Проблема социализации ребенка в творчестве педологов




Практические занятия 5

Проблема социализации ребенка в творчестве педологов

Вопросы для обсуждения

1. Л.С. Выготский: основной закон культурного развития.

2. Значение кризисов в развитии личности.

3. Понятие «социальная ситуация развития».

4. Значение сотрудничества с другими людьми в психическом развитии.

5. «Зона ближайшего развития» - фундаментальное понятие теории Л.С. Выготского.

6. Переживание ребенка как индикатор его социализации.

7. Сущность социализации в понимании А.Б. Залкинда.

 

Литература для подготовки

Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 127-142.

 

Требования:

– степень активности при обсуждении вопросов;

– свободное владение изученным материалом.

Критерии оценок:

0 – пропуск занятия;

1 – однократное участие в обсуждении вопросов с полной опорой на материал;

2 – активное участие в обсуждении вопросов, свободное владение изученным материалом.

 

Материалы для подготовки к ПрЗ 5

Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 127-142.

Проблема социализации ребенка в творчестве педологов

Лев Семенович Выготский (1896-1934), как психолог, работавший с середины 20-х гг. XX в. в области педологии, не мог пройти мимо горячо обсуждаемой и изучаемой разными науками проблемы: как ре­бенок, развиваясь, переходит от биологического существования к пол­ноценной социальной жизни, как биологическое существо становится социализированной личностью? И западные, и отечественные науки о человеке первой трети XX в. в своих изысканиях так или иначе исходили из дуалистического посту­лата о существовании двух миров: социального (как внешнего) и инди видуального (как внутреннего). Более того, многие психологи вслед за Ж. Пиаже пытались из индивидуального поведения выводить социаль­ное, то есть устойчиво закреплялось научное понимание того, что раз­витие ребенка идет от индивидуальных психических функций к социа­лизации.

Заслуга Л. С. Выготского в том, что он был первым, кто заявил, что социальное и индивидуальное в развитии ребенка не противостоят друг другу как отдельно функционирующие внешнее и внутреннее. Это две формы существования одной и той же высшей психической функ­ции. «Все высшие психические функции суть интериоризированные отношения социального порядка, основа социальной структуры лич­ности. Их состав, генетическая структура, способ действия — одним-словом, вся их природа социальна».

Психическая природа человека, говорит Л. С. Выготский, — это своеобразный «слепок с социального», потому что социальноене просто влияние среды, а источник развития личности. Ребенок ин-териоризирует те виды деятельности, которые первоначально были внешними по отношению к нему, осуществлялись другими людьми и были закреплены в общественных формах культуры. По существу, Л. С. Выготский сформулировал основной закон культурного развития: «...всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологиче­ском. Сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Он подчеркивал, что этот закон определяет развитие всех психических процессов, даже таких различных, с точки зрения традиционной эмпирической психо­логии, как внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля. В работе «Проблема возраста» Л. С. Выготский утверждает, что раз­витие ребенка характеризуется не только единством индивидуального и социального, но и отличается непрерывностью, неравномерностью, чередованием плавных незаметных внутренних изменений личности и резких «качественных скачков», кризисов. Он выделяет 5 основных «скачков» детского развития: кризис новорожденного, кризис 1-го года, кризис 3 лет, кризис 7 лет и кризис 13 лет. Именно в эти «кризисные» периоды отчетливо проявляются главные новообразования, качествен­ные достижения, состоявшиеся в личностном развитии ребенка: у но­ворожденного — переход от внутриутробной жизни к новой социаль­ной среде; у годовалого — овладение речью и навыками хождения, у трехлетнего — активизация аффективных и волевых процессов, у се­милетнего — проявления самостоятельности, у тринадцатилетнего — смена установки в индивидуальной деятельности от наглядности к по­ниманию и дедукции.

В последующий за «кризисом» период развитие идет за счет этих новообразований, и они существенно меняют отношения ребенка как к окружающей среде, так и к самому себе. Л.С. Выготский вводит чрез­вычайно важное понятие «социальная ситуация развития» — это «со­вершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исклю­чительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной»1. Он специально подчеркивал, что социальная ситуация развития, а не сам ребенок вызывают все изменения личности. Именно социальная ситу­ация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие.

Чрезвычайно важной для педагогики является мысль Л.С. Выгот­ского о том, что высшие психические функции рождаются как формы социальных отношений в сотрудничестве с другими людьми, в пер­вую очередь с родителями, с близкими в семье, позже с педагогами и сверстниками. Именно Л. С. Выготский оказался идейным единомыш­ленником А. С. Макаренко, утверждая, что взросление ребенка, вхож­дение его в социальную жизнь возможно только в коллективе, где дей­ствует естественная сила «отношений ответственных зависимостей» (понятие из аппарата макаренковской педагогики). Сама природа дет­ского развития требует от воспитателей организовывать коллективную деятельность и отношения сотрудничества, только они обеспечат на­стоящую «социальную координацию» поведения.

Л.С. Выготский убедительно доказывает, что интериоризация — это не просто движение некоего влияния извне, от социума во внутренний мир личности, а это еще и движение ребенка от совместной со взрослым деятельности к деятельности самостоятельной. Известное фундаментальное понятие теории Л.С. Выготского — «зона ближай­шего развития» — открывает смысл самого взаимодействия взрослых с ребенком в процессе его развития: то, что ребенок сегодня выполняет в сотрудничестве, завтра он сможет успешно сделать самостоятельно. Значение феномена «зоны ближайшего развития» нередко соотносят только с решением познавательных задач, ссылаясь на известное утверждение Л.С. Выготского о том, что правильно организованный процесс обучения создает «зону ближайшего развития» и «ведет за со­бой» развитие. Но его смысл гораздо глубже, он распространяется на весь процесс социального становления личности ребенка, на овладение любой деятельностью, поведением, на осознание самого себя.

По убеждению Л.С. Выготского, к которому он пришел в результа­те серьезных экспериментов, ребенок всегда вступает во взаимоотно­шения с любой жизненной ситуацией не непосредственно, а «через другое лицо». «Вся история психического развития ребенка учит нас, что с первых же дней его приспособление к среде достигается соци­альными Средствами через окружающих людей. Путь от вещи к ребен­ку и от ребенка к вещи лежит через другого человека».

Поэтому в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, точно запечатлевая их слова, действия, поступки, а органи­зует собственное поведение по тому социальному образцу, который освоил во взаимодействии со взрослыми, как выражается Л. С. Выгот­ский, через «сотрудничество сознаний». Это, он считает, и есть «при­менение социального отношения себе, перенос социальной формы по­ведения в свою собственную психическую организацию».

Для понимания психологической природы социализации ребенка очень важны попытки Л.С. Выготского найти тот «первокирпичик», ту единицу самой «социальной ситуации развития», когда сталкивают­ся, вступают во взаимодействие влияния среды и внутренние отноше­ния ребенка. Такой «единицей» он считает «переживание». Именно переживание ребенка является «индикатором» его социализации, в нем проявляется своеобразное соотношение внешней и внутренней сил социального развития, то, как он понимает происходящие события, явления, поступки людей и как к ним относится, насколько принимает или отторгает. Л.С. Выготский пишет: «...среда определяет развитие ребенка через переживание среды».

Нетрудно заметить, что Л.С. Выготский, который в 20-е гг. XX в. преподавал педологию на педологическом факультете 2-го МГУ, про­сто по определению не мог быть сторонником выделения в ребенке «биологической части», «социальной части» и тем более их противо­поставления. Он рассматривал педологию как науку о целостном раз­витии ребенка. После печально известного Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», когда началось яростное партийное искоренение «лженауч­ного» направления, тогдашний нарком просвещения А.С. Бубнов объя­вил в качестве наиболее типичных для педологии взгляды П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Последний уже не мог прямо, в научной дискуссии опровергнуть такие обвинения и защитить свои позиции. Он умер в 1934 г., когда еще ничто не предвещало гибели педологии.

К сообществу педологов принадлежал и Арон Борисович Залкинд (1889-1936) — редактор журнала «Педология», один из лидеров социо-генетической концепции, в центре которой стояла проблема социаль­ной среды и взаимодействия ребенка с ней. Но в отличие от Л.С. Вы­готского А.Б. Залкинд утверждал, что ребенок — прямой продукт средовых влияний, они обусловливают и социализацию, и воспитание.

Кроме того, социальная среда — довольно устойчивый фактор, она остается неизменной на протяжении развития конкретного ребенка. Поэтому социализация заключается в приспособлении к среде, в выра­ботке навыков соответствующего поведения, чтобы установить некое «равновесие» со средой.

В начале 30-х гг. прошлого века А.Б. Залкинд ставил вопрос о не­обходимости учитывать классовые особенности социализации у детей трудящихся и контрреволюционных элементов (бывших дворян, куп­цов, крестьян-кулаков) и выдвигал требование «обновления педологи­ческого материала о крестьянском, колхозном ребенке, который в связи с глубочайшими переменами в экономике, технике и культуре в среде крестьян дает и даст совершенно новые формы возрастного развития в сравнении с теми, какие накоплены о детях крестьянства буржуазной наукой, изучающей их в условиях «идиотизма деревни».

А.Б. Залкинд и его сотрудники в пылу борьбы за верность марксистской идеологии впадали в серьезное противоречие: идея о неизменности влияния среды никак не увязывалась с необходимостью признавать прогрессивные социальные изменения в обществе, строящем социализм, особые влияния «социалистической среды».

Но нельзя пройти мимо весьма значимого, с точки зрения современного понимания социализации, положения А.Б. Залкинда о необходимости каждому учителю знать условия развития ребенка, «объем его жизненного опыта» и особенности этого опыта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: