ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СОСТАВЫ ЭКИПАЖЕЙ




ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

НА ОРБИТАЛЬНУЮ СТАНЦИЮ «САЛЮТ-6»

(1977-1981 ГГ.),

РАЗРАБОТАННУЮ ПОД РУКОВОДСТВОМ

АКАДЕМИКА В.П.ГЛУШКО

Программа «Интеркосмос» [*]

 

А.В.Глушко

 

В сентябре 1976 г. СССР объявил о начале набора военных летчиков и инженеров стран, членов программы «Интеркосмос», для полетов в космос на борту космического корабля «Союз» и орбитальной станции «Салют-6». Из всех претендентов Советскому Союзу предстояло отобрать по два представителя от каждой из стран. К кандидатам предъявлялись следующие требования: высшее техническое образование, большой опыт полётов, прекрасное здоровье и устойчивость к стрессовым ситуациям.

Первыми были отобраны представители ЧССР, ПНР и ГДР. В такой же последовательности была определена и очередность их полетов. Однако к этому решению пришли не сразу и еще летом 1977 г. продолжались ожесточённые споры по вопросу о том, представитель какой страны должен лететь первым. Споры были жаркими и долгими. Единодушия не было и среди советских руководителей. Но, в конце концов, остановились на той последовательности, в которой в последствии представители этих стран совершили полеты в космос.

Отбор кандидатов от Чехословакии начался летом 1976 г. еще до официального объявления о его начале в виде предварительного просмотра личных дел возможных претендентов.

Первоначально были отобраны 100 летчиков. Они прошли собеседование и медицинскую комиссию, по результатам которых из них осталось только 20 человек. В июле 1976 г. вся группа была направлена в Военно-авиационный институт для прохождения дальнейших испытаний по медицинским и психологическим тестам; на этом этапе к отбору подключились уже специалисты из Советского Союза.

В ноябре 1976 г. восемь претендентов на полет в космос прибыли в Центр подготовки космонавтов для прохождения окончательных медицинских исследований. На их основе к непосредственной подготовке были допущены - инженер-майор Олдржих Пелчак и капитан Владимир Ремек (сын главкома ВВС), которые с 8 декабря приступили к общекосмической подготовке.

В результате отбора в частях ВВС Войска Польского из первоначальной группы в 71 человек было отобрано 4 кандидата:

майор Анджей Бугала,

майор Хенрик Халка.

майор Мирослав Хермашевский

капитан Тадеуш Кузнора.

Но после летних военных учений к ним был добавлен 5-й – подполковник Зенон Янковский, хорошо проявивший себя и своими показателями заинтересовавший медиков.

Эта пятерка отправилась на прохождение окончательного этапа отбора, который проводила Главная военная врачебно-авиационная комиссия Военного института авиационной медицины. Из них к декабрю были отобраны двое: М.Хермашевский и З.Янковский; они прибыли в ЦПК и приступили к подготовке в один день с чехами.

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СОСТАВЫЭКИПАЖЕЙ

(Сентябрь 1975 – сентябрь 1977 гг.)

 

Основной экипаж ЭП-2 Дублирующий экипаж ЭП-2
А.А.Губарев В.Ремек Ю.Ф.Исаулов О.Пелчак
Основной экипаж ЭП-3 Дублирующий экипаж ЭП-3
П.И.Климук М.Хермашевский В.Н.Кубасов З.Янковский
Основной экипаж ЭП-4 Дублирующий экипаж ЭП-4
В.Ф.Быковский З.Йен В.В.Горбатко Э.Кёллнер
                   

 

Генерал-лейтенант Национальной Народной Армии (ННА) Германской Демократической Республики Вольфганг Райнхольд возглавил отбор добровольцев среди квалифицированных летчиков ВВС ННА. Испытаниям были подвергнуты 30 человек, выразивших желание слетать в космос, и только четыре из них в ноябре 1976 г. прибыли в ЦПК:

оберст-лейтенант Рольф Бергер,

оберст-лейтенант Эберхард Гольбс,

оберст-лейтенант Зигмунд Йен,

оберст-лейтенант Эберхард Кёллнер.

В результате последних проверок были отобраны З.Йен и Э.Кёллнер, приступившие к занятиям вместе с представителями ЧССР и ПНР.

Все первые представители социалистических стран, отобранных по этой программе, были военными и в основном ранее учились в СССР, так как одним из обязательных условий полёта в космос было знание русского языка.

После окончания ОКП из космонавтов ЦПК, готовившихся в группах ДОС, международных программ и космонавтов социалистических стран 22 августа 1977 г. были сформированы шесть экипажей:

- советско-чехословацкие: Губарев-Ремек и Исаулов-Пелчак;

- советско-польские: Климук-Хермашевский и Кубасов-Янковский;

- советско-германские: Быковский-Йен и Горбатко-Кёллнер.

В этих составах они и начали готовиться к полетам в космос. Программой полетов предусматривалось, что советско-чехословацкий экипаж должен будет полететь на корабле «Союз-27», в качестве второй экспедиции посещения, к экипажу ЭО-1 В.В.Коваленку и В.В.Рюмину в районе нового 1978 года.

Следующие экипажи, старт которых назначен на середину 1978 г., станут соответственно первой и второй экспедициями посещения станции «Салют-6» и ЭО-2 (Ю.В.Романенко и А.С.Иванченков).

Вот, что вспоминал об этом В.В.Горбатко: «…меня вызывал Шаталов и сообщил, что есть предложение включить меня в экипаж. Я был назначен командиром 2-го экипажа СССР–ГДР. Мы готовились вместе с Э.Кёлльнером. Он пришел к нам очень опытным, был командиром полка на МиГ-21. С ним было очень интересно работать. Он шутник, частенько подтрунивал над всеми. Могу сказать, что подготовлены мы были нисколько не хуже, чем Быковский с Йеном. И у нас не было никакого соперничества, и мы с Кёлльнером мирно отдублировали…»

Однако этому плану не суждено было сбыться...

Неудача экипажа Коваленок-Рюмин заставила переформировать экипаж, командир которого был нелетавшим космонавтом. В результате 20 сентября 1977 г. Ю.Ф.Исаулова заменили на дважды летавшего Н.Н.Рукавишникова, находившегося после программы «Союз» - «Аполлон» в так называемом резерве, т.е. ожидавшего назначение на непосредственную подготовку, а Ю.Ф.Исаулова перевели обратно в группу космонавтов для подготовки по программе «Салют», в которой он числился с июня по декабрь 1976 г., т.е. в резерв. Таким образом, готовившийся в течение полугода в качестве командира экипажа, Ю.Ф.Исаулов только месяц проходил подготовку вместе со своим чехословацким коллегой. Однако их отношения продолжаются и по сей день...

Всю программу сдвинули на более позднее время. Теперь полеты экипажей смещались по времени на следующие основные экспедиции.

В феврале 1978 г. закончилась подготовка советско-чехословацких экипажей, и в конце месяца они вылетели на космодром. Старт космического корабля «Союз-28» состоялся 2 марта 1978 г. в 18 часов 28 минут по московскому времени. Этим стартом открылся новый этап исследования и использования космического пространства в мирных целях, проводимых совместно странами социалистического содружества в соответствии с программой «Интеркосмос».

3 марта в 20 часов 10 минут по московскому времени была произведена стыковка с орбитальным комплексом «Салют-6» - «Союз-27». В ходе семисуточного полета международным экипажем орбитального комплекса был проведен ряд совместных советско-чехословацких исследований и экспериментов. 10 марта экипаж совершил мягкую посадку в 310 километрах западнее г. Целинограда.

Однако, помимо чисто политических целей, все полеты преследовали еще и чисто практические. Данные, полученные в космосе в результате проведенных экспериментов, находили широкое применение в народном хозяйстве государств-заказчиков. И в отличие от

 

ВТОРОЙ СОСТАВ ЭКИПАЖЕЙ

(Октябрь 1977 – апрель 1979 гг.)

Основной экипаж ЭП-2 Дублирующий экипаж ЭП-2
А.А.Губарев В.Ремек Ю.Ф.Исаулов О.Пелчак
Основной экипаж ЭП-3 Дублирующий экипаж ЭП-3
П.И.Климук М.Хермашевский В.Н.Кубасов З.Янковский
Основной экипаж ЭП-4 Дублирующий экипаж ЭП-4
В.Ф.Быковский З.Йен В.В.Горбатко Э.Кёллнер
Основной экипаж ЭП-5 Дублирующий экипаж ЭП-5
Н.Н.Рукавишников Г.И.Какалов Ю.В.Романенко А.П.Александров
                     

 

Основной экипаж ЭП-6 Дублирующий экипаж ЭП-6
В.Н.Кубасов Б.Фаркаш В.А.Джанибеков Б.Мадьяри
             

 

своего старшего «социалистического брата» - Советского Союза эти страны старались по максимуму использовать результаты полетов своих космонавтов.

Следом за Президиумом Верховного Совета СССР правительство ЧССР наградило космонавтов ответными наградами, решив таким образом ответить на советскую инициативу.

9 июня 1978 г. советско-польские экипажи сдали комплексные экзамены и вылетели на Байконур.

Интересен еще и тот факт, что перед полетом в космос польскому космонавту-исследователю предложили поменять свою фамилию, как не пристойную быть фамилией первого космонавта ПНР. Так Хермашевский стал Гермашевским.

27 июня 1978 г. «Союз-30», пилотируемый советско-польским экипажем, взял курс на станцию «Салют-6».

28 июня 1978 г. в 20 час О5 мин московского времени была произведена стыковка космического корабля «Союз-30» с орбитальным комплексом «Салют-6» - «Союз-29». Вновь на околоземной орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс в составе орбитальной станции «Салют-6» и двух космических кораблей «Союз», а на борту комплекса работал международный экипаж в составе космонавтов: В.В.Коваленка, А.С.Иванченкова, П.И.Климука и М.Гермашевского.

В течение семи дней полета на борту орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6» - «Союз-29» - «Союз-30» международный экипаж выполнил программу исследований и экспериментов, разработанную совместно учеными Советского Союза и Польской Народной Республики.

В ходе полета космонавты проводили визуальные наблюдения и фотографирование различных районов поверхности Земли в целях изучения природных ресурсов, выполнили ряд технологических и медико-биологических экспериментов. В частности, в условиях космического полета были получены новые материалы, изучалось влияние невесомости на образование и рост полупроводниковых кристаллов. Значительный объем исследований касался проблемы создания оптимальных условий для обеспечения жизнедеятельности экипажей в длительном космическом полете.

5 июля 1978 г. в 13 часов 15 минут московского времени корабль и станция расстыковались, затем была включена тормозная двигательная установка корабля. По окончании работы двигателя произошло разделение отсеков космического корабля «Союз-30», и спускаемый аппарат перешел на траекторию снижения. На расчетной высоте была введена в действие парашютная система, непосредственно у Земли включились двигатели мягкой посадки, после чего спускаемый аппарат корабля «Союз-30» совершил мягкую посадку в расчетном районе территории Советского Союза в 300 километрах западнее города Целинограда.

Так же, как и Президиум Верховного Совета СССР, вслед за правительством ЧССР, руководство ПНР также награждает международный экипаж высшими орденами своей страны – Крестами Грюнвальда I степени. Помимо этого, космонавты В.В.Коваленок и А.С.Иванченков тоже были награждены Крестами Грюнвальда III степени за участие в совместном советско-польском полете в космос.

Подготовка к полету советско-немецких экипажей была закончена 9 августа. Экипажи прошли комплексные тренировки и вылетели на Байконур.

26 августа 1978 г. в Советском Союзе был запущен космический корабль «Союз-31», пилотируемый международным экипажем в составе В.Ф.Быковского и гражданина ГДР З.Йена.

27 августа 1978 г. в 19 часов 38 минут московского времени произведена стыковка космического корабля «Союз-31» с орбитальным комплексом «Салют-6» - «Союз-29». После проверки герметичности стыковочного узла космонавты В.Ф.Быковский и З.Йен перешли в помещение станции.

В течение семи дней работы на борту станции международный экипаж выполнил обширную программу совместных исследований и экспериментов: медико-биологические и технологические эксперименты, исследования физических процессов и явлений в земной атмосфере, визуальные наблюдения и фотографирование различных районов поверхности Земли и акватории Мирового океана в целях изучения природных ресурсов.

Съемка выполнялась с помощью установленной на станции «Салют-6» многозональной фотоаппаратуры МКФ-6М, разработанной совместно специалистами СССР и ГДР и изготовленной на народном предприятии «Карл Цейс Йена» в ГДР, а также аппаратурой, доставленной на орбиту кораблем «Союз-31». Были получены новые данные о характере протекания физических процессов в атмосфере Земли. Проведен ряд медико-биологических исследований с целью дальнейшего изучения влияния факторов космического полета на организм человека и развитие биологических объектов.

3 сентября 1978 г. после успешного завершения программы совместных работ на борту орбитального научно - исследовательского комплекса «Салют-6» - «Союз-29» - «Союз-31» международный экипаж с составе: дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.Ф.Быковского и космонавта-исследователя, гражданина ГДР З.Йена возвратился на Землю. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-29» совершил мягкую посадку в заданном районе территории Советского Союза в 140 километрах юго-восточнее города Джезказгана.

Второй набор космонавтов по программе «Интеркосмос» состоялся в весной 1978 г. Он начался 1 марта, и к нему были привлечены представители пяти стран: НРБ, Республика Куба, ВНР, МНР и СРР, позже в 1979 г. к этому процессу присоединился еще и Вьетнам. Народная Республика Болгария послала в ЦПК шесть кандидатов на полет в космос:

старши лейтенант Александр Александров,

капитан Чавдар Джуров (сын министра обороны Болгарии),

майор Георгий Ловчев,

майор Георгий Какалов,

капитан Иван Наков,

подполковник Кирилл Радев.

Из шестерых медицинское управление ЦПК отобрало двоих - Г.И.Какалова и А.П.Александрова, которые и начали прохождение предварительной подготовки к полету в космос.

По окончании ОКП было сформировано два экипажа: Рукавишников-Какалов и Романенко-Александров, которые 20 ноября 1978 г. приступили к непосредственной подготовке к полету в космос. Командир первого экипажа Н.Н.Рукавишников был дублером у командира советско-чехословацкого экипажа А.А.Губарева, а Ю.В.Романенко пришел на программу «Интеркосмос» с программы ДОС, где он был командиром ЭО-2. В связи с назначением Н.Н.Рукавишникова командиром этого экипажа у Ю.Ф.Исаулова существует мнение, что если бы в 1977 г. экипажи не переформировали, то командиром советско-болгарского экипажа был бы он. К этому вел и начальник ЦПК генерал-лейтенант авиации Г.Т.Береговой, который представлял Ю.Ф.Исаулова руководителю одной из социалистических стран как потенциального командира одного из экипажей. Но, в результате замены Н.Н.Рукавишников стал первым гражданским космонавтом - командиром советского космического корабля.

Из 20 летчиков, отобранных командованием венгерской армии в сентябре 1977 г., в СССР было послано четыре кандидата:

капитан Имрэ Бакзко,

капитан Ласзио Элек,

капитан Берталан Фаркаш,

капитан Бела Мадьяри.

Выбор руководителей советской космонавтики пал на Б.Фаркаша и Б.Мадьяри.

После окончания ОКП были сформированы два экипажа: Кубасов-Фаркаш и Джанибеков-Мадьяри, которые с 20 ноября 1978 г. приступили к непосредственной подготовке. Первоначально планировалось, что полет советско-венгерского экипажа пройдет в мае 1979 г. и потому к 18 мая оба экипажа были готовы к полету, однако авария «Союза-33» и изменение в пусках пилотируемых кораблей, заставило перенести полет на период работы следующей основной экспедиции. В результате с 3 сентября 1979 г. по 12 мая 1980 г. экипаж прождал своего старта в так называемом «режиме поддержания тренированности», когда отрабатываются некоторые дополнительные элементы и оттачиваются уже приобретенные навыки.

Из 100 своих кандидатов румыны отобрали только троих, которые в декабре 1977 г. и прибыли в ЦПК:

майор Думитру Дедиу,

Кристиан Гаран,

Думитру Прунариу.

После окончательного отбора был отсеян К.Гаран, а оставшиеся кандидаты приступили к общекосмической подготовке. Д.Прунариу был зачислен в ряды ВВС и получил первичное офицерское звание суб-лосотенент. К моменту своего старта он был уже лосотенент-майором.

Первоначально планировалось, что первым румынским космонавтом должен был стать Д.Дедиу, но неадекватное поведение майора ВВС СРР, отодвинуло его на роль дублера. Был еще один забавный факт. Оба космонавта были тезками и в ЦПК, чтобы отличать их одного от другого, придумали им имена: Дима (Прунариу) и Митя (Дедиу).*

После окончания ОКП в октябре 1980 г. были сформированы два экипажа: Хрунов-Прунариу и Романенко-Дедиу. В этих составах они и приступили к подготовке. Однако в декабре 1980 г. Е.В.Хрунов был снят с программы за систематическое пьянство. Кроме того, еще одной из причин его замены стали разногласия между ним и румыном, который и попросил о замене командира. С тех пор и до смерти Хрунова их отношения были плохими.

На его место был назначен В.В.Коваленок, но практически сразу космонавт отказался, выразив желание готовиться к более престижной длительной экспедиции. В результате место командира было отдано только что вернувшемуся из 185-суточного полета в космос Л.И.Попову. Он имел разговор с академиком В.П.Глушко, после которого дал согласие на полет.

_________________

*В истории космонавтики известны и более поздние случаи подобного рода. Например, первая французская женщина-спасьонавт Клоди Эньерэ (тогда Клоди Андрэ-Деэ), недавний министр новых технологий Франции, долгое время жила в ЦПК и став наполовину русской, имела и русское имя «Клавдия Андреевна», первый космический турист, гражданин США, Дэнис Тито, получил новое имя «Денис Титов», а американскою женщину-астронавта Шеннон Люсид российские остряки прозвали «Баба Люся».

 

 

ТРЕТИЙ СОСТАВ ЭКИПАЖЕЙ

(Апрель 1979 – октябрь 1980 гг.)

Основной экипаж ЭП-6 Дублирующий экипаж ЭП-6
В.Н.Кубасов Б.Фаркаш В.А.Джанибеков Б.Мадьяри
Основной экипаж ЭП-8 Дублирующий экипаж ЭП-8
В.В.Горбатко Ф.Туан В.Ф.Быковский Б.Т.Лием
Основной экипаж ЭП-9 Дублирующий экипаж ЭП-9
Ю.В.Романенко А.Тамайо-Мендес Е.В.Хрунов Х.А.Лопес-Фалькон
                     

 

Кубинцы предложили девять летчиков, четверо из которых приехали в ЦПК в январе 1978 г., где из них к космическому полету были отобраны двое: тененто-колонель Арнально Тамайо-Мендес и капитано Хосе Армандо Лопес-Фалькон. По окончании ОКП было сформировано два экипажа: Романенко-Тамайо-Мендес и Хрунов-Лопес-Фалькон, которые в октябре 1979 г. приступили к непосредственной подготовке к полету.

В процессе отбора кандидатов от Монголии в январе 1978 г. в ЦПК прибыли два кандидата: военный летчик, капитан Жугдердэмидийн Гуррагча и гражданский инженер Майдаржавын Гонзориг. После их утверждения на подготовку последний (по примеру Д.Прунариу) был зачислен в ВВС МНР и к моменту старта своего товарища имел воинское звание капитана.

Интересна история с фамилией Майдаржавына. В переводе с монгольского она значила «доспех», а по-русски звучала нецензурно. И вслед за Хермашевским и Какаловым его фамилия стала произноситься: «Гонзориг».

После окончания ОКП были сформированы два экипажа: Джанибеков-Гуррагча и Ляхов-Гонзориг, которые в октябре 1980 г. приступили к непосредственной подготовке к полету.

Правительство Вьетнама присоединилось к программе «Интеркосмос» в мае 1979 г., а месяцем ранее четыре кандидата от ВВС Вьетнамской народной армии прибыли в ЦПК. К сожалению, известны имена только троих:

капитан Буй Тхань Лием,

полковник Нгуен ван Къюок,

подполковник Фам Туан (Герой СРВ).

Из них были отобраны Ф.Туан и Б.Лием, которые приступили к подготовке в июле месяце 1979 г.

После окончания ОКП были сформированы два экипажа: Горбатко-Туан и Быковский-Лием, которые 11 октября 1979 г. начали подготовку к полету в космос.

Тем временем, в марте 1979 г. закончились комплексные тренировки и советско-болгарские экипажи вылетели на Байконур.

10 апреля 1979 г. осуществлен запуск космического корабля «Союз-33», пилотируемого международным экипажем в составе Н.Н.Рукавишникова и Г.Иванова. Интересен факт, относящийся к этому полету. Когда утверждался экипаж, кому-то из советских чиновников не понравилась фамилия болгарского космонавта - Какалов. Какие нехорошие ассоциации возникли у этого чиновника неизвестно, но за несколько часов до полета по согласованию ЦК КПСС и ЦК Болгарской коммунистической партии космонавту дали новую фамилию - Иванов.

Программой полета предусматривалась стыковка с орбитальной станцией «Салют-6» и работа вместе с основным экипажем в составе В.А.Ляхова и В.В.Рюмина.

Советско-болгарский полет выпал из разряда стандартных международных полетов. На долю четвертой международной экспедиции выпало предостаточно неприятностей.

Все шло более или менее гладко до момента стыковки корабля и орбитальной станции. Когда оставалось совсем чуть-чуть, произошла авария основного двигателя космического корабля. В одной из камер сгорания произошел взрыв. Речи о стыковке уже больше не шло, встал вопрос о возвращении на Землю. Подобного рода авария происходила впервые, и перед экипажем встала вполне реальная угроза стать пленниками орбиты. Оставалась единственная надежда на тормозной двигатель, который мог столкнуть корабль с орбиты. Но в той ситуации никто не мог дать гарантии, что это произойдет. Во-первых, неизвестно было, остался ли неповрежденным тормозной двигатель во время взрыва. А, во-вторых, даже если он останется целым, не было уверенности, что он проработает необходимое время. Если бы он проработал менее 120 секунд, то корабль остался бы на орбите. Если бы от 120 до 180 секунд, то спуск должен был произойти по баллистической траектории с большими перегрузками. Если бы он проработал расчетные 188 секунд, то все должно было закончиться нормально.

Когда заработал тормозной двигатель, оба космонавта впились глазами в стрелку часов. Их жизнь была теперь связана с ней. Медленно текли секунды. Двигатель работал минуту, вторую, третью. Наконец все смолкло. Три минуты 33 секунды проработал двигатель, но ощущение нарастающей силы тяжести все не приходило. Как оказалось впоследствии, тормозной двигатель все-таки был поврежден и не обеспечивал необходимый тормозной импульс. Н.Н.Рукавишников вспоминал впоследствии, что они как завороженные в этот момент смотрели на пылинку, которая в невесомости плавала по кабине корабля. Если она будет падать вниз, то все пройдет более или менее нормально. А если нет, то...

Наконец, она заскользила вниз. Корабль устремился к Земле. Спуск проходил по баллистической траектории. Перегрузки достигали 15g. К счастью, все завершилось благополучно. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-33» в день космонавтики 12 апреля 1979 г. в 19 часов 35 минут московского времени совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза в 320 километрах юго-восточнее города Джезказгана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: