Раскрыть понятие экологического права.
ЭП – отрасль права в правовой системе РБ. Предмет ЭП составляют общ.отношения, возникающие по поводу окр.среды. ЭП – это комплексная отрасль права. Круг регулируемых ею общ. отношений очерчен сферой – окр.среда. комплексный х-р проявляется также в том, в его предмет входят общ.отношения, которые являясь экологическими по содержанию, по правовой форме могут быть отнесены к иным отраслям права.
Метод состоит в сочетании властного регулирования экологических отношений с определенной самостоятельностью субъектов при использовании природных ресурсов и охране окр.среды.
Императивный метод опосредуется в след формах: нормирование, сертификация, лицензирование и тд. Он выражается также в установлении допустимых выбросов в природную среду, в запрете ввоза в целях сохранения радиоактивных материалов.
ЭП включает общую, особенную и специальную части. В общей части изучаются: отдельные эколого-правовые институты, механизмы эколого-правового регулирования. Особенная часть изучает: правовое регулирование использования и охраны компонентов прир.среды и природных объектов, правовую охрану ОС и обеспечение экологич.безопасности при осуществлении экономич. деят-ти. Специальная часть посвящена международно-правовой охране ОС,
Раскрыть систему экологического законодательства.
Выделяется несколько уровней и групп в системе ЭЗ:
1 уровень – НПА собственно экологического содержания которые приняты с целью:
- регулирование отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природо-ресурсное законодательство)
- охрана окр.среды и обеспечение экологич. безопасности
2 уровень – экологизированные нормы и нормативные акты, нормы, регулирующие по экологическому содержанию отношения в комплексе с собственно экологическими нормами.
3 уровень – нормы международного права.
Раскрыть состав и классифицировать экологические правоотношения.
Экологические правоотношения (Эп) – это урегулированные нормами права общ-е отнош. возникающие в сфере взаимодействия общества с ОС.
Эп имеют особый эколого-имущественный характер, этот признак отличает эти отнош-я от иных общ-х отнош., определяет публичный характер их регулирования.
Правовому регулированию подлежат лишь общественно-значимые отнош., такие, кот. по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
Состав правоотношения — это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может исполняться. В состав правоотношения входят 3 элемента: — субъект правоотношения — объект правоотношения — содержание правоотношения.
Субъекты (С)
В соотв. со ст.6 З-на «Об ООС» субъектами Эп явл-ся: гр-не РБ, ЮЛ, РБ, АТЕ.
Правила, установленные законод-вом об ООС применяются к отношениям с участием инстранных гр-н, лиц без гр-ва, иностр. и междунар-х ЮЛ, иностр-х госуд-в, если иное не определено Конст-й и междунар-ми договорами РБ.
Мера участия С-тов в Эп определяется их экологической правоспособностью и дееспос-тью (как по ГП)
Воды, недра, леса – только гос.собств-ть (собств-ть РБ).
Местнве органы обладают только правом распоряжения ими.
Деят-ть ЮЛ, связ. с использ-м прир-х ресурсов требует разрешения или лицензии.
Иностр. гос-во может приобрести землю в собств-ть (напр. для строит-ва посольства) только на паритетной основе, т.е. только, если такого же размера участок земли этого гос-ва переходит в собств-ть РБ.
Объекты (О)
Объектами Эп согл. ст.5 З-на «Об ООС» явл-ся земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования.
Часть из них явл-ся компонентами прир. среды (КПС).
Объектом правоотн-й может быть только тот предмет природы, кот. нах-ся в естеств. состоянии.
Окруж-й ч-ка стедой призн-ся та часть прир. среды, кот. преобразуется в результате хоз. деят-ти и состоящая из совок-тиестеств-х, модифицир-х и трансформированных экологических сис-м.
Естественное состояние прир. объектов хар-ся неизменностью их от антропогенной деят-ти.
Модифицированное или измен-е явл-ся следствием антропогенного воздействия, кот. порождает правоотнош. по устранению этого воздействия.
Трансформированное сост. прир. объектов хар-ся глубокой степенью измененности и в таком состоянии не существовать без поддержки ч-ка.
Т.о. согл теории экол. права КПС, прир. объект, чтобы быть признанными объектами Эп должны обладать след-ми юр. значимыми признаками:
1) естественное происхождение
2)естеств-я связь с ОС
3) выполнение жизнеобеспечивающих ч-ка функций.
Самое важное значение имеет 2-й признак (1-й иногда может нарушаться, так мальков выращивают и выпускают в ест-ю среду). Т.е. домашн. животные, деревья, овощи на огороде, на ферме – объекты ГП, это имущество. 3-й признак также достат. условный. Эти признаки не получили никакого юр-го (правового) закрепления, только в теории экол. права (поэтому сейчас приняты некот. НПА, кот. им не соотв-т).
Отдельным объектом экол. права явл-ся ОС. ОС представляет соб. совок-ть КПС, прир-х и природно-антропогенных объектов (ПО, ПАО), а также антропогенных объектов (АО).
Прир. среда включает: КПС, ПО, ПАО. ОС включает: КПС, ПО, ПАО, АО.
В РБ закреплен приоритет ООС над хоз. деят-тью.
Как объект правовой охраны ОС обладает след. особенностями:
1. в отличии от естеств. среды ОС представл-т соб. качественно новую структуру, в кот. соединяются естеств. прир. элементы с результатами ч-кой деят-ти
2. если кач-во прир. среды обеспечивается самой природой, то качесвен. сост. ОС достигается средствами ее охраны, защиты, оздоровления
3. центральным объектом охраны в обл. ест-й прир. ср. явл-ся экосис-ма, а в сфере ОС – экологическое благополучие ч-ка, а ООС явл-ся средством ее достижения.
Содержание Эп – права и обязанности сторон.
Эп можно классифицировать по различным основаниям:
1. По характеру взаимодействия общ-ва и природы отнош.:
· по природопользованию
· по ООС (охране окр. среды)
2. По хар-ру воздействия на прир. среду в процессе хоз-й и иной деят-ти:
1) связ-е с изъятием природ-го вещ-ва из прир. среды
2) не связ. с изъятием (напр. все виды землепользования)
3) связ. с внесением в ОС вещ-в и энергии
4) связ. с преобразованием прир-х объектов.
3. По видам компонентов прир. среды:
· лесные
· земельные
· водные
· горные
4. Раскрыть содержание права на благоприятную окружающую среду.
Право гр-н на благоприятную ОС (БОС) – фундаментальное естественное право ч-ка. Оно принадлежит гр-ну от рождения и подлежит защите как личное неимущественное, не связ. с имущ. Это право (БОС) было закреплено в качестве принципа в Декларации Стокгольмской конференции ООН «По окр-й ч-ка среде» в 1972г.
В ней говорилось что ч-к имеет осн-е право на свободу, равенство и благоприятные усл. жизни в ОС, качество кот. позволяет вести достойную и процветающую жизнь и несет главную отв-ть за охрану и улучшение ОС на благо нынешнего и будущих поколений.
В РБ только в Конст. 1994г. это право было закреплено впервые.
В 2002г. соблюдение права на БОС было закреплено в качестве права (нов. ред. з-на)
БОС рассм. как правовой институт – сов-ть прав-х норм, регулирующих отношения по поводу осуществления защиты дан. права.
Субъективное право на БОС представл-т собой законод-но закрепл-ю обеспеченную возможность лица:
1) существовать в БОС
2) осущ-ть дан. право своими собств-ми действиями
3) требовать от обязанных лиц соблюдения норм права, способствующих поддержанию ОС в благоприятном состоянии
4) обратиться к соотв-м гос. органам за защитой в случ. его нарушения или угрозы нарушения.
Правовыми критериями для определения ОС как благопр-й явл-ся:
1) незагрязненность ОС т.е. соответствие состояния ОС установленным в законодательстве требованиям, нормативам, стандартам.
2) неистощимость ОС - это соответствие состояния ОС установленным в законод-ве нормативам ресурсоемкости
3) способность ОС удовлетворять эстетические потребности ч-ка, сохранять видовое разнообразие.
(Ст. 11 ГК устанавливает способы защиты гражд-х прав.)
5. Раскрыть содержание права на доступ к экологической информации.
Основополагающим международным договором, в котором сформированы нормы о правовом положении граждан в области охраны окр.среды, является конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающихся окр.среды - орхусская конвенция 1998 года, утв. Указом президента от 14 декабря 1999 года №726
Для рб конвенция вступила в в силу 30 октября 2001 года.
Основная идея этой конвенции заключена в провозглашении прав граждан на получение информации, участие в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окр.среды, реализация которых обеспечивает право на благоприятную окр.среду.
В соот-ии со ст 34 конституции, гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной достоверной и своевременной информации о состоянии окр.среды.
21 декабря 2007 года в закон об охране окр.среды были внесены изменения по вопросам экологической информации.
В ст 1 закона дано определение понятию экологической информации
- документированная информация, содержащая сведения о состоянии окру.среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окр.среды на человека.
В состав экологической информации включаются сведения следующие:
- О состоянии окр.среды
- О воздействии на окр.среду веществ, шума и др физических факторов
- О решениях гос.органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и ип, связанных с вредным воздействием на окр.среду или ее охрану
- Об актах законодательства РБ, реализация которых оказывает или может оказать воздействие на окр.среду
- О состоянии здоровья и безопасности граждан, об условиях их жизни, о состоянии объектов культуры в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать вышеперечисленные факторы или деятельность.
В рб ведется гос-ый фонд данных о состоянии окр.среды и воздействии на нее, который включает экологическую информацию. Задача фонда – сбор, обработка, накопление и систематизация информации экологической, сведений о ее составе, содержании, обладателях и условиях доступа к этой информации.
Экологическая информация предоставляется и распространяется в устной, письменной, электронной и в иных форме.
В законе определены случаи, когда информация не подлежит предоставлению или распространению, а также когда в ее предоставлении может быть отказано.
Информация подразделяется на общего назначения – предназначена для общего пользования, предоставляется бесплатно и обязанность предоставления возложена на обладателя такой информации и специализированную – требует дополнительного сбора, анализа и тд и предоставляется за плату, в сроки и на условиях, предусмотренных в соответствующем договоре.
6. Раскрыть содержание права на участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений.
Основной акт орхусская конвенция 1998 года
В качестве субъектов общественного экологического движения признает граждан и их общественные объединения. Экологически значимые след решения:
1) Решения по конкретным видам хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное влияние на состояние окр.среды и здоровье людей
2) Решения вопросов касающихся планов, программ и политики, связанных с окр.средой
3) Нпа, практическое применение которых может оказать воздействие на состояние окр.среды.
Формы участия общественности в принятии таких решений:
Участие в подготовке и обсуждении материалов, оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окр.среду (ОВОС)
Организация и проведение общественной экологической экспертизы
Общественный контроль в области охраны окр.среды
Обращение в гос.органы с предложениями по вопросам охраны окр.среды
Участие в референдумах и собраниях
Право доступа к правосудию по вопросам, касающимся окр.среды: заключается в том, что любое лицо должно иметь возможность использовать административные и судебные процедуры в случае нарушения экологических прав, а также иметь возможность в судебном порядке оспаривать действия гос.органов или должностных лиц, которые нарушают положение экологического законодательства.
Формы доступа к правосудию:
o Жалоба на действие либо бездействие должностных лиц гос.органов в вышестоящий гос.орган
o Обжалование в судебном порядке
o Иск о возмещении вреда, причиненного нарушением права на окр.среду
o Иск о приостановлении или прекращении вредной деятельности
выделенное больше к 7-му
7. Раскрыть содержание права на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Конституционную основу доступа к правосудию по вопр. касающ. охраны ОС, составляют нормы К, соглгос.органы, д/л и иные лица, которым доверено исполнение гос.функций, обязаны принимать необходимые меры для осущ.и защиты прав и свобод личности. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспрестрасным судом.
Международно-правовая основа: Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию.(Орхусская, 1998), согласно которой, любое лицо, считающее, что его просьба о доступе к инф. Не рассмотрена имеет доступ к рассмотрении его дела в суде. Целью доступа к правосудию явл предоставление гр-м возможности прибегнуть к силе закона в случае нарушения их прав. + это же закреплено в Национальном законодательстве (Закон Об охране ОС).
Формы доступа к правосудию:
1. Жалоба на действия д/л госорганов в вышестоящий госорган.
2. Обжалование в судебном порядке действий госорганов, д/л, ущемляющих права гр-н
3. Иск о возмещении вреда, причиненного нарушением права на благоприятную ОС
4. Иск о приостановлении или прекращении вредной деятельности.