Модуль 3 Общая психология. Эмоциональные и волевые процессы.
Тема 7.
Сенсомоторные реакции. Виды сенсомоторных реакций. Время реакции. Факторы, влияющие на длительность времени реакции.
Методические рекомендации к изучению темы.
Термин «психомоторика» стал популярен с появлением работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», а затем с открытием условных рефлексов И. П. Павловым. В психологии закрепилось представление о рефлекторной природе движений. При этом чаще всего движение рассматривалось как ответная реакция на получаемую информацию. При изучении темы необходимо обратить внимание на виды двигательных реакций в ответ на отдельные раздражители. Важно внимательно прочитать определения и придумать примеры, иллюстрирующие данные явления. Необходимо иметь в виду, что для выполнения сознательного движения необходимы три компонента, которые важны в одинаковой степени и без которых движения невозможны: получение и переработка сенсорной информации, формирование программы формирования моторного акта и его реализация. Важнейшей характеристикой сенсомоторных процессов является время реакции – один из наиболее разработанных способов изучения динамики нервных процессов. При изучении темы «интеллект» уже упоминалось, что простая сенсомоторная реакция важна для вычисления скорости переработки информации
(ментальная скорость по Г.Айзенку). Ответы на практические задания посылайте по адресу ___________
Важнейшим видом двигательных реакций на конкретные воздействия являются сенсомоторные реакции.
Сенсомоторные реакции - это двигательный ответ на сенсорную стимуляцию. В широком смысле – это взаимодействие сенсорных и двигательных составляющих психической деятельности. |
|
К сенсомоторным реакциям относят: простую сенсомоторную реакцию, реакцию выбора, реакцию переключения, реакцию на движущийся объект, реакцию слежения.
Простая сенсомоторная реакция - наиболее быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появившийся и заранее известный сигнал
В сложных сенсомоторных реакциях формирование ответного действиявсегда связано свыбором нужного ответа из ряда возможных. При выборе нужного ответа из ряда возможных, центральный момент реакции усложняется за счет узнавания сигнала. Такую сложную реакцию принято называть реакцией выбора.
Сенсомоторная координация – это более сложный вариант сенсомоторной реакции. При сенсомоторной координации динамичным является не только сенсорное поле (сфера получения информации, необходимой для совершения действия), но и реализация двигательного акта в моторное поле (сфере или поле приложения физических усилий). В данном случае человеку приходится не только наблюдать за изменениями сенсорного поля, но и реагировать на них значительным количеством сложных и разнонаправленных движений.
Сенсоречевые реакции предполагают речевой ответ на воспринятое. Сенсоречевые реакции, как и сенсомоторные, имеют те же три момента: сенсорный, центральный и моторный. Но центральный момент их более сложен и протекает во второй сигнальной системе, а моторный проявляется как двигательный компонент речи.
Идеомоторные реакции. Они связывают представления о движении с его выполнением. Еле заметные движения субъекта сопровождают (копируют) макродвижения, о которых он подумал. Представления о движениях вызывают нервную импульсацию соответствующих мышц, что ведет к их активизации и реальному выполнению этого движения. В спорте применяется вариант идеомоторной тренировки, суть которой заключается в представлении выполнения спортивного упраженения.
|
Эмоциомоторные реакции - взаимодействие аффективных и двигательных составляющих психической деятельности. Это двигательные ответы на эмоциональные переживания. Эмоциомоторика прежде всего сфера непроизвольных движений и действий.
Время реакции
Все сенсомоторные реакции имеют один важный параметр - время. Время реакции – это интервал времени между появлением сигнала в зоне восприятия и ответной реакцией. Вид сигнала и ответная реакция известны заранее. В лабораторных условиях, когда проводятся измерения, испытуемый заранее знакомится с инструкцией.
Время реакции включает в себя два компонента: различают латентное время реакции, т. е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения, и моторный компонент - время реализации двигательного действия. Многократно измеренное и усредненное время реакции называют скоростью реакции.
Факторы, определяющие время реакции:
1. Модальность раздражителя (тактильный, слуховой, зрительный и пр.) Наименьшее время реакции для слуховых ощущений.
2. Интенсивность стимула - при возрастании интенсивности раздражителя значительно сокращается время реакции
|
3. Длительность воздействия.
4. Площадь воздействия - с увеличением площади время реакции ускоряется
5. Исполнительный орган. Время реакции руки короче, чем ноги Наиболее замедленны артикуляционные движения.
5. Физические условия среды - - освещение, влажность температура среды
6.Актуальыне физические и психические состояния субъекта.
Значение исследования психомоторики.
Разработка проблем психомоторики дала свои положительные результаты, которые широко использовались в спорте, военном деле, профессиональном обучении и т. д. Однако в процессе развития психологии стало ясно, что движение как компонент деятельности имеет гораздо более сложную организацию, чем сенсомоторный процесс. Причем самый главный недостаток психомоторики заключался в том, что двигательный акт рассматривался в качестве ответной реакции на сенсорный сигнал. Действие всегда осознанно, т. е. находится в поле сознания, контролируется им. Учитывая, что сознание всегда активно, можно предположить, что сознательное движение и деятельность в целом активны, а не реактивны, как это трактуется в рамках психомоторики. Источником человеческой активности и деятельности являются не условия внешней среды, а психика человека, его потребности и мотивы.
Сенсомоторные процессы всегда присутствуют в деятельности человека, но они не в состоянии объяснить все механизмы сознательных движений