Практическое занятие 1.
1. Выпишите на карточки определение следующих терминов: научная парадигма, синергетическая наука, антропоцентризм в языке, психолингвистика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, когнитивная антропология, этнолингвистика, лингвострановедение, лингвофилософия, социолингвистика.
Используйте следующий образец оформления терминологической карточки:
1. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.288. | Психолингвистика (от лат. lingua - язык) - научная дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка (или языка вообще). В России психолингвистика развивается с середины 60-х гг. ХХ в. Её основное направление - теория речевой деятельности (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). |
2. Подготовьте развернутое сообщение о каждой из перечисленных психолингвистических теорий, положенных в основу методологической базы изучения экспериментальных исследований речи:
1) психолингвистические идеиДж. Миллера и Н. Хомского, предложивших понимание речи как последовательности элементов, где появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов;
2)теория уровней языка Ч. Осгуда, выделившего уровни («блоки») порождающего механизма, которые реально выступают в речевой деятельности, и виды «психолингвистических единиц»: единицы мотивационного, семантического уровня, единицы уровня последовательностей и интеграционного уровня;
3) теория В. Левелта, согласно которой порождение высказывания начинается на довербальном уровне сообщения (или уровне концептуализации), далее следует уровень функциональной обработки и уровень позиционной обработки, объединенные под общим названием грамматического кодирования, после которого следует уровень морфофонологического кодирования, включающий в себя выбор звуковых форм и интонации. После последовательной работы этих четырех, относительно автономных друг от друга уровней обработки, остается только переход к системе артикуляции;
|
4) концепция американских психологов Дж. Миллера, Е. Галантера и К. Прибрама, считающих, что человек, прежде чем преобразовать свою мысль в речь, составляет программу своего высказывания, создает «общую схему с пустыми ячейками», названную «планом» - образ того, что хочет сказать говорящий, и в процессе выполнения плана он стремится приблизиться к нему, при этом в процессе реализации плана человек действует методом «проб и ошибок», в результате чего возникают несоответствия результата намеченному плану. В разрешении проблемы этого несоответствия и соответственно в построении правильной речи участвует механизм обратной связи и движения к реализации плана от проб к стандартным операциям, а от операций - к результату;
5) когнитивная концепция речепорождения, предложенная И. Шлезингером. Согласно этой концепции в основе порождения речи лежит система простейших «семантических пар», например, соотношение «владельца» и «имущества» (так называемое посессивное отношение). Эти взаимосвязанные содержательные характеристики И. Шлезингер назвал «протовербальными элементами». В модели речепорождения к ним прилагаются четыре вида правил реализации: реляционные правила, приписывающие каждому протовербалыюму элементу грамматическую и фонологическую характеристику; правила «лексикализа-ции», определяющие выбор нужных лексем; правила согласования (например, определяющие согласование по числу взаимосвязанных синтаксических компонентов) и интонационные правила.
|
6) концепция Московской психолингвистической школы, в основу которой положена теория Л.С. Выготского. Л.С. Выготским сформулирован один из основных постулатов отечественной психолингвистики: суть процесса производства речевого высказывания заключается в переходе от мысли к слову. При этом Л.С. Выготский выделил особый внутренний план речевого мышления – внутреннюю речь, семантика которой имеет следующую характеристику: преобладание смысла над словом; слитность значений слов; семантика внутренней речи не совпадает со словесной семантикой. Л.С. Выготский рассматривал три плана речевого мышления: мысль, внутренняя речь, слово, он полагал, что переход от внутренней к внешней речи есть сложная динамическая трансформация — превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь. Основы теории речепроизводства в отечественной психолингвистике, заложенные в трудах Л.С. Выготского, получили развитие в работах А.Р. Лурии, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, Л. С. Зимней, Т. В. Ахутиной и др.;
7) психолингвистические идеи А.А.Леонтьева. Процесс производства речи А.А. Леонтьевым рассматривается как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности. Первым этапом производства является внутреннее программирование высказывания. Внутренняя программа соответствует содержательному ядру будущего высказывания. Представляя собой иерархию пропозиций, она связана с его предикативностью и темпо-ритмическим членением ситуации. В основе внутреннего программирования лежит образ, имеющий личностный смысл. На этапе грамматико-семантической реализации выделяется ряд подэтапов: тектограмматический (перевод на объективный код), фенограмматический (линейное распределение кодовых единиц), синтаксическое прогнозирование (приписывание элементам грамматических характеристик) и синтаксический контроль (соотнесение прогноза с ситуацией). Вслед за внутренним семантико-грамматическим программированием высказывания происходит его моторное программирование. Затем осуществляется выход речи – реализация, важным этапом речепорождения является выбор слова.
|
Для выполнения этого задания используйте следующую литературу:
1. Бахтин М.М., Волошинов В.Н. Антрополингвистика. М.: Лабиринт, 2010 г. 256 с.
2. Возрастная психолингвистика. СПб: Лабиринт, 2004.320 с.