Введение
В коррекционной работе важным направлением остаётся всестороннее развитие ребёнка при минимальных затратах времени.
Этому принципу в полной мере отвечает логопедическая ритмика. Посредством её происходит коррекция / развитие общей и мелкой моторики, дыхания, голоса, темпа, ритма речи и движений и так далее.
В последнее время логопедическая ритмика приобретает всё более широкое распространение в коррекционной работе. При этом занятие может быть построено не на основе логопедической ритмики, а лишь включать какой-либо её элемент.
Средства логопедической ритмики весьма разнообразны, в соответствии с ними можно подобрать целый комплекс различных упражнений, что облегчает работу педагога по поиску материала для занятий, а также поддерживает интерес занимающихся.
Логоритмика изначально применялась лишь для устранения заикания, однако в настоящее время включается в коррекционную работу при различных речевых нарушениях.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи представляют собой очень разнородную группу. Для некоторых из них логопедическая ритмика является вспомогательным элементом в коррекции речевого нарушения, для некоторых же – основным (заикание).
Глава 1
Теоретические основы коррекции фонетико-фонематического недоразвития путём логоритмических занятий
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В литературе имеется немало исследований, посвящённых данной проблеме, достаточное количество методик, направленных на коррекцию этого нарушения.
|
Однако до настоящего времени проблема коррекции у детей с фонетико-фонематическими нарушениями их речевых и двигательных функций средствами логопедической ритмики остаётся малоразработанной.
Опыт показывает, что логоритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха и музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.
Курс проведения логопедической ритмики в условиях логопедического детского сада состоит из 64 занятий (по два занятия в неделю).
Выделяют три этапа работы:
1) подготовительный. Этап обследования. Изучаются анамнестические данные детей, определяется состояние моторики и речи дошкольников.
2) этап содействия коррекционной логопедической работе путём использования различных упражнений, сочетающих музыку, движение и речь.
Основные виды упражнений направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики, переключаемости движений, чувства ритма.
3) третий этап. Логопед в конце учебного года определяет те виды упражнений, которые детьми освоены полностью, и те, которые вызывают затруднения.
|
Рекомендации к проведению логоритмических занятий:
· Лучше проводить 2 раза в неделю
· Продолжительность занятий 30-35 минут (в зависимости от возраста детей)
· Материал подбирается с учётом двигательных и речевых возможностей детей
· Необходимо предъявлять дифференцированные требования к качеству выполнения движений в зависимости от уровня развития моторики детей
· Работа с разными подгруппами строится по-разному (средний уровень развития моторики: больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости; низкий уровень: воспитывается точность, чёткость, последовательность выполнения движений)
· В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки, затем включается речь.
Примерный ход логоритмического занятия:
Вводная часть. Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития речевого дыхания.
Основная часть. Упражнения для развития мышечного тонуса, голоса, артикуляции и дикции, статической и динамической координации движений, чувства ритма, мимической и мелкой моторики, переключаемости движений.
Заключительная часть. Упражнения на расслабление мышечного тонуса, для развития дыхания.
Глава 2