В СЫРОМ БОРУ
Русская народная песня
2. По той тропе галка шла, По той тропе галка шла, Галка шла, галка шла, Галка шла, галка шла. | 3. За галицей соколик, За галицей соколик, Соколик, соколик, Соколик, соколик. | 4. Поймал галку за крыло, Поймал галку за крыло, За крыло, за крыло, За крыло, за крыло, |
- определи тональность, подпиши ступени
- отметь фразы ü, найди похожие, запиши латинскими буквами форму этой мелодии:
- запиши мелодию в инструментальной группировке, помни правило –
ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО
- транспонируй в удобную для твоего голоса тональность:
- если голос низкий – в си минор или ля минор (тоника в малой октаве);
- если голос высокий – в ми минор (тоника в первой октаве);
- умей петь со словами (все куплеты, выразительно!) и с названием нот, с тактированием или с дирижированием.
3. Повторяем интервалы:
а)
б)
4. Построй секунды от этих нот вверх и вниз:
5. Построй терции от этих нот вверх и вниз:
ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ И ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА
В мажоре и в миноре три ступени – I, IV и V – являются ГЛАВНЫМИ и называются: · ТОНИКА T (I ступень) · СУБДОМИНАНТА S (IV ступень) · ДОМИНАНТА D (V ступень) На этих ступенях находятся трезвучия, которые играют большую роль в музыке, в гармонии. Эти трезвучия являются главными в ладу и называются: · тоническое трезвучие - обозначается Т · субдоминантовое трезвучие – обозначается S · доминантовое трезвучие – обозначается D В мажоре трезвучия главных ступеней мажорные, в натуральном миноре – минорные. В музыке чаще используется гармонический минор, в котором доминантовое трезвучие является мажорным (повышенная VII ступень – средний звук D): |
|
1. Построй в указанных тональностях главные трезвучия лада по образцу:
Образец ДО МАЖОР ЛЯ МИНОР (гарм.)
СОЛЬ МАЖОР | ФА МАЖОР | РЕ МАЖОР |
МИ МИНОР | РЕ МИНОР | СИ МИНОР |
2. Разучи и пой во всех тональностях такую распевку по звукам главных трезвучий:
3. Исправь ошибки в мелодии, запиши правильный вариант:
Подумай, подбери, какие трезвучия главных ступеней – T53, S53 или D53 – лучше подойдут для сопровождения этой мелодии. Для этого проанализируй
- на звуки из каких трезвучий опирается мелодия в такте (каких звуков больше – из T53, из S53 или из D53)?
- если затрудняешься с выбором, попробуй правой рукой сыграть мелодию, а левой рукой подыграть в малой октаве бас T, S или D и прислушайся внимтельно – что лучше подходит?
Подпиши под каждым тактом выбранные трезвучия. Построй и запиши под мелодией в басовом ключе – соответствующий нижний голос (T, S или D), а в скрипичном – нужное трезвучие:
4. Запиши диктант (вначале, под текстом запиши ритмический рисунок мелодии). Подпиши ступени, по которым движется мелодия. Подбери главные ступени (T, S, D) для сопровождения мелодии (одна ступень сопровождает целый такт) и подпиши. Умей петь с сопровождением (играй T, S или D; I, IV или V ступень)
Сл. А.Кондратьева НИ РАЗУ Муз. А.Пинегина
Мож - но двад-цать ты - сяч раз у – ро - нить же - лез - ный таз. А фар - фо – ро - ву - ю ва – зу
________________________________________________________________________________
у – ро - нить нель – зя ни ра – зу! Ведь на двад - цать ты – сяч раз нуж - но двад - цать ты - сяч ваз!
|
___________________________________________________________________________________________________________________________
Ритмические фигуры с шестнадцатыми длительностями
1. Перед тобой все возможные ритмические комбинации из восьмых и шестнадцатых длительностей, которые в сумме дают одну четвертную. Запиши их под одним ребром:
2. Проговори («проболтай») ритмослогами (вспомни ритмослоги на стр. 6);
простучи, чередуя руки (верхняя строчка – правая рука, нижняя строчка – левая):
а)
б)
в)
3. Ритмическое двухголосие:
- отработай каждую партию отдельно – проговори ритмослогами и отстучи, будь готов уверенно исполнить любую партию в ансамбле
- простучи двумя руками: верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая
- попробуй одну строчку проговорить ритмослогами, другую – простучать
4. Запиши диктант:
5. Пой со словами и с названием нот, дирижируй:
6. Повторяем интервалы. Все задания играй, внимательно слушай, пой.
Чистые интервалы: ч. 1, ч. 8, ч. 4, ч. 5. Чтобы построить чистый интервал, не обязательно знать, сколько в нем тонов и полутонов, надо только знать это правило:
а) определи и подпиши следующие интервалы:
б) построй указанные интервалы от данных звуков верх:
в) построй указанные интервалы от данных звуков вниз:
ОБРАЩЕНИЯ ИНТЕРВАЛОВ
Задания.
1. Напиши названия интервалов, которые являются обращением данных интервалов:
2. Построй обращения данных интервалов, определи и подпиши полученные интервалы. Все построения играй и пой.
|
3. Соедини лигами интервалы, которые являются обращением друг друга:
4. Найди и исправь ошибки:
5. Разучи мелодию песни-подсказки «Обращение интервалов», пой со словами или с названием нот, дирижируй или тактируй. Отметь в мелодии интервалы, которые являются обращением друг друга, определи их и подпиши:
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ Автор Т. Сиротина
СЕКСТЫБОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ
Секста – интервал, который охватывает шесть ступеней: