Задание 2. Расставьте необходимые знаки препинания.




Практическое занятие № 3

Тема: Лексические нормы современного русского языка

Задание 1. Укажите различия значения и употребления слов, входящих в предложенный синонимический ряд: лгать – врать – сочинять – темнить – заливать – трепаться – плести – брехать.

 

Задание 2. Постройте синонимические ряды к следующим словам:

Ходить – _________________________________________________________________________________

Удивить – ________________________________________________________________________________

Работать – ________________________________________________________________________________

Много – __________________________________________________________________________________

Хороший – ________________________________________________________________________________

Правда – __________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: высокие (________________) цены, состояние движения (________________), горизонтальные (________________) связи, прогрессивные (________________) взгляды, праздничный (________________) день, позитивное (________________) отношение.

 

Задание 4. Составьте антонимичные пары из слов первой и второй колонок.

1) либеральный, эксклюзивный, государственный, хороший, традиционный, стартовый, поддельный, элитарный 1 2 3 4 5 6 7 8
2) окончательный, коммерческий, новаторский, оригинальный, массовый, радикальный, доступный, вредный

Задание 5. Подберите антонимы к данным словам, с каждой антонимической парой составьте предложения.

Низкий – _________________________________________________________________________________

Садиться – ________________________________________________________________________________

Густой – __________________________________________________________________________________

Тихий – __________________________________________________________________________________

Простой – ________________________________________________________________________________

Свет – ____________________________________________________________________________________

Задание 6. Какие антонимические пары характерны для языка вашей специальности? Приведите примеры. ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Как называются данные пары слов, объясните их значение, составьте словосочетания.

академический – академичный ____________________________________________________________________

адресат – адресант ______________________________________________________________________________

болотистый – болотный __________________________________________________________________________

водный – водяной _______________________________________________________________________________

гармонический – гармоничный ____________________________________________________________________

грамматический – грамматичный __________________________________________________________________

дипломант – дипломат ___________________________________________________________________________

желанный – желательный ________________________________________________________________________

обезземелеть – обезземелить ______________________________________________________________________

произнесение – произношение ____________________________________________________________________

представить – предоставить ______________________________________________________________________

 

Задание 8. Объясните значение следующих иноязычных слов:

Авангард, адепт, адекватный, андеграунд, аннексия, апломб, априори, бомонд, брифинг, вестерн, вето, гуру, демпинг, джакузи, дилетант, импичмент, импозантный, импресарио, какофония, картинг, коммюнике, коррупция, лапидарный, легитимный, лизинг, нотабене, ноу-хау, петиция, приватный, промоутер, реноме, саммит, фетиш.

Орфо-пунктуационный практикум

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

Пр_вращение, о_текаемый, _деланный, перево_буждение, п_стоянный, ра_носчик, ра_стёгивать, пр_обретённый, пр_общить, во_ставшие, ра_чёска, бе_пр_рывный, пр_спокойно, ра_спрашивать, пр_морский, ра_жаловать, пр_терпеть, и_менения, н_слаждение, пр_шелец, в ра_срочку, перепр_дать, во_пользоваться, ра_хворавшийся, и_по_тишка, ра_сольник, _делка, и_чезнуть, бе_мятежный, пр_по_няться, с_пр_вождение, и_колесить, пр_пираться, бе_пр_рывный, _ближение, бе_причинный, и_по_лобья, ра_садник, пр_во_могая, чре_мерный, и_копаемые, пре_шествовать, ра_считывавший, пр_и_шествие, бе_пр_страстный, пре_ра_светный, пр_с_единяющийся, бе_правный, и_жарить, _жечь.

Навзнич_, намаж_те, горяч_, дач_, громкий плач_, громко не плач_, ключ_, разреж_, вскач_, жилищ_, старая печ_, долго печ_, мыш_, луч_, скрипуч_, съеш_, мяч_, хорош_, неуклюж_, наотмаш_, камыш_, сделаеш_, доч_, обрадуеш_, замуж_, сплош_, еш_те, увлеч_ся, остановиш_ся, свеж_, невтерпёж_, спряч_, идёш_, стрич_ся, смеёш_ся, рож_, всемогущ_, проч_, наотмаш_, намаж_те, сотрёш_, уж_ (сущ.), уж_ (нареч.), молодёж_, рощ_, учиш_ся, вещ_, настеж_, камуфляж_, реч_, достич_, тиш_, ветош_, сплош_, реванш_, плющ_, тягуч_, держиш_ся, невмоч_, могуч_, подходящ_.

Об_ектив, фел_етон, об_явление, меж_ярусный, ад_ютант, суб_ект, ар_ергард, транс_европейский, необ_яснимый, от_езд, с_езд, ин_екция, раз_яренный, батал_он, почтал_он, вороб_и, дву_язычный, с_ёмка, интер_ер, без_ядерный, пред_юбилейный, в_юн, обез_яна, с_едобный, с_экономить, об_езд, без_аварийный, об_ективный, компан_он, вз_яренный, раз_ехаться, с_ёжиться, об_единиться, с_ёмный, об_ём, под_езд, из_ян, б_ют, от_езжающие, в_ющийся, руж_ё, под_ехать, п_едестал, птич_я, скам_я, пред_явить, счаст_е.

Задание 2. Расставьте необходимые знаки препинания.

1. Дорога бежит как ртуть. 2. Города как магниты. 3. Полил дождь как из ведра и все скрылось. 4. Я слежу за вами как рядовой кинозритель и ценю ваш талант. 5. Валю вызвали по его делу как свидетеля. 6. Поздней осенью выдаются такие дни сонные хмурые когда теплый туман как залег с утра так и лежит не редея до самого вечера. 7. Как врач и друг она не нашла возможным сказать ему всю правду. 8. В долине буря ревет и воет как дикий зверь и тмит небесный свод. 9. Эта повесть есть не что иное как мои воспоминания. 10. Он смотрел на Марью Алексеевну и тут как нарочно взглянул на Веру. 11. Видно было что он стремится уйти как можно скорее. 12. Хутор как будто опустел только слышались оклики часовых во тьме. 13. Он мне как брат. 14. Я прошел над Алазанью над причудливой волной над седою как сказанье и как песня молодой. 15. Рабочих встретил не кто иной как сам директор. 16. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия. 17. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне. 18. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали. 19. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно. 20. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад. 21. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца. 22. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем. 23. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога. 24. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей. 25. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. 26. Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету. 27. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок. 28. День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке. 29. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено. 30. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: