Дизайнер выбирает наиболее функционально и конструктивно обусловленные. В формах движущихся предметов ярко проявляется единый «текучий» ритм, не имеющий фиксированных точек перехода. Это ритм динамической, скользящей в пространстве формы самолета, автомобиля, судна. Метроритмические ряды находятся в единстве с пропорциональным строем предмета, так как взаимосвязь акцентов и интервалов осуществляется с помощью определенных пропорциональных систем. Арифметические (модульные) пропорции свойственны метрическим рядам, геометрические - ритмическим. Пластические искусства порождают поистине удивительное многообразие форм, создают комплекс сложных формообразований. В то же время основная масса сложных форм образуется сочетанием простых геометрических тел.
Критерием удачной ритмичности является относительная простота и, главное, ясность движении составных элементов предмета при образовании тон пли иной его формы.
Чтобы правильно оценить качество формы того или иного объекта, необходимо помнить для какой цели оно предназначено. Какие силы на него действуют, из какого материала и каким способом оно изготовлено. Ответ па вопрос, каким образом материально-конструктивная природа вещи выявляется в художественной форме, дает тектоника.
Тектоника промышленного изделия - это средство композиции, выражающее в художественной форме логику его материально-конструктивного строения. Тектоника выявляет соотношения подвижных и неподвижных, несущих и несомых частей изделий, физических свойств материалов, конструкций. Закономерности тектоники отражают в форме изделия характер работы конструкции и материалов - прочность, устойчивость, равновесие, распределение и погашение усилий, которые возникают под влиянием силы тяжести, взаимодействия элементов конструкции и преодолении сопротивления окружающей среды при движении в ней предмета.
|
На появление новой тектонической формы оказывает влияние материал предмета. Оригинальные формы пространственной конструкции создают из пластмассы высоких марок методом прессования в формах, например посуду и кухонную утварь с тончайшими стенками, обладающими высокой прочностью.
Тема №4 Цвет как организующее начало художественного пространства;
Художественный образ объекта дизайна возникает именно благодаря сопоставлению различных по цвету и фактуре материалов: дерево, металл, стекло, фарфор, пластик, черный лак, разноцветные эмали.
Изменение цветового решения позволяет изменять визуальный образ формы и пространства в определенном направлении. Можно констатировать, что цвет является свойством формы. Способность полихромии визуально преобразовывать геометрический вид формы является проявлением ее формообразующего действия. В композиции интерьера дизайнеры опираются на законы цветовой гармонии, особенности цветового видения. Знания по цветоведению помогают создавать архитектурный облик интерьера, здания, среды. Чувство пространства бессознательно ориентируется на природу. Человек привыкли к тому, что небо преимущественно светлое, а земля под ногами темная, поэтому, чтобы хорошо себя чувствовать, в комнатах потолок обычно делают светлым, а пол - темным. Если умело учитывать такое разделение и использовать воздействие различных цветов, то можно изменить пропорции помещения.
|
Входя в комнату, мы обычно первым делом бросаем взгляд на пол, затем поднимаем глаза выше и видим стены, последним в поле зрения попадает потолок. На эту последовательность восприятия можно также повлиять цветовым решением интерьера.
Рассмотрим различные примеры. Подбирая окраску потолка, пола и стен, дизайнер учитывает следующие правила:
* Темные краски делают комнату меньше, а потолки ниже.
* Светлые цвета оптически расширяют комнату, она кажется просторнее, потолки выше.
* Холод голубых тонов создает впечатление простора. Стены и потолок оптически раздвигаются.
* Теплые цвета с отчетливым присутствием красного как бы придвигаются к нам. Теплые желтоватые цвета менее агрессивны, чем красный.
* Цветные декоративные бордюры на уровне глаз привлекают внимание и надолго задерживают взгляд на стенах.
* В маленьких помещениях лучше выбирать для пола один цвет, который должен повторяться в плитках ванной и кухни. Лишь стены могут слегка различаться в оттенках, чтобы квартира казалась и достаточно многообразной, и просторной.
Узор тоже может изменить пространственные соотношения в интерьере. Подбирая рисунок обоев, портьер, напольного покрытия, дизайнеру необходимо помнить о следующих закономерностях:
* Обои с крупным рисунком оптически уменьшают комнату.
* Мелкий рисунок на обоях создает впечатление простора, увеличивает и раздвигает комнату, особенно если в нем преобладают светлые тона.
|
* Поперечные полосы на стенах делают комнату шире, но при этом ниже. Поперечные полосы на задней стене укорачивают помещение.
* Вертикальные полосы удлиняют стену, комната кажется выше. Они подчеркивают высоту и увеличивают ее.
* Полосы в длину на полу удлиняют комнату тем больше, чем шире полосы и чем ярче их цвет.
* Поперечные полосы на полу оптически делают комнату шире и короче.
Рассмотрим еще несколько примеров цветового решения интерьеров, например, проследим, как действуют некоторые локальные цвета на полу.
Красный и все оттенки красногосильно подчеркивают горизонтальность поверхности, создают очень активную цветовую среду, кажется, что пол напирает снизу на зрителя.
Желтый и все оттенки желтогона полу делают комнату веселой и солнечной, но светлая краска зрительно не дает надежной опоры ногам.
Синий и все голубые тона на полу создают разное впечатление. Синий, как более темный цвет, больше подходит для пола, чем голубой. В то же время светлые голубые оттенки делают комнату большой и просторной.
Зеленый и все оттенки зеленого на полу ассоциируются с зеленой лужайкой, поэтому по такому полу приятно ходить.
В цветовом решении интерьера важную роль играют не только ассоциации цветов с природой, но и назначение интерьера, расположение комнат, их ориентация по сторонам света. Так, обои, подходящие по цвету и рисунку для детской комнаты, не годятся для гостиной или офиса. В солнечной комнате рекомендуется использовать холодные цвета, а там, где солнца бывает мало, наоборот, яркие и теплые. То или иное предпочтение цвета в интерьере может много рассказать о характере его владельца.
Очень важна функция цвета как средства сохранения и создания экологически чистой визуальной среды, которая зачастую перенасыщена цветом или ахроматическими решениями. Достижение цветовой гармонии объектов дизайна с их окружением, целенаправленное формирование цвета интерьера и экстерьера зданий ведут к формированию целостной цветовой среды поселков и городов и гармонизации человеческих отношений. Дизайнеры работают над созданием функционально и эстетически совершенной колористической среды.