Домашняя работа. Система вопросов и заданий




29.03

Домашняя работа

Практическое занятие № 28

«Дубина народной войны». Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне

Цель занятия:

· расширить и углубить представления учащихся о народной войне 1812 года и показать гражданскую позицию писателя-патриота Л. Н. Толстого в изображении народа.

Задачи:

· анализируя эпизоды романа, выяснить, как в романе-эпопее «Война и мир» воплотилась «мысль народная»;

· показать единство русского народа в борьбе с врагом и способы его раскрытия в IV томе;

· сравнить два типа народно-патриотического сознания на примере образов Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Система вопросов и заданий

УСТНО (самоконтроль)

1. Одного из мужиков-партизан рисует писатель более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек в пар­тии» Де­нисова Тихон Щербатый. Охарактеризуйте образ Тихона Щербатого:

1) Внешность героя (речь, одежда, поведение, выражение лица, детали внешности). Характерная черта внешности.

2) Происхождение героя, его социальный статус. Род занятий.

3) Борьба с врагом как призвание.

4) Как он относится к врагам? Проявление жестокости.

5) Подвижность героя.

6) Отношение товарищей к Щербатому.

7) Щербатый – русский богатырь.

8) Щербатый и Петя Ростов.

2. Тип какого представителя русского народа воплощен в образе Тихона Щербатого? В чем его заслуги?

3. При чтении романа мы вдруг замечаем удивительный парадокс: изображению Тихона Щерба­того, «самого нужного человека в партии» отводится всего две главы, тогда как гораздо большее ме­сто занимают страницы, посвященные Платону Каратаеву. Почему же это так?

4. Что вы можете рассказать о Платоне Каратаеве?

1) Внешность героя. Найдите в тексте описание Платона Каратаева.

2) Происхождение героя, его социальный статус. Род занятий.

3) Основные черты характера.

4) Любовь к живому существу. Отношение к животным.

5) Христианское мировоззрение.

5. Уроки от Платона Каратаева. Найдите в тексте эпизод разговора Платона Каратаева и Пьера Безухова. Проанализируйте его.

6. В чем его отличие от Тихона Щербатого?

ПИСЬМЕННО

Какую роль сыграл Платон Каратаев в судьбе Пьера Безухова?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Бородинское сражение не привело к немедленному перелому в ходе войны, для успешного её завершения требовалось время, чтобы восполнить потери, подготовить резерв. Большой урон отступающему неприятелю наносили партизанские отряды. Они оказали неоценимую помощь русской армии в победе над французами. «Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск».

Наполеон никак не рассчитывал, что эта война станет народной и его армия будет практически уничтожена маленькими отрядами людей, иногда далеких от военной науки – партизанами, часто вооруженными вилами и дубинами.

«Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». (т. IV, ч. III, гл. II)

В романе «Война и мир» партизанская война поначалу описывается как стихийные и бессознательные действия отдельных мужиков и крестьян. Толстой сравнивает уничтожение французов с истреблением бешеных собак: «тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку».

«Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.

24-го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.

Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.

Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны.» (т. IV, ч. III, гл. III)

Партизаны часто поступали вопреки логике войны, по наитию, соблюдая собственные правила ведения военных действий. «Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай», – писал о них Толстой.

Партизаны – люди особого склада характера, авантюристы по натуре, они в то же время являются настоящими патриотами, без высокопарных речей и красивых выступлений. Их патриотизм – это естественное движение души, не позволяющее стоять в стороне от событий, происходящих в России.

Яркие представители армии в партизанском движении в романе – Денисов и Долохов. Со своими отрядами они готовы напасть на французский транспорт, не желая объединяться ни с немецким, ни с польским генералами. Не задумываясь о тяготах и сложностях походной жизни, словно играючи, они захватывают в плен французов и освобождают русских пленных.

Василий Денисов, беря в плен французских солдат, отсылает их под расписку, жалея расстреливать на месте. Долохов даже подсмеивается над этой его щепетильностью. При этом и Денисов и Долохов прекрасно понимают, что если попадутся французам в плен – пощады не будет ни тому, ни другому. И то, что Денисов благородно обращался с пленными, не будет иметь никакого значения. «А ведь поймают — меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку,» – говорит ему Долохов.

Некоторые приходят в партизаны за романтикой, так как на войну пришел Петя Ростов, представляющий все происходящее в виде игры. Но чаще всего, люди, участвующие в партизанском движении, делают осознанный выбор, понимая, что в такие сложные и опасные исторические периоды каждый человек должен приложить все свои усилия для победы над врагом.

Война проявляет истинное лицо каждого человека, и заставляет действовать и поступать так, как велит значимость этого исторического момента. Есть особые люди, те, кто идет на войну по велению души, из патриотизма, это почти незаметные, но при этом незаменимые герои войны.

Одного из мужиков-партизан Толстой рисует крупным планом.

Тихон Щербатый «был мужик из Покровского под Гжатью», готовый служить и уничтожать врагов из «верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества», как говорил Денисов. Ещё до вступления в партизанский отряд «по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили». Затем попросился в отряд Денисова.

Тихон не обладал приятными внешними данными. Так случилось, что Тихон перенес оспу, которая изрешетила его шрамами. Щербатый имел маленькие узкие глазки, на его лице часто можно было заметить глуповатую улыбку. Фигура Тихона плотная, немного неуклюжая – автор упоминает, что персонаж имеет длинные руки и длинные ноги. Выражение лица плутоватое и в то же время добродушное. Голос с хрипотцой, певучий и басистый. Из одежды неизменными атрибутами стали шляпа и лапти.

«...большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом...» «...Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем...»

Свою кличку Щербатый также получил из-за особенностей внешности: у него отсутствовал передний зуб, что и послужило основой для прозвища.

 

Тихон – веселый человек. Ему нравится смешить других: «...Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов...» «...он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину...»

«Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии… Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. …Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами». (т. IV, ч. III, гл. V)

«Ну, ловок», – говорят о нём в отряде.

Герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому.

«В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона... после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов» (т. IV, ч. III, гл. V)

Тихон ведет себя как беспощадный, хладнокровный воин. Убивая французов, он подчиняется только инстинкту истребления врага, относится к «миродерам» почти как к неодушевленным предметам. Своей жестокостью Тихон напоминает хищника. Неслучайно автор сравнивает его с волком: Тихон «владел топором, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости».

Таким образом, Толстой показывает, что война превратила русского мужика в опасного хищника, беспощадного воина. Но все свои бойцовские качества он проявляет только «по принуждению», защищая родную землю, но никогда не нападая первым сам. Именно таков простой мужик Тихон Щербатый, в котором, в полной мере воплотилась «грозная и величественная сила народной войны». Благодаря подобным героям русский народ сумел одержать победу.

В образе этого находчивого, бесстрашного партизана, страстно ненавидящего врага, воплощён дух народа-мстителя, ставшего на защиту своей Отчизны. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина», которая «со всею своею грозною и величественной силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». (т. IV, ч. III, гл. I)

Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.

Совсем другой тип человека из народа воплощён в образе Платона Каратаева, солдата Апшеронского полка. С ним Пьер Безухов познакомился в плену. «Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет <...> Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет...»

«Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками».

Имя героя означает «мощный, сильный», и таким видит писатель русский народ.

Платон был невысокого роста. Весь его внешний вид говорил, что это добрый и чувствующий человек. Его большие карие глаза излучали теплый свет, а лицо, на котором уже было достаточно много морщин, выглядело юным и свежим.

«...зубы его, ярко‑белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости. Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности...»

Этот человек кажется Пьеру «олицетворением всего русского, доброго и круглого». «...вся фигура Платона в его подпоясанной верёвкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что‑то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые...» (т. IV, ч. I, гл. XIII).

Платон Каратаев становится солдатом случайно: «…он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу… его секли, судили и отдали в солдаты...» Тем самым выручает своего младшего брата Михайла, у которого большая семья: «…думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам‑пят ребят...»

«...а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал...»

Толстой пишет, что, попав в плен, Платон Каратаев «отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское, и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу».

«Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу. Жили хорошо. Христьяне настоящие были...»

Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам (они тоже для него часть мира, который он любит) и к бродячей собаке. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом...»

Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Он прост и спокоен, неприхотлив, доброжелателен и мастеровит. Платон мастер на все руки. «...Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги...» В плену Платон шьет рубаху французу и башмаки Пьеру. Платон Каратаев трудолюбивый человек.

 

Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. «...Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни...»

«Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными словами, пословицами и поговорками». Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом», «Уговорец – делу родной братец». «Это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати».

«...Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы», «...голос у него был приятный и певучий...»

Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило.

Важно еще то, что «жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Таким образом, Платон Каратаев является важным элементом романа Л.Н. Толстого. Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого. Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление не «идеологическим содержанием своих речей и реплик, а поведением, элементарным здравым смыслом и целесообразностью действий и поступков».

Платон Каратаев сыграл судьбоносную роль в жизни Пьера Безухова. После расстрела французами «поджигателей», огромного нервного напряжения и тяжелейшего морального потрясения Пьер был опустошён: «В нем… уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Своей простотой, человечностью, верой в то, что рано или поздно добро победит, Платон Каратаев оказал решительное влияние на изменение взглядов Пьера, сумел возвратить ему веру в людей и справедливость. «Роевое» начало в Платоне больше всего привлекало Пьера. После встречи с Каратевым Пьер стал намного терпеливее к жизненным невзгодам, научился ценить «удовлетворение потребностей» и «отсутствие страданий». Герой меняет и отношение к людям. Он прощает свою жену Элен и в каждом человеке стремится найти хорошие качества, даже во врагах. Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.Таким образом, в истории Пьера Каратаев сыграл очень важную роль – исцелил его израненную душу, приобщил его к своду народной житейской мудрости.

Французы убивают больного Платона на дороге, когда войска Наполеона и пленные отступают из Москвы.

Детализируя эпизодические образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, Толстой показывает в них воплощение противоположных сторон русского национального характера: смекалки, ловкости, вынужденной жестокости – с одной стороны, и доброты, всепрощения, жалости ко всему живому – с другой.

Смерть Платона Каратаева

Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли. Он не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступления русских в Париж. Такое композиционное решение оттеняет идею книги: справедливой является только свободительная война, а всё, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось только для славы.

«И благо тому народу… – заканчивает свои размышления автор, – который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». (т. IV, ч. III, гл. I)

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: