Мем как репрезентативный формат коммуникации в информационном обществе




Нам смешно – когда разрушается страх перед какой-либо значимой нам социальной конструкцией или объективированной абстракцией. Именно это заставляет нас чувствовать счастье от смеха и вызывает приток эндорфинов. Но этот страх, или чаще – объект страха, не всегда распознается. От того он не исчезает, но становится вербально абстрактным и отводится подсознательному, ибо не зарегистрирован языком, поэтому истинные причины смеха и смешного часто сложно распознать – и они кроются в мироощущении индивида.

Таким образом, юмор мы можем определенно отнести к искусству. Ибо присутствуют:

· и абстрактные средства выражения (язык, как всегда нечеткий вещи-в-себе человеческий язык, и язык юмора, как специфический дискурс);

· и новоопределенные абстракции или новореализуемые переживания, проще говоря - новаторство.

То есть, юмор на самом деле способ высказывания, как любой текст с идеологемами, закрепляющий или меняющий мировоззрение смеющегося. С этим пониманием мы перейдем к формату интернет-мема непосредственно.

«Интернет-мем (англ. Internet meme) — информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и пр.). Обозначает также явление спонтанного распространения такой информации или фразы. Вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века. Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Иначе говоря, это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине.»[1]

Мем сегодня в информационном обществе апеллирует в первую очередь тенденции на ускорение производства и потребления. Мем содержит в себе конвергентно сжатую культурную информацию, чем по принципу напоминает египетские иероглифы. Вполне последовательно даже исторически, что новые сообщества пользуются и распространяют логограммы. И мемы порой оказывается даже сложнее расшифровать, чем древнюю письменность. Потому что упрощен мем по сравнению с полным его описанием только для субъекта, обладающего специфическими знаниями для его понимания, для остальных же он остается загадкой, на чем часто и основываются мемы. Некоторые мемы показывают очевидное скрытое сходство, а некоторые, наоборот, являются некими ребусами даже с учётом целевого потребителя. Обоих видов могут быть так называемые абстрактные мемы, так как традиционный аппарат существенный именно культуре абстрактных мемов тоже уже существует. Например – шрифт лобстер.

*смена слайда*

Уровень потенциала и сущностных характеристик мема называется «мемностью», так, часто про феномен или персонажа говорят как о «мемных». Мемные феномены, но ещё не являющиеся мемами за счёт не нахождения в обороте, не имения опыта репликации и копирования – находятся на первой стадии мема, то есть на половину людьми воспринимаются как мемы за счёт своей апеллирующей вирусности природы, особенностей, нарочитости, репрезентативности. Например, перформансисты и люди жизнь которых похожа на перфоманс – Мария Абрамович, авангардисты как Хармс или Маяковский. А также просто очень популярные репрезентативные каким-либо абстракциям феномены имеют большой мемный потенциал – например, Гитлером сегодня называют всё вычурно плохое, а мемы про утопичность коммунизма или либертарианства расходятся и не только по историческим пабликам.

*смена слайда*

Важно также понимать, что мем это та же фразеологическая единица, точнее мем даже включает в себя фразеологизмы. Например, Шомова С. А. выделяет фразеологизмы в подтип вербальных мемов, в клише и устойчивые выражения. Мем был выделен как средство коммуникации в связи с переходом человека в формат информационного общества, где фразеологические единицы по признакам видоизменились настолько, что эти принципиально новые образования было необходимо выделить. Среди таких же генеративных факторов можно выделить:

1. Повышенная актуализация креолизации и визуализации фразеологизма (появление новых средств коммуникации и воспроизведения информации);

2. Глобализация (новые принципы взаимопонимания и обобщения);

3. Нишевость (новые принципы потребления и выделения коммуникативных связей);

4. Ускорение производства информации и коммуникативных связей (быстрые и эффективные информационные потоки).

Ещё более точно приближаясь к сегодняшнему пониманию, стоит отметить генерацию интернета-мема, который в свою очередь отделился и от понятия мема Р. Докинза и забрал его себе. Интернет увеличил все предыдущие факторы перехода от фразеологизмов к мему настолько, что категория мема теперь в первом значении принадлежит интернет-мему. Так как интернет стал прецедентом виртуальной, новой реальности функционирования и жизни общества, более обладающий меметичностью, чем сама физическая реальность. Про мем было забыто, так как старая типология всегда уступает реальности, сегодня никто и не отстаивает первичное значение мема, интернет-мем обладает и своей категорией и мема, просто для того самого существенного эпохе сокращения и ускорения.

Важно понимать, что не только объект, но и предмет исследования находятся в данный момент на стадии яркого развития и постоянного изменения. Но это не мешает запечатлеть момент и фундаментальные его положения, мем – вычурная и яркая репрезентативная единица сообщения.

Журналистский аспект мема также очевиден, как средство журналистского текста, коммуникации. Мем – удобное и эффективное, конвергентное средство влияния, донесения месседжа и передачи, циркулирования информации. Мемопроизводство помогает обществу непрерывно осмыслять информацию, проводить массовое теоретизирование переживаний и событий. В дискурсе мемов общественное сознание снова становится актуальным субъектом, ибо мемы находятся в авангарде культуры и также всеохватывают необходимые признаки средствам коммуникации сегодня.

Мем также представляется как искусствоведческая единица. Мем – часто изящный виртуальный перфоманс, несущий определенный месседж и вмещающий стилистические средства из разнообразных направлений визуального и литературного искусства. Образы в мемах очень редко прямолинейно бытовые, мем это почти всегда гиперболизация, стереотипизация, ирония, гротеск, запечатление нишевых, хоть часто и бытовых, но часто и абстрактных переживаний. Нередко проходят выставки и галереи мемов. Интерпретированием мемов занимаются мемологоги, что является новой, хоть и не самой востребованной на российском рынке профессией, сочетающей в себе контент-менеджера, рекламщика, креативного директора, редактора и просто эксперта.

*смена слайда*

Мем также находит себя в политическом дискурсе. Сегодня скорее как теневое орудие, но многие уже догадываются о потенциале мема, как об орудии политической борьбы. Формат легко ранжируется по целевым аудиториям, легко усваивается, производит яркое впечатление эстетического, творческого характера. Возможно один из самых репрезентативных и одновременно усваиваемых способов передачи идеологического сообщения в истории. Мем кампания, в народе форс, соединяет в себе вирусные и культурологические функции, и вполне возможно стратегии конструирования реальности мемами сверху изучают. Единственный минус может скрываться в часто несерьезном восприятии, так как интеллектуально формат мало эстетизирован, но это не важно, ибо хороший мем срабатывает быстрее и подсознательно скрепляя образ и логику.

В заключении стоит отметить, что следует строго осмысленно различать меметику и мемологию. Ибо, критически заметив, можно сказать, что все потуги, а особенно в академическом сообществе, классифицировать интернет-мемы и мемы в значении узнаваемой культурной информации с анекдотическим характером прямо генеративно сравнимо с мемом в первом значении, предложенном Докинзом и меметикой, просто абсурдны. Ибо почти никак прямо не соотносятся меметика и мемология.

Меметика пользуется теорией идентификации, и просто называет предельно единичный минимальный объект идентификации субъекта - называет мемом, продолжая изучение социального как символического (в том числе других предельных категорий, как например, миф, история), открывая социальное во всем, даже неодушевленной природе, постольку поскольку человек социальный (социализирующий) агент. И его виденье постфактум делает окружающий мир рефлективным, следовательно социальным, как минимум в нашем обществе, где нет людей, никогда не видевших других. В общем, переоткрывая уже существующее постструктуралистское «символическое», образованное от семиотического «символа». Желая только в отличие от них сосредоточиться на аспекте распространяемости.

Мемология же изучает конкретно вирусные языковые символические объекты – фразеологизмы, крылатые фразы, бренды, интернет-мемы и медиамемы. Меметика – просто принципы символического, единицу культурной информации, что может включать как объекты мемологии, так и объекты других гуманитарных наук, если ей зачем-либо нисходить до таких частностей. Разница неподдельна. Относительно, меметику можно представить как социологию, общую гуманитарную методологию, а мемологию как область пересекающую теории коммуникации и искусствоведения. Меметика больше социологическая методология, призма, из-за чего её релевантность как науки подвергается критике. Мемология же настолько же реальна и неопровержима как экология, только в предмете медиа.

Не даром сегодня мем конвенционально в основном значении – интернет-мем и иногда медиамем. Поскольку это не обозначение абстрактной призмы, а реальные медийные, коммуникативные и даже искусствоведческие средства культуры.

Помимо комических абстракций, иронии, сарказма мем способен вызывать любые иные.

Как, например, страх. Существуют паблики со страшными, «криповыми» абстрактными мемами. Паблики с философскими мемами. Паблики со злыми и аморальными мемами. И паблики с добрыми и иронически добрыми мемами.

*смена слайда*

Тем самым мы обнаруживаем функцию мемов как народного творчества, при помощи которого люди по всему миру переживают события и эмоции совместно пропуская их через общественное сознание, теоретизируя таким образом, выводя конвенциональные точки зрения, мнения. Мемы постоянно вытаскивают на свет все переживания массового и индивидуального сознания. Таким образом, мемы циркулируют очень быстро и повестки сменяются другой за месяц, неделю или за 3 дня.

Из-за отсутствия цензуры в интернете больше чем где либо, из-за анонимности и банально физической отдаленности пользователя сети, дискурс мемов не позволяет ничего утаить. Люди не боятся создавать мемы на любые темы, более того существует социально одобряемый интерес к тому чтобы делиться мемамии переживаниями через мемы из-за их юмора, простоты и групповой принадлежности, которая создает совесть субъекта.

Мейнстримными мемами становятся те, которые соединяют в себе социальную значимость (журналистский, гражданский аспект) и эстетику (средства выразительности и юмора, искусствоведческий аспект) лучше всего. Также важен вирусный аспект (маркетологический аспект) и аспект идеологической окраски (политический).

 


[1] Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D0%BC



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: