2. Гражданин П., 22 лет, обвиняется в убийстве.
Наследственность не отягощена. В детстве перенес пневмонию, дизентерию в тяжелой форме. Отставал в психическом развитии. Был вспыльчивым, драчливым. В школе с 8 лет, дважды оставался на повторный курс в 1 классе, переведен во вспомогательную школу. На уроках неусидчив, расторможен. Дома груб, агрессивен по отношению к матери, часто убегал из дома, совершал мелкие кражи, в связи с чем состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Окончил 6 классов вспомогательной школы, работал кровельщиком. К работе относился недобросовестно, допускал прогулы, употреблял спиртные напитки. В алкогольном совершил убийство гражданки Е.
Во время допроса: словарный запас ограничен, обьём знаний бедный, вместе с тем хорошо ориентируется в практических вопросах. Склонен к утяжелению своей интеллектуальной ограниченности. Правонарушение не отрицает, но ссылается на запамятование некоторых своих действий, пытается уверить, что у него в период правонарушения «что-то случилось с головой».
Какое заболевание можно предполагать у гражданина П. Составить перечень медицинских документов, необходимых для проведения экспертизы.
3. Тестовое задание.
№ п/п | Наименование вопроса | Варианты ответа | Код ответа |
Предмет судебной психиатрии составляют: | психические расстройства, не имеющие юридическое значение | ||
все психические расстройства | |||
психические расстройства, имеющие юридическое значение в уголовном и гражданском процессе | |||
Судебно-психиатрическая экспертиза относится к судебным экспертизам, назначаемым и проводимым только при производстве: | Уголовных дел | ||
Гражданских дел | |||
Уголовных и гражданских дел | |||
Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза начинается с момента доставки в экспертное учреждение: | Постановления или определения о ее назначении | ||
Материалов уголовного дела, а также прибытия или доставки в стационар испытуемого | |||
Постановления или определения о ее назначении, материалов уголовного дела, а также прибытия или д оставки в стационар испытуемого | |||
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию и характеру совершенного деяния нуждается в стационарном лечении и общем надзоре, но не требует наблюдения: | Интенсивного | ||
Пассивного | |||
Периодического | |||
В остром периоде заболевания, при психозах, больные шизофренией признаются: | Не вменяемыми | ||
Вменяемыми | |||
Частично вменяемыми | |||
Что более свойственно людям находящимся в депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза: | Совершение имущественных правонарушений | ||
Совершение правонарушений против личности | |||
Попытки самоубийства или расширенного самоубийства | |||
Основное действие алкоголя на организм: | Притупляет чувства и снижает настроение | ||
Обостряет чувства и появляется желание выпить | |||
Опьяняющее, что определяется не только количеством спиртного, но и его крепостью. | |||
Патологический аффект – это болезненное состояние психогенного происхождения, возникающее… | у практически психически здорового человека | ||
у психически больного человека | |||
у человека с неустойчивой психикой | |||
Меры медицинского характера направлены на…: | излечение больных | ||
улучшение психического состояния больных | |||
излечение или улучшение психического состояния больных, а также предупреждение совершения ими новых деяний | |||
При решении вопроса о проведении судебно-психиатрической экспертизы дознаватель, следователь, прокурор, судья выносят: | постановление | ||
определение | |||
либо постановление, либо определение |
|
|
Дополнительная литература
1. Жариков, Николай Михайлович. Судебная психиатрия: учеб. для вузов / Н. М. Жариков, Г.В. Морозов, Д. Ф. Хритинин; под общ. ред. Г. В. Морозова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2004.- X, 514 с
2. Петров, Олег Иванович. Судебная психиатрия: учебно-метод. комплекс по специальности 021100 "Юриспруденция" / Петров О. И.; НГУЭУ, Каф.уголовно-правовых наук.- Новосибирск, 2004.- 128 с.
Вариант № 4
1. Гражданин С., 23 лет, обвиняется в убийстве трехлетнего племянника.
Отец умственно отсталый, сестра больна эпилепсией. С. Отставал в психическом и физическом развитии, рос тихим, замкнутым ребенком. В школе с 8 лет, материал не усваивал, в 1 и 3 классах оставался на второй год, в дальнейшем с трудом переходил из класса в класс. Окончил 8 классов, поступил в училище, но учиться не смог, так как не справлялся с программой. В последующем не работал, в 19 лет установлена инвалидность 2 группы. Родственники характеризуют его трудолюбивым, но вспыльчивым, иногда у него отмечались «вспышки ярости», во время которых он избивал членов семьи. В день совершения деяния ожидал получения пенсии, был напряженным, злобным, бранил почтальона, который не принес деньги. В это время его трехлетний племянник попросил печенье, в ответ на это С. Стал избивать ребенка руками, ногами, бил его головой о стену.
|
Во время беседы: Говорит простыми короткими фразами. Речь бедна, запас общеобразовательных сведений скудный; едва читает по слогам, простые арифметические действия выполняет с ошибками, не улавливает переносного смысла пословиц и поговорок. При расспросах о деянии не высказывает сожаления о смерти племянника, не испытывае6т чувства вины, заявляет, что был очень зол на почтальона, а племянник попался под «горячую руку». Ранее привлекался к уголовной ответственности, проходил судебно-психиатрическую экспертизу.