Методические рекомендации по курсу
«Введение в методы социологического и статистического анализа»
Автор: Дивисенко К.С.
Изучение данного курса в первом модуле по программе «Магистр лидерства и управления» предполагает выполнение слушателями практического задания: разработки программы социологического исследования (СИ) в сфере лидерства и управления, а также проведение пилотажного исследования с написанием краткого отчета.
Тема исследовательского проекта выбирается самостоятельно. Содержание исследовательского проекта носит преимущественно прикладной характер.
Перечень тем
1. Социальный портрет религиозного лидера (руководителя коммерческой/некоммерческой организации)
2. Социологические аспекты лидерства и управления в религиозной (коммерческой/некоммерческой) организации (на примере [название общины/организации])
3. Лидерство в религиозной общине: гендерный аспект
4. Лидерство в бизнес-компании: гендерный аспект
5. Восприятие аудиторией различных стилей лидерства
Требования к отчетной документации по практическому занятию
Слушатели представляют два текста:
1. Программа социологического исследования в сфере лидерства (5-7 стр.)
2. Отчет о проведенном исследовании (не менее 15 стр.)
Структура программы СИ в области лидерства
Теоретико-методологический раздел программы:
1. Описание и формулировка научной проблемы, на решение которой рассчитан исследовательский проект;
2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования;
3. Уточнение и интерпретация основных понятий;
4. Обоснование теоретического подхода к социологическому изучению данной проблемы;
|
5. Обоснование методики исследования;
6. Предварительный анализ объекта исследования, включая обзор литературы;
7. Выдвижение основных гипотез;
Методический раздел программы:
8. Рабочая программа исследования, стратегический план исследования (список основных работ с указанием сроков выполнения и основных исполнителей (если проект выполняется группой));
9. Обоснование системы отбора единиц наблюдения (обоснование выборки);
10. Разработка инструментария (составление анкеты, гида к проведению интервью и т.д.);
11. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных;
12. Подготовка научного отчета.
Структура отчета о проведенном исследовании
1. Введение
a. актуальность исследования
b. научная проблема
c. цель, задачи, объекта и предмета исследования
d. обоснование методолого-методического подхода
e. гипотезы
2. Основная (содержательная) часть отчета. Название разделов и подразделов формулируется в соответствии с темой исследования.
a. методы
b. данные
c. результаты
3. Заключение
a. основные результаты работы, выводы
b. практические рекомендации
Программа исследования составляется на первом этапе работы и согласовывается с преподавателем. Также ее основные пункты приводятся в Введении отчета по СИ.
Выполнение данного задания может быть осуществлено как слушателями самостоятельно, так и группами (с указанием вида и объема работы каждого участника).
Отчет о проведенной работе защищается в рамках аудиторных занятий (второй модуль).
Список литературы
Основные источники (по всему курсу)
|
1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности). М., 1998.
2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М, 2002.
3. Бергер П. Приглашение в социологию, гуманистическая перспектива. М, 1996.
4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М, 2006.
Дополнительная литература
Общие вопросы
1. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб., 2009.
2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М, 2000.
3. Чеснокова В.Ф. Язык социологи: курс лекций. М, 2010.
4. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М., 2005.
Статистический анализ
1. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.
2. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб, 2002.
3. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов. Учебное пособие. М., 2005.
4. Таганов Д. SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб, 2005.
Анализ качественных данных
1. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М, 2001.
2. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования — СПб.: Интерсоцис, 2006.
3. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Ветер Е. Методы анализа текста и дискурса. Х., 2009.
4. Йоргенсен М., Филлипс Д. Дискурс-анализ. Теория и метод. Х., 2008.
5. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
6. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. М., 2001.