Практическая работа № 13
«Получение, собирание и распознавание газов»
Инструктивная карта
Целевая аудитория: I курс
Фамилия______________________________________
Имя__________________________________________
Группа_______________________________________
Цель: научиться с помощью современного оборудования получать и распознавать газы.
Оборудование и реактивы: TESS1, TESS2, цинк, соляная кислота (HCL), мрамор (CaCO3), известковая вода (Ca(OH)2), лучины, спиртовка, перманганат калия (KMnO4), вата, хлорид аммония, гидрооксид кальция, универсальная лакмусовая бумага.
Техника безопасности:
1. При работе с кислотами помните – если кислота попала на оголенные участки кожи или на одежду, немедленно промойте большим количеством воды и сообщите учителю.
2. Нельзя передвигать горящую спиртовку с места на место, сначала загасите пламя колпачком и потом передвигайте.
3. Работу выполняйте строго по инструкции.
4. При работе с оборудованием соблюдайте осторожность – при нагревании пробирки сначала ее прогрейте, а затем нагревайте в средней части пламени.
Ход работы
Опыт 1. «Получение и распознавание кислорода»
1. Соберите установку как показано на рис.1.
2. В пробирку поместите немного перманганата калия, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, газоотводную трубку опустите в пустой сосуд. Нагрейте содержимое пробирки. После окончания реакция разложения перманганата калия внесите тлеющую лучину в пустой сосуд. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Рис.1
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%C2%AB%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%C2%BB&path=wizard&parent-reqid=1611566421206669-1610517158952413076100218-production-app-host-sas-web-yp-104&wiz_type=vital&filmId=7964198405380700365
Опыт 2. «Получение и распознавание водорода»
1. Соберите штатив.
2. В одну пробирку поместите гранулы цинка и налейте соляную кислоту. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Вторую пробирку закрепите в штативе вертикально под наклоном так, чтобы газоотводная трубка находилась в пробирке, закройте пробирку ватой. Наблюдайте за реакцией.
3. Проверьте полученный водород на чистоту. Что вы наблюдаете? По характерному звуку определите качество полученного водорода и запишите реакцию.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%C2%BB+
Опыт 3. «Получение и распознавание аммиака»
1. В пробирку поместите немного хлорида аммония и гидрооксида кальция, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
2. Соберите штатив как показано на рис.2. Закрепите вторую пробирку вертикально вверх и закройте ватой. Зажгите спиртовку и начните нагревать содержимое пробирки. После окончания реакции распознайте аммиак. Почему пробирку надо закреплять вертикально, вверх дном? Запишите уравнение реакции.
Рис.2
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%B0%C2%BB
Опыт 4. «Получение и распознавание углекислого газа»
1. Поместите в пробирку кусочки карбоната кальция и прилейте соляную кислоту. Закройте пробкой с газоотводной трубкой. Опустите трубку в пробирку с известковой водой.
2. Как можно распознать углекислый газ? Какие изменения происходят с известковой водой?
3. Запишите уравнение реакции.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%C2%AB%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%C2%BB&path=wizard&parent-reqid=1611566421206669-1610517158952413076100218-production-app-host-sas-web-yp-104&wiz_type=vital&filmId=15137415688000271391
Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы:
1. По каким признакам полученные газы отличаются друг от друга?
2. Какой газ легче всего распознать?
3. Что общего у полученных вами разных газов?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _________________________
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%C2%AB%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%C2%BB&path=wizard&parent-reqid=1611566421206669-1610517158952413076100218-production-app-host-sas-web-yp-104&wiz_type=vital&filmId=16116364007491132904