КАК ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ?
1. Комплимент как малая форма эпидейктической речи.
2. Принципы создания комплимента.
1. Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека. В соответствии с “законом удовольствия” (один из четырёх общих законов риторики) риторически образованный человек будет стремиться к тому, чтобы общение доставляло радость партнёру. Комплимент является одной из форм выражения одобрения партнёру, несёт положительный эмоциональный заряд, поэтому употребление комплиментов в речи служит замечательной основой для развития гармоничного речевого взаимодействия.
Однако следует помнить, что комплимент, несмотря на свою распространённость, является одним из самых трудных риторических жанров. Неудачная форма похвалы, неискренность или неуместность комплимента могут на долгое время испортить отношения между людьми. Чтобы этого не случилось, при продуцировании и использовании в речи комплимента следует придерживаться определённых правил.
2. Риторические принципы, которые нужно иметь в виду, если вы хотите сделать хороший комплимент, могут быть сведены к трём основным.
1. Мера в риторике комплимента проявляется прежде всего в соразмерности искренности (естественности) и искусности похвалы. Не правы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним, по сути – солгать. Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, тёплого, неравнодушного отношения к человеку. Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно. Есть два подхода, два принципа отношения к людям: “Первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком – возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных. Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изъяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с улыбкой на устах. Это подход любящих.” (Андре Моруа. Письма к незнакомке). Заметим: кроме “изъянов и недостатков” у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. Их-то и надо научиться видеть, о них-то и нужно говорить.
|
Как говорил французский философ Возрождения Мишель Монтень, “если я вижу в других нечто хорошее, я глубоко уважаю это хорошее и очень охотно хвалю его. Нередко я даже преувеличиваю его ценность и говорю не совсем то, что думаю, позволяя себе небольшую ложь; однако выдумывать то, чего не вижу в действительности, этого я решительно не умею. Я охотно сообщаю моим друзьям, что, по-моему, подлежит в них одобрению, и их достоинства в один фут длиной с готовностью растягиваю до полутора футов; но приписывать им те качества, которых у них нет, этого я не могу…” (Мишель Монтень. Опыты: Книга вторая. Глава XV). “Законы жанра” в области комплимента подразумевают гиперболу, преувеличение, но не дозволяют лжи и равнодушной неискренности.
Этим комплимент отличается от лести.
2. Мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания и известной условности, традиционности формы.
“Похвала трогает, рождаясь как бы невзначай, непроизвольно <…> Нежность в затверженных выражениях раздражает” (Андре Моруа. Письма к незнакомке). Ищите образ, метафору! Не останавливайтесь на банальных фразах вроде Как вы сегодня хорошо выглядите! Какое у вас красивое платье!
|
3. Комплимент, эта уникальная “форма кристаллизации” законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и потому сохраняет все её основные особенности. Неудивительно, что хороший комплимент часто представляет собой не прямое сообщение, а содержит намёк, загадку, парадокс. Именно этим он вносит свой вклад в гедонистический дискурс и как особая форма игры, развлечения доставляет удовольствие.
Вот пример комплимента такого рода: Будь у вас, сударыня, нос подлиннее, я всё равно писал бы сейчас послание к незнакомке. Только эта незнакомка была бы иной. (“Письма к незнакомке”)
Итак, “давайте говорить друг другу комплименты”. Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра. Изящество же состоит именно в соблюдении меры, то есть соразмерности искренности и условности, естественности и искусства, свежести смысла и лаконичной, традиционной формы.
Литература
1. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001.
2. Монтень М. Опыты. В трёх книгах. – М.,1979.
3. Моруа А. Письма незнакомке // Моруа А. Надежды и воспоминания. – М., 1983.
Искусство конструктивной критики
1. Причины неудачной критики.
2. Варианты критических оценок.
1. Чтобы овладеть основами конструктивной критики, необходимо в первую очередь изучить причины неудачной критики, т.е. такого порицания, в результате которого у критикуемого возникает крайне негативное отношение к воздействию, оказываемому на него. К основным причинам неудачной критики относятся:
|
· фатальность критики, т.е. такое психолого-эмоциональное воздействие, которое формирует у критикуемого лишь ощущение безвозвратной потери, невозможности что-либо изменить. В этой ситуации критикующий заявляет примерно следующее: “Вам надо было поступить исключительно так-то”. И поскольку, как говорится, поезд уже ушёл, то критикуемый попадает в тупиковую ситуацию, и ему ничего не остаётся, кроме как сопротивляться и “спасать своё лицо”. Ясно, что проку от такой фатальной критики мало;
· назидательность критики, которая проявляется в тоне, нравоучительных фразах типа “Чаще надо прислушиваться к моим советам”, “Вы поняли, наконец, как надо делать?” и т.д. В подобных ситуациях критикуемый считает, что “ ко мне придираются”. И чтобы изменить это на “ мне хотят помочь”, критикующий должен перейти от упрёков к предложению о сотрудничестве. Например: “Свои пожелания я высказываю лишь в надежде сохранить наши добрые отношения”;
· эмоциональность критики, когда критикующий не может вовремя остановить поток упрёков, “заводится” и тем самым подавляет слабых духом собеседников, а сильных подталкивает к активному противоборству. В обоих случаях польза оказывается ничтожной.
В принципе каждый из нас может продолжить это перечисление неудач. Достаточно вспомнить случаи, когда критика в ваш адрес больно резанула по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего и т.д. Вот почему, прибегая к критике, постарайтесь постоянно задаваться вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замечания, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на эти вопросы, стройте разговор. Это верный путь к достижению действенности критики.
Следует помнить, что критика принесёт позитивный результат, если она способна а) гасить сопротивление собеседника к восприятию критических замечаний; б) подвести партнёра к осознанию важности и целесообразности выполняемой им работы и того, что эта работа оценивается по достоинству.
2. Используйте при необходимости различные варианты критических оценок. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие критические оценки:
Критика-похвала
· Работа сделана хорошо, но не для этого случая.
· Неплохо, но вы способны на большее.
· Всё было хорошо, но только не совсем вовремя.
· Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недостаточно.
· Вот так уже совсем неплохо, но несколько ошибок придётся устранить.
Безразличная критика
· В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть поимённо.
· Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.
· Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. Надеюсь, они об этом знают.
· Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.
· Пусть стыдно будет тому, кто не осмелился признаться.
Критика-озабоченность
· Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у …
· Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.
· Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад.
· Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.
· Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.
· Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится что-то неладное.
Критика-сопереживание
· Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в моё. Ведь дело-то не сделано.
· Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.
· Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение.
· Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых: каково им сейчас?
Критика-сожаление
· Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.
· Очень жаль, но вы не справились с заданием.
· Я сожалею, но вы совершили ошибку.
· К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.
· Сожалею, но это вы могли сделать лучше.
· К сожалению, мы не ожидали от вас такого решения.
· Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.
· К сожалению, это не совсем то, что надо.
· Мне так жаль, что вы не успели сделать работу.
Критика-удивление
· Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал…
· Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок.
· Я не ожидал от вас такого результата.
· Признаться, я удивлён, что отчёт ещё не готов.
· Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.
· Вот уж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.
· Как, ты не видишь здесь недостатков?
· Как, разве тебе это нравится?
· Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в числе нарушителей?
· Неужели вы так и не поняли свою ошибку?
Критика-смягчение
· Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.
· Наверно, вам неправильно объяснили это задание.
· Не вините только себя в том, что произошло.
· Это просто очередная рабочая ошибка.
· Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.
· В вашем жизненном опыте ещё не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.
· Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.
Критика-предупреждение
· Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.
· Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой разговор.
· Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.
· При повторной ошибке вы будете наказаны.
· Это было моё последнее предупреждение.
Критика-требование
· Сожалею, но работу вам придётся переделать.
· Эта работа требует немедленного выполнения.
· Я требую, чтобы…
Подбадривающая критика
· Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.
· Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.
· С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь отличного результата.
· Не переживайте, если захотите, вы непременно выполните это задание.
· Всё получится, если попробовать ещё раз.
Критика-упрёк
· Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!
· Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчёт.
· Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.
· Как же так, я думал, у вас всё получится!
· Ну что же вы? Вы нас так подводите.
Критика-надежда
· Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.
· Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.
· Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.
· Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчётов.
· Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.
· Хочется верить, что в будущем вы станете более внимательны.
Критика-аналогия
· Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую же ошибку.
· Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.
· У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй ещё.
· Раньше я тоже не мог выполнить это действие.
· Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.
· Обратите внимание: ваш коллега считал точно так же – и что из этого получилось?
· Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверенным.
Критика-требование
· Я считаю, что работу нужно переделать.
· Это мнение ошибочное, его необходимо изменить.
· Сожалею, но здесь вам придётся уступить.
· Этот вопрос требует немедленной доработки.
· Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ.
Критика-замечание
· Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнимательнее!
· Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться!
· Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь – советуйтесь!
· Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным!
· Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать!
· Вы не так выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться.
Конструктивная критика
· Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?
· Как вы планируете исправить допущенные ошибки?
· Что вы предпримите, чтобы исправить положение?
· Вы неправильно оценили ситуацию, что предлагаете делать?
· Опять просчёт. Как предлагаете выйти из положения?
Критика-опасение
· Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.
· Боюсь, это войдёт у вас в практику.
· Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки.
· Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь ответственное задание.
· Опасаюсь, что завтра будет тот же результат.
Как видим, есть много способов не превращать критику в разнос, в выход отрицательной энергии и унижения зависящих от вас людей. Заметим лишь, что все эти разновидности критики хороши при условии, что получающий порицание уважает критикующего и ценит его мнение о себе.
Литература
1. Бороздин Г.В. Психология делового общения. – М., 1999.
2. Карнеги Д. Как уберечь себя от беспокойства из-за критики // Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей… – Мн., 1990.
3. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. – М., 1999.