Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
Институт реабилитации и здоровья человека
Кафедра адаптивной физической культуры
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физической культуры»
ОФО, 4 семестр
1. Физическое воспитание дошкольников. Задачи, содержание, формы контроля
2. Физическое воспитание школьников. Задачи, содержание, формы контроля
3. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию в школе, вузе
4. Урок – как основная форма физического воспитания школьников
5. Спортивно-массовая работа в школе. Ее цели, задачи и содержание
6. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Ее задачи и содержание
7. Планирование спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации
8. Документы планирования физического воспитания в образовательной организации
9. Внеучебные формы физического воспитания в школе, вузе
10. Малые формы физического воспитания
11. Физическое воспитание в вузе. Задачи, содержание, формы контроля
12. Содержание физкультурно-оздоровительной работы в вузе.
13. Спортивно-массовая работа в вузе. Ее цели, задачи и содержание
14. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Ее задачи и содержание
15. Физическая культура по месту жительства
16. Спорт в узком и широком смысле слова. Понятие «Спортивная тренировка»
17. Классификации видов спорта и систем проведения соревнований
18. Характеристика сторон спортивной тренировки
19. Планирование спортивной тренировки
20. Ориентация и отбор в спорте
21. Особенности становления спортивной формы
22. Спортивная тренировка на этапе начальной подготовки (в избранном виде спорта). Ее задачи и содержание
23. Спортивная тренировка на этапе начальной специализации (в избранном виде спорта). Ее задачи и содержание
24. Спортивная тренировка на этапе углубленной специализации (в избранном виде спорта). Ее задачи и содержание
25. Спортивная тренировка на этапе спортивного совершенствования (в избранном виде спорта). Ее задачи и содержание
26. Спортивная тренировка на этапе высшего спортивного мастерства (в избранном виде спорта). Ее задачи и содержание
27. Основы оздоровительной физической культуры
28. Современные методики физкультурно-оздоровительных занятий
29. Методики оценки состояния сердечнососудистой и дыхательной систем организма человека.
30. Способы оценки физической подготовленности занимающихся в избранном виде спорта.
Практические задания к экзамену по дисциплине «Теория и методика физической культуры» (4 семестр)
1. Задание. Процесс спортивной тренировки направлен на развитие основных сторон спортивной подготовки: общей и специальной физической подготовки, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки. Опишите процесс развития отдельных сторон спортивной подготовки для спортсменов, занимающихся плаванием на этапе начальной специализации.
- Дайте характеристику этапу начальной специализации в секции плавания.
- Подберите упражнения специальной физической подготовки для пловцов на этапе начальной специализации в отдельном виде плавания.
- Составьте конспект занятия, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
2. Задание. При проведении пульсометрии во время основной части урока после выполнения физического упражнения у ученика 7 класса ЧСС находился на уровне 100-110 уд/мин.
- Опишите использование метода пульсометрии на уроке по физической культуре.
- Как можно оценить ЧСС 100-110 уд/мин во время основной части урока.
- Какие действия необходимо предпринять учителю физической культуры в работе с данным учеником.
3. Задание. Процесс спортивной тренировки направлен на развитие основных сторон спортивной подготовки: общей и специальной физической подготовки, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки. Опишите процесс развития отдельных сторон спортивной подготовки для спортсменов, занимающихся спринтерским бегом на этапе углубленной специализации.
- Дайте характеристику этапу углубленной специализации в секции легкой атлетики.
- Подберите упражнения специальной физической подготовки для спринтеров на этапе углубленной специализации.
- Составьте конспект занятия, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
4. Задание. Процесс спортивной тренировки направлен на развитие основных сторон спортивной подготовки: общей и специальной физической подготовки, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки. Опишите процесс развития отдельных сторон спортивной подготовки для спортсменов, занимающихся плаванием в группе начальной подготовки.
- Дайте характеристику занимающимся группы начальной подготовки в секции плавания.
- Подберите упражнения общей физической подготовки для занимающихся данной группы.
- Подберите упражнения технической подготовки для пловцов группы начальной подготовки.
5. Задание. Процесс спортивной тренировки направлен на развитие основных сторон спортивной подготовки: общей и специальной физической подготовки, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки. Опишите процесс развития отдельных сторон спортивной подготовки для спортсменов, занимающихся спринтерским бегом в тренировочной группе.
- Дайте характеристику занимающимся тренировочной группы в секции легкой атлетики.
- Подберите упражнения специальной физической подготовки для занимающихся данной группы.
- Подберите упражнения технической подготовки для спринтеров тренировочной группы.
6. Задание. Процесс спортивной тренировки направлен на развитие основных сторон спортивной подготовки: общей и специальной физической подготовки, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки. Опишите процесс развития отдельных сторон спортивной подготовки для спортсменов, занимающихся футболом в группе начальной подготовки.
- Дайте характеристику занимающимся группы начальной подготовки в секции футбола.
- Подберите упражнения общей физической подготовки для занимающихся данной группы.
- Подберите упражнения технической подготовки для футболистов группы начальной подготовки.
7. Задание. Занятия оздоровительной физической культурой направлены на сохранение и укрепление здоровья занимающихся. Сегодня существует много направлений оздоровительной физической культуры, как традиционных, так и нетрадиционных. Опишите процесс занятий оздоровительным плаванием для лиц среднего возраста.
- Дайте характеристику плаванию как виду оздоровительной физической культуры.
- Опишите технику оздоровительного плавания и требования к организации занятий плаванием.
- Составьте программу занятия оздоровительным плаванием для лиц среднего возраста с указанием дозировки физической нагрузки.
8. Задание. Занятия оздоровительной физической культурой направлены на сохранение и укрепление здоровья занимающихся. Сегодня существует много направлений оздоровительной физической культуры, как традиционных, так и нетрадиционных. Опишите процесс занятий оздоровительным бегом для лиц среднего возраста.
- Дайте характеристику бегу как виду оздоровительной физической культуры.
- Опишите технику оздоровительного бега и требования к организации занятий бегом.
- Составьте программу занятия оздоровительным бегом для лиц среднего возраста с указанием дозировки физической нагрузки.
9. Задание. Занятия оздоровительной физической культурой направлены на сохранение и укрепление здоровья занимающихся. Сегодня существует много направлений оздоровительной физической культуры, как традиционных, так и нетрадиционных. Опишите процесс занятий оздоровительной ходьбой для лиц пожилого возраста.
- Дайте характеристику ходьбе как виду оздоровительной физической культуры.
- Опишите технику оздоровительной ходьбы и требования к организации занятий оздоровительной ходьбой.
- Составьте программу занятия оздоровительной ходьбой для лиц пожилого возраста с указанием дозировки физической нагрузки.
10. Задание. При проведении пульсометрии перед заключительной частью урока у ученика 4 класса ЧСС находился на уровне 170-180 уд/мин.
- Опишите использование метода пульсометрии на уроке по физической культуре.
- Как можно оценить ЧСС 170-180 уд/мин во время заключительной части урока.
- Какие действия необходимо предпринять учителю физической культуры в работе с данным учеником.
11. Задание. При проведении пульсометрии во время проведения подготовительной части урока у ученика 5 класса ЧСС находился на уровне 180-190 уд/мин.
- Опишите использование метода пульсометрии на уроке по физической культуре.
- Как можно оценить ЧСС 180-190 уд/мин во время подготовительной части урока.
- Какие действия необходимо предпринять учителю физической культуры в работе с данным учеником.
12. Задание. Процесс спортивной тренировки направлен на развитие основных сторон спортивной подготовки: общей и специальной физической подготовки, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки. Опишите процесс развития отдельных сторон спортивной подготовки для спортсменов, занимающихся лыжными гонками в тренировочной группе.
- Дайте характеристику занимающимся тренировочной группы в секции лыжных гонок.
- Подберите упражнения специальной физической подготовки для занимающихся данной группы.
- Подберите упражнения технической подготовки для лыжников, занимающихся в тренировочной группе.
13. Задание. Одним из разделов программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций является раздел «Лыжные гонки». Данный раздел рекомендован к изучению в 1-11 классах.
- Сформулируйте тему урока к разделу «Лыжные гонки» для учащихся 5-6 классов.
- Подберите задачи на урок в соответствии с выбранной темой.
- Подберите физические упражнения для решения образовательной задачи на данный урок.
14. Задание. Одним из разделов программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций является раздел «Гимнастика с основами акробатики». Данный раздел рекомендован к изучению в 1-11 классах.
- Сформулируйте тему урока к разделу «Гимнастика с основами акробатики» для учащихся 3-4 классов.
- Подберите задачи на урок в соответствии с выбранной темой.
- Подберите физические упражнения для решения образовательной задачи на данный урок.
15. Задание. Одним из разделов программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций является раздел «Легкая атлетика». Данный раздел рекомендован к изучению в 1-11 классах.
- Сформулируйте тему урока к разделу «Легкая атлетика» для учащихся 3-4 классов.
- Подберите задачи на урок в соответствии с выбранной темой.
- Подберите физические упражнения для решения образовательной задачи на данный урок.
16. Задание. Одним из разделов программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций является раздел «Спортивные игры. Футбол». Данный раздел рекомендован к изучению в 5-11 классах.
- Сформулируйте тему урока к разделу «Спортивные игры. Футбол» для учащихся 5-6 классов.
- Подберите задачи на урок в соответствии с выбранной темой.
- Подберите физические упражнения для решения образовательной задачи на данный урок.
17. Задание. Одним из разделов программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций является раздел «Спортивные игры. Волейбол». Данный раздел рекомендован к изучению в 5-11 классах.
- Сформулируйте тему урока к разделу «Спортивные игры. Волейбол» для учащихся 7-8 классов.
- Подберите задачи на урок в соответствии с выбранной темой.
- Подберите физические упражнения для решения образовательной задачи на данный урок.
18. Задание. Одним из разделов программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций является раздел «Спортивные игры. Баскетбол». Данный раздел рекомендован к изучению в 5-11 классах.
- Сформулируйте тему урока к разделу «Спортивные игры. Баскетбол» для учащихся 5-6 классов.
- Подберите задачи на урок в соответствии с выбранной темой.
- Подберите физические упражнения для решения образовательной задачи на данный урок.
19. Задание. В системе физического воспитания обучающихся существуют дополнительные формы физической культуры. К ним относят и малые формы физической культуры.
- Дайте определение малым формам физической культуры.
- Определите задачи проведения физкультпауз и физкультминуток.
- Подберите физические упражнения для проведения физкультпауз и физкультминуток с учащимися младших классов.
20. Задание. В системе физического воспитания обучающихся существуют дополнительные формы физической культуры. К ним относят и малые формы физической культуры.
- Дайте определение малым формам физической культуры.
- Определите задачи проведения утренней гимнастики.
- Подберите физические упражнения для утренней гимнастики в условиях образовательной организации.