1.7.3.
Традицию считал Гердер важнейшим фактором истории (в).
1.7.4.
С прямохождения, по Гердеру, начался исторический прогресс человечества (в).
1.7.5.
Небулярную теорию - о происхождении Солнечной системы из газовой туманности (nebula - облако) - впервые выдвинул И. Кант (б). О «подлунном мире» писал Аристотель, за свою теорию о множественности миров поплатился жизнью Дж. Бруно, а теорию «предустановленной гармонии» предложил Лейбниц.
1.7.6.
Способом доказательств, по Канту, можно прийти к познанию, критикой которого занимался философ (б).
1.7.7.
Систему доказательств трансцендентных предметов Кант называл метафизикой, которая занимается проблемами бога, души, идеи мира и т.д. (б).
1.7.8.
Познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта, считал Кант (г).
1.7.9.
Время и пространство не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту, по теории Канта (б).
1.7.10.
Феномен, по Канту, это предмет или явление в мире, данные в восприятии познающего субъекта (б).
1.7.11.
По Канту, человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе (г). «Возвышенный» вариант формулировки категорического императива в «Критике практического разума»: «другой человек должен быть для тебя святым».
1.7.12.
Общим «естественным» законом должна стать максима индивидуального поведения на основе личной воли, согласно другой формулировке категорического императива Канта (в).
1.7.13.
Знание нравственного закона дано каждому доопытно, полагал Кант. Оно является невыразимым фактом чистого разума (априори - до опыта) (г).
|
1.7.14.
Нравственная ценность поступка тем выше, чем более он подчинен абстрактному чувству долга, полагал Кант (в).
1.7.15.
С областью морального поведения связан «практический разум» Канта, от греч. «праксис» - поведение (в). И здесь - категорическое отличие терминологии Канта от других философских концепций, в которых «практика» связана, в первую очередь, с обыденной или научной деятельностью (отсюда выражения «теория и практика», «практическое применение» и т.п.).
1.7.16.
Моральное доказательство существования бога современники усмотрели в этике Канта. Центральный мотив теоретически допустимых моральных постулатов - реализация «наивысшего блага» в мире (б).
1.7.17.
Эстетически приятное Кант впервые охарактеризовал как «незаинтересованность», «бесполезность» (г).
1.7.18.
Соразмерностью объекта познающим способностям, или гармоническим настроением познавательных сил, их игрой, по Канту, обусловлено приятное, вызванное эстетическим объектом (а).
1.7.19.
Созерцательный - практический - эстетический. Так Кант последовательно различает подходы к миру, выстраивая свои «Критики» (в).
1.7.20.
Настойчивое воздействие предметов на биологический организм, дающее возможность проявиться еще неосознанному «Я», способному их освоить, - вот что выявляет действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру, по Фихте (г).
1.7.21.
Человек, в отличие от животного, удовлетворяет инстинктивное влечение или не удовлетворяет его по собственной воле, считал Фихте (г).
|
1.7.22.
Бессмертие обретает человек, приобщаясь к лучшим традициям человечества, был убежден Фихте (г).
1.7.23.
Установление координации, по Фихте, - вот цель истории человечества (в). Из тенденции к взаимному воздействию или «общественного побуждения», в первую очередь, побуждения к идентичности по отношению к другим, человечество, писал он, - «устремляется не к субординации, как это происходит в телесном мире, но... к координации», т.е. конкретному равенству и взаимности.
1.7.24.
Отчужденным продуктом «Я» является природа в «наукоучении» Фихте (б).
1.7.25.
Объективная природа взаимодополняется достоверным «Я», согласно гносеологии Ф. Шеллинга (в).
1.7.26.
В действии относительно мира состоит начало сознания, считал Ф. Шеллинг (б). Я действует относительно мира, оно направляет на него свою волю. Сначала - «идеализирующая деятельность», когда проектируется поведение, затем - в «реализующей акции» мир для Я становится действительно объективным. Таким образом, в поведении относительно мира заложены как самосознание, так и сознание о мире.
1.7.27.
Постоянное общение людей - вот необходимое условие сознания, по Шеллингу (а).
1.7.28.
Постепенная реализация правового закона и есть история, полагал Шеллинг (б).
1.7.29.
Абсолютную идентичность усматривал в основе мира Шеллинг (б).
1.7.30.
Абсолютную идею в основе реальности видел Гегель (в).
1.7.31.
|
Чувственная достоверность - восприятие - рассудок. Таковы этапы процесса познания, по Гегелю (г). Вариант (а) - этапы познания по Локку, вариант (б) - по Канту, (в) - по Лейбницу.
1.7.32.
Тождество познающего и познаваемого рассматривал Гегель (в).
1.7.33.
Концепцию господина и раба Гегель выводит из взаимного спора о «признании» двух естественных существ, которые находятся на переходе к человеческому бытию (б). См. главу «Господство и рабство» в «Феноменологии духа».
1.7.34.
«Нравственная реальность» - это общество взаимности, в котором все работают для всех (а). В «Феноменологии духа» Гегель приводит два примера такого общества - «субстанциональную и нравственную реальность» античной Греции и косвенную «нравственную реальность» Нового времени, в которой человек анонимно работает для потребностей других. См. главу «Дух, отчужденный от самого себя».
1.7.35.