Написать сжатое изложение по №119




Тема урока: Склонение и падеж имён существительных.

Гласные в падежных окончаниях существительных. Сжатое изложение

Дата: 9.12

 

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Изменение имён существительных по падежам.

2. Склонение имён существительных.

4. Падежные окончания имён существительных.

5.Сжатое изложение как вид речевой деятельности.

6.Приёмы сжатия текста.

7.Правила написания сжатого изложения.

 

Тезаурус

Падеж – это форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении.

 

Склонение – это изменение имен существительных по падежам или по падежам и числам, а также класс слов, объединённых общностью словоизменения.

 

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

 

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

 

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста.

 

Микротема – это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

 

Текст – (от латинского textus ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

 

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Работа по теме урока

Изменение существительных по падежам называется склонением. Склонение существительных определяется по именительному падежу единственного числа, что является начальной формой. В зависимости от рода существительных и их окончаний они распределяются по трём склонениям. Обратите внимание на представленную таблицу.

 

1 склонение 2 склонение 3 склонение
Существительные с окончанием -а, -я женского и мужского рода (школа, земля, папа, дядя) Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е (товарищ, окно, поле) Существительные женского рода с нулевым окончанием (молодёжь, рожь, дочь)

 

Распределите в три столбика существительные: на опушке, под музыку, без помощи, около полуночи, твёрдой рукой, за деревом, с озера, дедушкой, с песней, без пуговицы, от указателя, от двери, о юноше, за компьютером, с радостью, о рыцаре.

 

1 склонение 2 склонение 3 склонение
       

 

- Сколько падеже й в русском языке? Назовите падежные вопросы?

 

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях существительных единственного числа?

Давайте составим алгоритм рассуждения:

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

 

 

По принадлежности к склонению также выделяется особая группа существительных – это те, которые оканчиваются на -ия, -ий, -ие (компания, алюминий, знание).

 

Заметим, что там, где у обычных существительных окончание или , у нашей группы и у существительных 3-го склонения – только .

 

3.Тренировочные задания (письменно!)

1.Обозначьте падеж существительных одной буквой (И, Р, Д, В, Т, П).

Спорить с жаром (___); интересная мысль (__); идти через поле (__); управлять войском (__); рассказывать о путешествии (__); улыбка ребёнка (__); винить во всём судьбу (__); почесать в затылке (__); подарок сыну (__)

Ответы:?

 

2.Укажите существительные, которые относятся к третьему склонению.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) существительные мужского рода с нулевым окончанием

2) существительные женского рода с нулевым окончанием

3) существительные среднего рода с окончаниями -о, -е

4) существительные женского рода с окончаниями -а, -я

 

Ответ:?

 

3. Вставьте пропущенные буквы.

1. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.

2. Не в деньгах счастье, а в согласи….

3. В хорошем сочетани… каждая буква – золото.

4. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.

5. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк….

 

4. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

 

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност….

 

Сжатое изложение

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

Как составить сложный план

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.

3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.

4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

1. Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.

2. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.

3. Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.

4. Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

Приёмы сжатия текста

Исключение подробностей и деталей Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.
Обобщение однородных явлений Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.
Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения) Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

Пример:

 

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. —

На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

(И. Соколов-Микитов)

 

Применили ИСКЛЮЧЕНИЕ

Пример:

 

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись.

Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.

Применили ИСКЛЮЧЕНИЕ

(Ю. Казаков)

 

Пример:

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.

Сказки любят все.

Применили ОБОБЩЕНИЕ

Пример

Применили УПРОЩЕНИЕ

Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

Рассмотрим текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

– Замолаживает…

– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.

– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Булатову и В. Порудоминскому)

Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.

Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

- О ком идет речь в тексте? (о Владимире Дале).

2.Всупительное слово учителя о В. Дале.

 

По образованию он был врачом – хирургом: стоял у смертного одра своего друга и ровесника – Александра Сергеевича Пушкина; он был также известным писателем; имел большие склонности и способности к разного рода техническим работам, был, как говорится, «мастером на все руки».

Но нас сейчас особенно интересует его всемирно известный труд «Толковый словарь живого великорусского языка», изданный в середине XIX века. В четырех томах собрано свыше двухсот тысяч русских слов и 30 тысяч пословиц. В 17-летнем возрасте Даль впервые вывел в своей знаменитой записной книжке понравившееся ему народное слово, услышанное от ямщика – «замолаживает». И юноша принял решение, которое повернуло всю его жизнь: он стал вслушиваться в народную речь и собирать слова. Увлекшись этой работой, Даль сделал ее главной целью своей жизни. Собирал человек слова почти полвека и завершил свой труд, издав вот такой великолепный словарь.

 

- Какова основная мысль текста?

- (Морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни Даля. В этот день он принял решение собирать слова.).

-

- Как можно озаглавить текст? («Дело всей жизни», «Важное решение», «Первое слово знаменитого словаря», «Самый главный день в жизни Даля», «Решение, которое перевернуло жизнь Даля»).

-

- Определите стиль текста? (художественный).

-

- Какие художественные средства использует автор? (эпитеты: холодный глаз; сравнения: сани идут легко, словно под парусом; метафора: решение перевернуло жизнь; олицетворение: вырос знаменитый словарь).

- Замените выражение заволакиваться тучками лексически нейтральным синонимом (затянуться).

 

3.Деление текста на микротемы (4 микротемы).

4.Работаем над составлением плана и выбираем ключевые слова

- Прочитайте первый абзац. О ком идет речь? Важен ли этот абзац для раскрытия микротемы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? (В первом абзаце особенно важно описание седока, эта часть заинтересовывает читателя, которому хочется узнать, кто же этот человек, замерзающий от холода и в то же время не теряющий интереса к словам, к тому, как говорят в народе, именно эта часть рисует Даля как человека, который не отступит от принятого решения).

 

Простой план Цитатный план

1.Холодно! 1. «Мичманская форма греет плохо»

 

Ключевые слова

Едут двое. Ямщик в тулупе. Седок жмется от холода, форма греет плохо.

 

- Перескажите I часть (По серому насту сани идут легко. Ямщик, одетый в теплый тулуп, всё поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Мичманская форма греет плохо.).

 

- Прочитайте 2 абзац.

- Нужно ли воспроизводить разговор между ямщиком и мичманом в форме диалога? (Желательно. Диалог оживляет повествование и характеризует Даля как человека любознательного.)

- Составьте второй пункт плана и выпишите ключевые слова.

 

Простой план Цитатный план

2.Дорожный разговор ямщика и мичмана. 2. «Замолаживает…»

 

Ключевые слова

Замолаживает, пасмурнеет, к теплу.

 

- Перескажите эту часть текста сжато (Ямщик все посматривал на небо. Вдруг утешительным басом сказал: «Замолаживает». Мичман посмотрел недоуменно, а ямщик пояснил смысл слова: «пасмурнеет» - к теплу.)

 

- Прочитайте 3 абзац.

- Что важно взять из этого абзаца?

- Можно ли его сжать? (Да, можно. Даль делает первую запись и долго дует на закоченевшие пальцы – в этом настойчивость, упорство).

- Надо ли воспроизвести буквами все, что записал Даль в записную книжку? (Необязательно, следовательно, основную мысль передадим сжато).

 

Простой план Цитатный план

3.Новое слово и записная книжка. 3. «Замолаживать – иначе пасмурнеть…»

 

Ключевые слова

Долго дует на закоченелые пальцы.

 

- Перескажите эту часть текста сжато (Мичман достал записную книжку и записал это понравившееся слово «Новгородской губернии»).

-

 

- Прочитайте 4 абзац текста.

- Какие факты из этой части текста необходимо воспроизвести в изложении?

- Составьте 4 часть плана и выпишите ключевые слова.

 

Простой план Цитатный план

4.Самый главный день в жизни. 4. «Решение, которое перевернуло жизнь».

 

Ключевые слова

Мартовский день 1819 года, на пути из Петербурга в Москву, сорок лет упорной работы, «Толковый словарь живого великорусского языка».

 

- Перескажите эту часть текста сжато (Тот мартовский день перевернул всю жизнь мичмана. Он исписал застывшими руками первую страничку записной книжки. Из страницы после сорока лет вырос «Толковый словарь». А мичманом был В.И. Даль).

 

Пунктуационная работа

- Какие знаки препинания вызывают трудность?

- Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.

- Вспомните правила постановки знаков препинания при диалоге.

 

 

Текст состоит из 154 слов, а сжатый текст из 82 слов.

Домашнее задание

Написать сжатое изложение по №119

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: