурой своего собственного этноса), межкультурных взаимодействий (ведь эт­нические контакты в первую очередь являются этнокультурными), анализа различий традиционных и модернизированных обществ (модернизация традиционных народов - важнейшая практическая задача этнологии) и др.

Можно сказать, что культурология и этнология прекрасно до­полняют друг друга. Это позволяет некоторым исследователям говорить о возможности их объединения в рамках одной науки -этнокультурологии.

Этнология и этнография. Из всех смежных с этнологией наук, пожалуй, наиболее близкой и родственной для нее является этно­графия. Как самостоятельная область знаний, этнография воз­никла полтора века назад. Изначально ее назначением был сбор и систематизация социокультурных материалов о разных народах. В силу этого предметная область этнографии нередко трактуется расширительно.

Термин «этнография» в разных странах употребляется в раз­личных значениях. В ряде случаев он используется для обозначе­ния описательного уровня исследований в отличие от этнологии, рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается на традициях зарубеж­ной этнографии выделять в этой науке описательную (собственно этнографию) и теоретическую (этнологию) составные части. Кро­ме того, как мы уже отмечали, в немецкой этнологии принято различать этнологию как науку о собственном этносе и этноло­гию как науку о других этносах. В первом случае понятие «Уб1кегкипс1е» предполагает этнографическое описание и изуче­ние немецкоязычных народов (немцев, австрийцев, швейцарцев), а понятие «УбИсегкипёе» подразумевает этнографическое направ­ление в этнологии, изучающее все другие народы.

То обстоятельство, что этнография первоначально восприни­малась как описательная наука, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличия между народами, и прежде всего отличия неевропейских народов от европейских, породило пред­ставление о ней как о науке, изучающей культурно отсталые на­роды. Вместе с тем особое внимание, которое уделяет этнография отжившим или отживающим явлениям культурной и социальной жизни этносов с целью ретроспективного анализа человеческой истории, объективно способствует оценке ее как науки о пережит­ках и, следовательно, не имеющей будущего. Современная исто­рическая практика свидетельствует об ошибочности такой оцен­ки, поскольку интерес этнологии к традиционным основам жизни народов усиливается с обострением общей этнической ситуации во многих регионах мира. И сегодня, и в обозримом будущем все этносы стремятся сохранить свои особенные черты, которые от­личают один этнос от другого. А необходимость разрешения мно­гочисленных этнических конфликтов постоянно стимулирует по­требность в изучении этих особенностей этнографией и в теорети­ческом обобщении ее данных этнологией.

Этнология и психология. Весьма важное значение для этноло­гических исследований имеет взаимосвязь этнологии с психологи­ей. Психология, как известно, изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психические от­клонения, типичные характеры. В настоящее время психология является одной из наиболее динамично развивающихся научных дисциплин. Внутри психологии проблемой взаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, знания которой зачастую оказываются полезными и для этнологии. Осо­бенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и от­клоняющегося поведения человека, к вопросам механизмов фор­мирования стереотипов сознания и этнического самосознания.

Этнологический подхо*д к психологическим и социально-психологическим проблемам состоит, с одной стороны, в опреде­лении культурной и социальной обусловленности психических состояний и внутриличностных процессов (восприятия, мышле­ния, эмоций, сознания и т.д.), индивидуальных особенностей, же­ланий, целей и интересов личности, а с другой стороны, в понима­нии социокультурной природы межличностных отношений и груп­повой динамики. В этой области этнологии сложилось несколько исследовательских направлений, среди которых следует выделить теорию социализации и инкультурации, этнологию детства, теорию аккультурации, концепцию этнического характера и др.

Взаимосвязь этнологии и психологии получила свое выраже­ние в формировании их общей межпредметной области знания - этнопсихологии. Предметное поле этнопсихологии включает в се­бя вопросы этнических особенностей психики людей, националь­ного характера, этнического самосознания и этнической само­идентификации, культурно-психологических характеристик этни­ческих групп, рас, семейно-родственных отношений в разнооб­разной культурной среде.

Кроме того, не без влияния этнологии в психологической науке сравнительно недавно возникло новое направление - психология культуры, которое поставило в качестве своих научных целей вы­явление закономерностей становления и развития психологиче­ских характеристик человека в зависимости от его культурных ориентации. Это направление стремится также раскрыть особен­ности символического мира и ценностных ориентации личности, механизмы влияния культуры на психическое состояние и поведе­ние этнических групп.

Таким образом, этнология - это новая и интересная область научного познания. В нашей стране она, по существу, только складывается, и поэтому человек с пытливым умом, стремящийся узнать что-то новое о самом себе, происхождении народов и их отличиях друг от друга, найдет в этой науке немало интересного.

План семинарского занятия

1. Этнология как наука и история ее становления. Развитие этнологии в Германии, Великобритании, США, Франции и России.

2. Предмет этнологии и его развитие в XX веке.

3. Методы этнологии. Использование в этнологии методов смежных наук.

4. Взаимосвязь этнологии с другими науками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: