История кораблестроения Средневековья




Кораблестроение и судоходство в раннем Средневековье развивалось независимо в Средиземноморье и в северных морях. Приблизительно в VIII—IX вв. в районе Средиземноморья входит в употребление латинский парус (latina vela). Происхождение этого названия до сих пор неясно. Возможно, так называли парус северные мореплаватели, когда увидели его в Средиземном море, а может быть, это название latina происходит от выражения alla trina — треугольный парус, в отличие от четырехугольного —alla quadra. Во всяком случае, латинский парус имеет греко-римское происхождение. Он получил широкое распространение, так как позволял идти против ветра.

О византийском судоходстве известно немного. Следует полагать, что византийцы строили суда, используя опыт римлян. Известно, что византийский флот был довольно сильным. Как свидетельствуют немногие документы, он состоял из дромонов — судов с двумя рядами весел, вооруженных катапультой, и двумя мачтами. Эти суда несли сперва четырехугольные, а позднее латинские паруса. Византийские торговые суда, как и военные, происходят от римских. Древнейшим является акатия — довольно длинное судно с одной или двумя мачтами с четырехугольными парусами, называвшимися acato (отсюда и происходит название судна). Позднее появились маленькие тариды с одной мачтой с латинским парусом и двумя боковыми рулями и усиеры — большие грузовые суда с двумя палубами и двумя мачтами с латинскими парусами, в основном использовавшиеся для перевозки лошадей.

В странах Северной Европы традиции судостроения тоже очень давние. Постепенно из примитивных лодок развился тип судна, который от средиземноморских судов отличался тем, что его обшивка в основном состояла из досок, наложенных краями друг на друга (внакрой). В VIII—XI вв. в северных морях господствуют смелые и воинственные викинги. Их предки первый раз упоминаются у Тацита в «Германии». Он отмечает любопытную форму их судов — ладей, главные черты которых в течение веков оставались неизменными. До 1862—1863 гг. о ладьях викингов знали только по описаниям Тацита, араба Хамод-ибн-Фазланда и изображениям на гобелене королевы Матильды. В 1862 г. при раскопках в болотах под Шлезвигом впервые нашли ладью викингов. Она была такой, как ее описал Тацит. Нос и корма ладьи были одинаковыми, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. Обшивка была выполнена внакрой. Позднее обнаружили еще несколько судов. Наиболее значительными находками являются ладьи из Гокштада (1880 г.) и Осеберга (1904 г). Благодаря традиции викингов — хоронить своих королей, вождей и военачальников вместе с их судами — сегодня мы можем составить точное представление о ладьях (рис. 14).


Рис. 14. Ладья викингов (900 г.), найденная в 1880 г. при раскопках в Гокштаде.

Ладьи из Осеберга (700 г. н. э.) и Гокштада (800 г. н. э) удалось реконструировать, точно воспроизведя все детали. Было установлено, что ладьи викингов имели киль; к нему крепились шпангоуты, выполненные из одной штуки дерева. Обшивка была наложена внакрой; к шпангоутам ее прикрепляли при помощи штырей и кожаных шнуров, а друг с другом доски обшивки соединяли железными гвоздями, в верхней части обшивки делали отверстия — уключины, через которые проходили весла. Шпор мачты был укреплен на коротком кильсоне, изготовленном из одного бруска и имевшем характерную форму. На единственном рее поднимали четырехугольный парус. Рулем служило большое весло, прикрепленное сбоку ахтерштевня при помощи стропа. Ладьи викингов достигали 30—40 м в длину и имели 30, а возможно, и 60 весел с каждого борта. Большие ладьи назывались драккарами, или драконами.

Рис. 16. Норманнское судно, 1100 г.

В Северной Европе в Средневековье строят в основном когги — торговые суда с круглым корпусом и обшивкой внакрой, с одной мачтой, несущей парус. Бак и квартердек этих судов использовались как боевые площадки, где располагались воины для защиты от пиратов. В результате этого различие между торговыми и военными судами уменьшается.

На морских путях Средиземноморья господствуют Венеция, Генуя и Пиза, создавшие крупные торговые флоты, возможно, старейшие в мире. Известно, что эти могущественные республики сдавали торговые суда в аренду многим странам. Так, например, король Франции Людовик IX в 1268 г. арендовал целый флот для проведения крестового похода. На средиземноморских судах впервые появился руль, прикрепленный к ахтерштевню. Вследствие этого пришлось уменьшить высоту квартердека, а румпель, с помощью которого и управляли рулем, пропустить через отверстие в корме. На изображениях северных судов этого периода видны только высокая корма и боковые рули. Суда с высокой кормой строили с древнейших времен, чтобы было удобнее плыть при попутном ветре. Позднее и здесь стали применять кормовой руль. Для управления им при высоком квартердеке на румпель поставили рычаг, поворачивающийся в поперечной плоскости, — колдершток. Это устройство до настоящего времени используют на некоторых небольших норвежских судах.

В XIII в. происходит сближение судостроительной техники Северной и Южной Европы. Началось оно, как пишет Дж. Виллани в своей хронике, после вторжения пиратов из Байонны в Средиземное море на коггах (рис. 18). После этого ряд особенностей их постройки был перенят генуэзцами, венецианцами и каталонцами. Наступивший XIV век для судостроения оказался чрезвычайно плодотворным. Необходимость быстро и безопасно перевозить огромные массы грузов послужила причиной появления больших парусных судов. Дальнейшему совершенствованию их способствовало изобретение огнестрельного оружия. Так, начинают строить суда с типично круглым корпусом, которые могли перевозить значительные грузы. Они были достаточно крепкими, чтобы противостоять орудийному огню, в дальнейшем корпус и палубу судов делают еще более прочными и на них устанавливают артиллерию.


Парусное вооружение судов было улучшено благодаря введению маленькой фок-мачты. Это новшество быстро нашло признание у судостроителей на севере. Позднее стали устанавливать н третью мачту на корме — бизань-мачту, которую часто вооружали латинским парусом. Установка бизань-мачты позволила уменьшить давление воды на руль, возникающее при уваливании судна под действием носового паруса. Благодаря такому вооружению судно становится более маневренным. Так как носовой и кормовой паруса были небольшими, основным парусом продолжал оставаться грот на грот-мачте. На топах мачт устанавливали большие площадки — марсы, предназначенные для размещения стрелков из лука, арбалета, а позднее и огнестрельного оружия. Чтобы облегчить управление судном, была улучшена проводка стоячего и бегучего такелажа, ванты снабжены выбленками, впервые появившимися на севере. Большие суда теперь строят с тремя и даже четырьмя мачтами с прямыми парусами, малые — с латинскими. Военные суда — галеры — вооружали латинскими парусами.

В первой половине XV в. крупнейшим грузовым судном была каракка, возможно, португальского происхождения. Она имела несколько продольных креплений, высокий бак, а на квартердеке — две палубы или более; по водоизмещению превосходила ранее существовавшие суда. Наибольшие из каракк, очевидно, достигали 2000 т. Они были хорошо вооружены: имели 30—40 пушек. Суда несли три мачты: в середине грот-мачту с большим реем и прямым парусом, состоящим из двух половин, в носу — фок-мачту тоже с прямым парусом, в корме — бизань-мачту с латинским парусом и на баке — бушприт.

В XV и XVI вв. на парусных судах вследствие увеличения их размеров появились составные мачты, которые несли сразу несколько парусов. Площадь марселей и крюйселей была увеличена, что облегчило управление и маневрирование судном и работу с парусами на волнении. С этого времени на морях доминирует большое парусное судно, вооруженное артиллерией различного калибра, в конструкции которого нашел отражение опыт судостроения в Средиземноморье и Атлантике. Отношение длины корпуса к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. Благодаря этому улучшились мореходные качества судна, что позволило совершать дальние плавания в Америку и Индию и даже вокруг света. Так, суда, на которых плавали Колумб и Магеллан, были рядовыми, их выбирали без особой тщательности (рис. 20).


Уже упоминалось, что четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не было: типичным военным судном в течение веков была лишь гребная галера. Венецианская галера (рис. 21) достигала в длину от 40 до 50 м, в ширину — 5 м и от киля до палубы — около 1,8 м. На каждой стороне галеры размещалось от 26 до 30 банок, установленных под углом к борту. На банке находилось по три гребца, каждый из которых имел свое весло (система терцаруоло). В XV в. банки располагали вертикально друг над другом и на каждое весло сажали от трех до шести гребцов (система скалоччио). Весла устанавливали на возвышавшейся над бортом балке — постице, лежавшей на поперечных балках — бакалярах. На постицу ставили фальшборт для защиты гребцов от вражеских выстрелов.


Палуба галеры делилась поперечными досками на три части: нос, среднюю часть и корму. На носу находилась большая платформа, края которой у бортов повышались. На них размещались солдаты при подготовке к бою. В задней части кормы находилось кормовое помещение — «беседка», боковые стенки которой венецианцы пышно украшали. Над ней возвышался балдахин, обычно изготовляемый из дорогих тканей. Средняя часть, в которой располагались гребцы, делилась на две половины продольным переходом — куршеей, по которой обычно ходили надсмотрщики — комит и подкомиты. Нос галеры переходил в длинный таран, возвышавшийся над ватерлинией. Обычно на галерах было две мачты: фок-мачта на носовой платформе и грот-мачта — на расстоянии '/3 длины галеры, считая от носа. Обе мачты несли латинские паруса.

Техника боя не отличалась от применявшейся в античное время: галера шла на вражеское судно, обстреливая его из орудий. Как только таран вонзался в надводную часть судна противника, солдаты бросались на абордаж. На галерах и на дромонах, имелись катапульты и другие метательные машины, воины были вооружены «греческим огнем», стрелами, а позднее и огнестрельным оружием. Затем на смену этому вооружению пришла артиллерия. В носовой части под возвышением палубы, обычно в середине, на куршее, стояла тяжелая пушка, называвшаяся куршейной, и по два небольших орудия по бокам от нее.

Вообще, мореходные качества галеры оставляли желать лучшего, поэтому плавания на них были небезопасны даже в Средиземном море, а тем более в Атлантике. Большие трудности представляла работа с большими парусами. Преимущества галер проявлялись при тихой погоде, когда судам удавалось развивать сравнительно большую скорость. Поэтому, а возможно, и вследствие многолетней традиции, галеры не исчезли даже тогда, когда хорошо вооруженные суда полностью доказали свое преимущество. Так, еще в XVII в. почти все морские державы продолжали пополнять свой флот галерами и галеасами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: