Тема: Документ. Классификация документов
Группа: ПЦ-266
Дата: 26.10.2020 г.
Цель:
- ознакомить с понятием документ, классификацией документов;
- сформировать навыки составления и оформления документов;
- воспитывать культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения;
-развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
ПЛАН
1. История возникновения и развития делопроизводства
2. Документ. Реквизиты документа.
3. Классификация документов.
История возникновения и развития делопроизводства
Документы появились с возникновением письменности. Документ — латинское слово, которое переводится как «поучительный пример», «свидетельство».
Документы, сохранившиеся с древнейших времен, свидетельствуют о документировании отдельных сторон жизнедеятельности отдельных людей и государства. В них фиксировались договорные отношения с иностранными государствами, закреплялись права на владения, например, в жалованных, вкладных грамотах. В Новгороде в 1950-е гг. найдены берестяные грамоты, изучение которых показало, что документ использовался как средство общения для передачи информации, т. е. как переписка не только между представителями власти и управления, но и между частными лицами.
Делопроизводство - процесс документирования информации и организация работы с документами. Документоведение и делопроизводство недаром стали особой сферой человеческой деятельности. Чем сложнее организация общества, тем больше функциональная нагрузка документа.
В период существования Древнерусского государства (X—XI вв.) и период феодальной раздробленности (XI—XIV вв.) идет процесс накопления опыта в области документирования: вырабатываются отдельные приемы создания, оформления, удостоверения документов.
|
Появляются дьяки — лица, владеющие приемами работы с документами.
В истории делопроизводства России выделяются два периода: история дореволюционного делопроизводства и делопроизводства в советскую эпоху.
Делопроизводство дореволюционной России включает три этапа развития, каждый из которых получил свое название по центральным органам управления соответствующего периода:
- первый этап — приказное делопроизводство (XVI — XVII вв.);
- второй этап — коллежское делопроизводство (XVIII в.);
- третий этап — министерское делопроизводство (XIX — начало XX в.).
Делопроизводство в советскую эпоху охватывает более 80 лет – 1917-1991 и включает так же себя большое количество различных периодов. Именно в это время, то есть в начале XX века большое внимание было уделено труду секретарей, особенно в области его механизации. В работе использовались 23 модели пишущих машин, восемь моделей множительных аппаратов, два вида диктофонов, большое количество канцелярских принадлежностей, и впервые стали использоваться телефон и телеграф.
На протяжении всего периода, создавалось большое количество различных документов, законов и распоряжений.
И вот в 1931 году был подготовлен проект Общих правил документации и документооборота; эти правила предполагалось ввести в качестве типовых и единых для всех учреждений.
В 1941 году на первом межотраслевом совещании рассматривались проекты, касающиеся оргтехники, однако реализовать их не удалось из-за ВОВ.
|
И только в 1966 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), одно из основных задач которого было формирование Единой государственной системы делопроизводства.
Далее велась работа по разработке и внедрению автоматизированных систем управления, то есть начали работать на печатных машинах.
В 70-е годы были разработаны первые государственные стандарты в создании и оформлении документов.
Документ. Реквизиты документа
Документ – материальный объект, который содержит информацию, составлен в определённом порядке и имеет юридическую силу.
Реквизиты документа – структурные элементы документа.
В документах отражается и учитывается деятельность любой организации, фирмы, предприятия. Ведение многих документов предписано законами и нормативными актами. От того, насколько грамотно составлен и оформлен документ, часто зависит решение вoпроса, а от быстроты получения и обработки информации — своевременность принятия решений.