Архитектура и скульптура




КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXIX В.

 

Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Образование и просвещение

В 1803 г. страна была разделена на 6 учебных округов, создана 4-ступенная система образования в России. К середине XIX в. в России насчитывалось 8 университетов, 2 лицея, около 40 гимназий. В 1804 г. был открыт Казанский университет. В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков, который многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

Страх перед проснувшимся самосознанием народа после Отечественной войны 1812 г. заставил Александра I перейти к откровенной реакции, последовательным проводником которой был А.А. Аракчеев. Особенно губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Правительство Николая I продолжило линию на клерикализацию школы, утверждение сословного принципа образования, установило контроль над высшей школой.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был основан Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию, при его содействии открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, целью которого было воспитание «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».

При Александре I духовные учебные заведения были объединены в одну систему: духовные академии (Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии, с 1842 г. открыта духовная академия в Казани) и семинарии (средние духовные учебные заведения).

Наука

Практические потребности развития производства в условиях начавшегося промышленного переворота активизировали научно-техническую мысль. Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой.

Н.И. Лобачевский построил новую, неевклидову геометрическую систему; Н.Н. Зинин осуществил синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности; В.В. Петров исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов; Б.С. Якоби вел исследования в области электрохимии (открыл метод гальванопластики). Выдающийся русский металлург П.П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я. Струве.

Замечательный хирург Н.И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, в 1847 г. в Академии наук выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом.

Н.М. Карамзин написал «Историю Государства Российского » (события до 1611), в которой решающую роль в истории отводил великим людям; С.М. Соловьев — «Историю России с древнейших времен ». Т.Н. Грановский заложил основы медиевистики.

Русские путешественники

В 1803 г. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски под руководством адмирала И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка, составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева (на военных шлюпах «Мирный» и «Восток»). В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен.

Ф.П. Литке (1797—1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основатель Русского географического общества.

Г.И. Невельской сделал крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке, в 1848—1849 гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию, открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин — остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов.

Архитектура и скульптура

Конец XVIII и начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

А.Д. Захаров возвел здание Адмиралтейства. Вместе с французским архитектором Томом де Томоном они построили здание Биржи на стрелке Васильевского острова, систему Петропавловская крепость — стрелка Васильевского острова — Дворцовая набережная. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С.С. Пименовым, И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским.

А.Н. Воронихин, автор проекта Казанского собора (1801 — 1811) взял за образец собор Св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. В собор перенесли прах М.И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И. Орловским.

В 40—50-е гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П.К. Клодта («Укротители коней»), установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку, памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.

С 1818 по 1858 г. строился Исаакиевский собор в Петербурге (французский архитектор Огюст Монферран). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт и художник К.П. Брюллов. По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади — памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812г.

По проектам итальянского архитектора К.И. Росси построены здания Главного штаба, Сената, Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне — Русский музей).

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. После пожара 1812 г. в Москве были возведены такие здания, как Большой театр (архитектор О.И. Бове), Манеж (Бове - архитектор, инженер А.А. Бетанкур), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому (И.П. Мартос).

Один из лучших московских особняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого) — строил архитектор А.Г. Григорьев.

Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В то время в Петербурге развернулось строительство доходных (многоквартирных) домов. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Наступил период эклектики (смешения стилей).

В 1839 г. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. В 1853 г. в Петербурге был возведен дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда); архитектор А.И. Штакеншнейдер использовал мотивы итальянского Ренессанса. Из ранних произведений Штакеншнейдера наиболее известны Мариинский дворец и дворец князей Белосельских-Белозерских.

К.А. Тон строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал декор русского и византийского происхождения: в 1838 г. построен Большой Кремлевский дворец, в 1839 г. заложен храм Христа Спасителя.

Русская живопись

Академизм.

К.П. Брюллов (картины «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», многочисленные парадные и интимные портреты). Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам («Осада Пскова войсками короля Стефана Батория »).

А.А. Иванов (картина «Явление Христа народу »).

Портретисты О.А. Кипренский и В.А. Тропинин оставили прижизненные портреты А.С. Пушкина.

Реализм

П.А. Федотов: его картины «Свежий кавалер », «Завтрак аристократа », «Сватовство майора » носят комедийно-сатирический характер.

Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж (СПб). Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Театр и музыка

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных (М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора » (сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом). На сцене московского Большого театра были поставлены оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин »), «Руслан и Людмила».

А.С. Даргомыжский (опера «Русалка») умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.

А.А. Алябьев, А.Е. Варламов и А.Л. Гурилев — композиторы-любители, они родоначальники русского городского романса.

Русская журналистика

В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета «Казанские известия», с 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости», участилось издание детских и женских журналов. Официальной газетой были «Санкт-Петербургские ведомости », они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф.В. Булгарин издавал газету «Северная пчела », которая расхваливала правительство и во всем старалась угодить властям. Среди русских журналов начала Х1Х в. собой популярностью пользовался «Вестник Европы », основанный в 1802 г. Н.М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений, респектабельностью и высоким уровнем публикуемых материалов. Альманах «Полярная звезда» издавался А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым, в нем сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский (но вышло всего три книги).

В начале царствования Николая I преобладали журналы консервативного направления, только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью (редактор, писатель и историк Н.А. Полевой выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре). «Телескоп», в котором сотрудничал Белинский, издавался Н.И. Надеждиным всего пять лет. Эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» (основал А.С. Пушкин в 1836, с 1847 г. возглавил Н.А. Некрасов), «Отечественные записки» (с 1839 г. издатель и коммерсант А.А. Краевский).

Примером издания консервативного направления может служить журнал «Москвитянин» (1841 — 1856) под общей редакцией М.П. Погодина, это издание, проповедующее идеи «официальной народности», создавалось при содействии С.С. Уварова. Сильной стороной «Москвитянина» была публикация источников по истории, фольклору, быту и обычаям русского народа, защита славянских народов Европы.

Литература

«Золотым веком» назван период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX в. Основные направления:

а) романтизм — литературное направление, которое появилось после Отечественной войны 1812 г. Представителем салонного романтизма был В.А. Жуковский, гражданского — К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер и др. Раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова тоже связано с романтизмом;

б) во второй четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм, основоположником которого является А.С. Пушкин. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др.

Сатирический характер и публицистичность прослеживаются у Н.В. Гоголя («Мертвые души», «Нос», комедия «Ревизор»), М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»).

Для литературы XIX в. характерен особый психологизм, в ней преобладает философская, общественно-политическая проблематика (Н.А. Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо?»). Начинает оформляться критический реализм, или «натуральная школа » (Н.В. Гоголь «Шинель»; А.И. Герцен «Кто виноват?»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: