Пояснительная записка
Душа ребенка – пламенный сосуд,
Прозрачны стенки, совершенны формы,
Но от того, чем мы его наполним,
Зависит будущего человека суть.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный
кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в, свойственных для них, привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Взрослым необходимо помнить, что чтение, письмо, математические навыки – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического, интеллектуального). Развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
Проблема раннего обучения детей существовала и в 19 веке и, перешагнув через столетие, существует до сих пор. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).
Дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, у первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а взрослым увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к школе.
Возрастной диапазон – 6 -7 лет.
Продолжительность обучения – 1 год.
Количество часов – 64 (2 раза в неделю)
Продолжительность занятия – 25-30 минут.
Цель программы -
Всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы, в рамках реализации нового образовательного стандарта второго поколения, позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
v Воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность, аккуратность;
Формировать культуру общения друг с другом;
v Обучающие:
Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
Развитие мотивации к учебной деятельности.
v Развивающие:
Прививать ответственное отношение к учебе;
Активизировать творческий потенциал;
Развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
Развивать память, мышление, воображение.
Принципы построения программы:
v Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
v Доброжелательный климат
v Недопустимость менторской позиции и порицания
v Положительная оценка любого достижения ребенка
v Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
v Занимательность
v Наглядность
Программа состоит из следующих разделов:
v «От звука к букве» Е.В.Колесникова
v «Математические ступеньки» Е.В.Колесникова
Учебно-методическое обеспечение программы:
v «Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В.Колесникова
v «Математика для детей 6 -7 лет» Е.В.Колесникова
v Тетради на печатной основе «От А до Я» Е.В.Колесникова
v Тетради на печатной основе «Я считаю до 20» Е.В.Колесникова
Условия реализации программы
v Количество детей в группе – 17 человек
v Занятия организуются на базе детского сада в течение всего учебного года
v Временная структура - два раза в неделю с 25-30 минутными занятиями
v Гигиенические требования по организации обучения детей
1. каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья
2. в комнате боковое левостороннее естественное освещение
3. искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему
4. во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей
5. перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание
6. на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников