Правила составления ментальных карт




Используйте эмфазу

· Всегда используйте центральный образ.

· Для центрального образа используйте три и более цветов.

· Как можно чаще используйте графические образы.

· Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы

· Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

· Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

· Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Ассоциируйте

· Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.

· Используйте цвета.

· Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

· Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

· Используйте печатные буквы.

· Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

· Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

· Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

· Делайте главные линии плавными и более жирными.

· Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

· Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

· Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».

· Старайтесь все слова располагать горизонтально.

3) Работа в мини-группах – создание «Интеллект–карты».

4) Выступление групп.

5) Обсуждение.

6) Мини-лекция «Ораторские приемы, помогающие донести основные идеи выступления».

• зачины: отработка типовых вариантов начала выступлений для привлечения внимания, установления контакта с аудиторией, получения нужного эмоционального отклика слушателей;

• формулировка точного тезиса: как преподнести главную идею;

• принцип повторения ключевой фразы;

• техника многопозиционного описания: усиление аргументации за счет системного подхода к описанию ситуации и использования разных точек зрения по данному вопросу;

• техника «предметы-метафоры»: использование окружающих предметов для метафоричного представления основной идеи;

• использование вопросов слушателей как повод еще раз рассказать о своих идеях.

Занятие 8. Завершение группы.

1) Шеринг.

2) Упражнение «Чемоданчик в дорогу».

Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу "чемодан" (ведь действительно скоро расставание. И нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни среди людей). В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, помогает человеку в общении с людьми, да и все остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем, ресурсы, которые на которые он может опираться. Но обязательно указывается и то, что мешает этому человеку, в чем его отрицательные проявления, с чем ему необходимо активно поработать.

Как правило, эта отрицательная часть «чемодана» собирается с трудом, в этом случае могут помочь листы с описанием слабых сторон личности каждого участника, которые есть у руководителя, так как они были собраны на пятом занятии.

Практически это делается обычно таким образом: выбирается «секретарь», он берет лист бумаги, делит его вертикальной чертой пополам, на одной стороне вверху ставит знак «+», на второй знак «». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а секретарь записывает, под знаком «», все отрицательное.

Мнение должно быть поддержано большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучше воздержаться от записи спорного качества. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 67 характеристик и с той и с другой стороны.

Затем участнику, который выходил и все время, пока группа собирала ему "чемодан", оставался в коридоре, зачитывается и передается этот список. У него есть право на один вопрос, если чтото уж очень непонятно.

Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так пока все члены группы не получат свой «чемодан». Работа трудная. но очень нужная для всех участников, и ее необходимо сделать.

3) Упражнение «Контракт».

Члены группы составляют соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на вопросы (Приложение 1). Составленные соглашения складываются в заранее заготовленные конверты, на которых указывается точный почтовый адрес подписавшего этот «контракт» с самим собой. Все конверты сдаются ведущему группы. Ом через месяц вышлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить» самого себя таким, каким каждый из них видит себя сейчас, в конце работы группы.

4) Шеринг.

5) Торжественное вручение сертификатов.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. –

Батаршев А. В. Психология личности и общения. — М., 2004.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб., 1997

Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л., 1992.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб., 1997.

Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. — СПб., 2007.

Волкова А. И. Психология общения. — Ростов-на-Дону, 2007.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. — Челябинск, 2007.

Лабунская В. А. Психология затрудненного общения. — М., 2001.

Томсон П. Самоучитель общения. — СПб., 2001.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контракт

 

1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Что нового я узнал о других людях?____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Каким образом я собираюсь это сделать? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: