Корпорация: сущность и развитие понятия




 

Слово «корпорация» (лат. corporatio) в словарях определяется как объединение, общество, союз[1]. На первых порах корпорация соответствовала понятию крупного акционерного общества (АО) как объединения вкладчиков капитала — акционеров. В настоящее время это ближе к объединению акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и др. Цель их объединения состоит в разработке согласованной политики в области специализации и интеграции производства, объемов производства однотипной продукции, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в сфере НИОКР и освоения производства новой продукции.

Общепринятым является подход к выделению следующих формальных признаков корпорации: развитая организационная структура, широкий диапазон видов деятельности, существенное положение на рынке, развитая система хозяйственных связей, наличие представительного эшелона профессиональных управляющих, высокая социальная значимость для территории.

Дополнительными признаками корпорации являются:

- бессрочность существования;

- имущество, в той или иной форме обособленное от участников в целях объединения;

- общие дела отдельных участников по мере развития корпорации от простых форм к более сложным становятся делами корпорации;

- ограничение ответственности участников (общая ответственность участников по обязательствам корпорации переходит в ответственность корпорации);

- управление делами корпорации обособлено от личной воли его участника;

- наличие статуса юридического лица (необязательно)[2].

Исходя из вышесказанного, корпорацию можно определить как добровольное, согласованное объединение юридических и физических лиц (в ряде случаев и государства, как собственника) в целях эффективного управления коллективной собственностью в соответствии с особенностями национального законодательства[3].

Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними в теории известно как экономическая интеграция. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Данные положения с учетом вышесказанного позволяют определять интегрированные объединения предприятий как корпоративные. Однако интеграционные взаимосвязи характеризуются различной степенью жесткости хозяйственных связей субъектов, от которой зависят границы самостоятельности хозяйственной и финансовой деятельности. Признаки корпорации проявляются только у интегрированных объединений с высокой степенью жесткости связей и наличием коллективной собственности (холдинг, концерн, ФПГ), а следовательно, именно такие интегрированные формирования следует относить к корпоративным.

Корпораций не является объединение нескольких лиц (участников) не оформленное в виде юридического лица. Совместная деятельность, осуществляемая без образования юридического лица, прекращается (теряет свою качественную и структурную форму) немедленно, с выходом из нее любого из участников. С созданием же юридического лица всегда имеется организация, олицетворяющая собой стремление к достижению общей цели и сохраняющаяся, невзирая ни на какие изменения состава ее участников[4].

По мнению авторов коллективной монографии[5] освещающей актуальные проблемы корпоративного права корпорация – юридическое лицо (личность) объединенного имущества и (или) деятельности, а так же совместной текущей деятельности нескольких лиц. Таким образом, корпорации могут существовать в организационно-правовой форме хозяйственного общества, т.е. в соответствии с действующим российским законодательством – акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью.

Корпоративный бизнес в форме различного рода организационно-структурных образований представляет собой социальную и производственно-финансовую систему, обладающую некоторым динамизмом и развивающуюся на основе ряда основополагающих принципов, к которым можно отнести:

· создание среды для равных правовых условий владений собственностью в рамках определенного корпоративного образования;

· свободный выбор методов взаимодействия в процессе бизнес-деятельности;

· реализацию интересов отдельных участников бизнеса через единство интересов корпоративного образования;

· корпоративную демократию;

· финансовую деловую предприимчивость при сохранении вза­имных интересов;

· соединение финансово-производственных механизмов в рам­ках интегрированных корпоративных систем;

· реализацию мультипликационных эффектов интегрирования бизнеса в совместных интересах.

В экономической науке термин «корпорация» употребляется и как синоним понятия "компания" (такой подход широко исполь­зуется в американской экономико-правовой системе), и в значе­нии хозяйствующего субъекта, капитал которого образован долевым участием нескольких лиц (юридических и/или физиче­ских); как интегрированная структура, особым образом упорядо­чивающая имущественные отношения участников при совмест­ном ведении бизнеса; или как надфирменное образование (оформленное организационно как концерн, холдинг, группа компаний, бизнес-альянс и др.), концентрирующее права собст­венности и контроля над деятельностью многих предприятий, имеющих поэтому ограниченную самостоятельность. Иное поня­тие корпорации как юридического лица.

Выделяют основные классификационные признаки, которые позволяют раскрыть сущность понятия "корпорация". Ими, являются:

1) корпорация как юридическое лицо;

2) корпорация как синоним акционерного общества;

3) корпорация как искусственное образование;

4) корпорация на основе договорной теории (теории контрактов);

5) корпорация на основе широкого подхода к целям деловой организации[6].

Все выделенные признаки в известной степени распространенные. Так, понятие корпорации как юридического лица подра­зумевает общее название для многих видов союзов, обладающих внутренней организацией, сплачивающей членов союза в одно целое, являющихся субъектом прав и обязанностей. В рамках данного подхода корпорация рассматривается как организация, имеющая самостоятельный юридический статус и сосредоточе­ние функций управления в руках профессиональных управляю­щих (менеджеров), работающих по найму. Кроме того, корпора­ции воспринимаются как совокупности имеющих свои интересы юридических лиц.

Взгляд на корпорацию как на синоним акционерного общества представляется весьма интересным с точки зрения экономических мотивов и определения целей деятельности корпорации, ведь акционерное общество – основная форма организации бизнеса в развитых экономиках. По мнению И.А. Храбровой, именно акционерные общества в отечественной экономико-правовой системе по своей сути с меньшими условностями идентифицируются с корпорациями в мировой хозяйственной и правовой практике[7]. В рамках данного подхода многие исследователи обращают внимание на то, что предметом корпоративного анализа и регулирования являются организационно-управленческие отношения, интересы различных групп участников корпорации[8].

Однако необходимо акцентировать внимание на возможности существования у акционерного общества (а так же у общества с ограниченной ответственностью) единственного акционера – владельца 100% акций АО. Это исключает два основных признака корпорации с правовой точки зрения – объединение (1) усилий нескольких (2) лиц-участников[9]. Весь юридический смысл категории корпорация появляется только тогда, когда в процессах учреждения и участия занято несколько лиц, находящихся в юридически равном положении по отношению друг к другу.

Не смотря на это, весьма распространена расширительная трактовка сущности корпорации. Так, в соответствии с неоинституциональным подходом и договорной теорией фирмы корпорация рассматривается как формируемая на добровольной основе система связей между участниками корпоративных отношений. Эта система базируется на заключенных между ними контрактах, положениях действующих статусов, обусловленных природой рынка, ограничениях и молчаливом соблюдении всеми участниками существующих правил поведения. Корпорация служит правовым инструментом, организующим весь комплекс указанных отношений.

Корпорацию трактуют, опираясь на широкий подход к целям деловой организации. В рамках данного подхода корпорация рассматривается как организация, поставившая перед собой определенные цели и действующая ради общественного блага, таким образом подчеркивая социальную значимость этого рода организации.

Заслуживает внимания следующая, весьма распространенная интерпретация понятия "корпорация".

Корпорация – это объединение юридиче­ских лиц - хозяйствующих субъектов – в организацию, представляющую собой структурированную группу членов-участников, вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерной собственности для достижения желаемого результата как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия[10]. При этом данное определение не ставит знак равенства между тем, что называется акционерным обществом и корпорацией.

Данное определение можно охарактеризовать как «инсайдерское», т.е. данное с внутренних микроэкономических позиций. Но если относиться к корпорациям, как мезоэкономическим образованиям, по своей социально-экономической значимости не уступающим территориям и отраслям, то необходима трактовка данной категории, определяющая ее положение во внешней среде.

Корпорация – самоуправляемая, в значительной степени саморегулирующаяся организация, несущая социальную ответственность и представляющая собой сложный баланс интересов различных групп – участников корпоративных отношений.

Данное определение делает акцент на естественной природе данной социально-экономической системы, что отличает ее от других систем, созданных искусственно в процессе государственного регулирования экономического развития.

По мнению Михаила Самосудова, заместителя генерального директора Института корпоративного управления РАО ЕЭС, корпорация – это не какая-либо организационно-правовая форма, это состояние социально-экономической системы. Степень корпоративности определяется действующими в рамках фирмы социальными институтами, которые в большей или в меньшей степени способствуют учету интересов различных социальных групп, заинтересованных во взаимодействии с корпорацией при принятии решений о распределении ресурсов. Коэффициент корпоративности определяет, насколько учитываются интересы различных групп[11].

Многоаспектность понятия "корпорация" говорит как о сложности определяемого объекта, так и о его развивающемся содержании. Возможно, именно поэтому теряет смысл официальное (законодательное) оформление этого понятия и признание за учеными-экономистами права на уточнение его понятийных рамок.

 

 

Виды корпораций

 

В настоящее время в России функционирует множество различного рода корпораций. Их можно поделить на две большие группы. Первую образуют так называемые атомизированные, или неинтегрированные компании – акционерные общества (закрытого или открытого типа), состоявшиеся в результате массовой приватизации.

В силу особенностей проведения приватизации, в нашей стране создано огромное количество открытых акционерных обществ. Однако, будучи по форме открытыми, по сутисвоей эти акционерные общества публичными не являются. Во многих российских открытых акционерных обществах основные пакеты акций сконцентрированы в руках высшего менеджмента, а огромное количество мелких акционеров являются «бесплатным приложением» и никакого влияния на процесс управления не оказывают[12].

Появление и функционирование акционерных обществ дало толчок дальнейшему развитию корпоративного сектора в виде процессов интеграции последних.

Таким образом, вторая группа представлена интегрированными корпоративными структурами. Это крупные, горизонтально и вертикально интегрированные акционерные компании, образовавшиеся как договорные объединения кооперирующихся друг с другом предприятий; финансово-промышленные группы, созданные на основе интеграции промышленного и банковского капиталов; холдинги, образованные банками на базе приобретения в собственность крупных пакетов акций многих предприятий, диверсифицированные компании и др.

В отличие от корпораций первой группы, интегрированные корпоративные структуры образуют достаточно большие орга­низации с присущими им преимуществами – властью на рынке и хорошей ресурсной базой. Они обладают лучшими предпосылками для налаживания воспроизводственных процессов и инновационной деятельности, рационализации структуры совокупного капитала, выстраивания эффективных кооперационных технологических связей, а также существенного снижения транзакционных издержек.

Как отмечалось выше, в состав интегрированных корпоративных структур могут входить промышленные предприятия, кредитно-финансовые, страховые, транспортные, пенсионные и другие учреждения. Однако, несмотря на то, что по своей сути все они являются объединениями хозяйствующих субъектов, между ними имеются существенные различия, которые и могут служить основанием для их классификации.

В связи с вышесказанным обратим особое внимание на классификацию корпоративных форм организации бизнеса, в основу которой положены 11 основополагающих признаков[13]:

Институционально-интеграционные тенденции сегодня привели к формированию рыночно ориентированного корпоративного сектора российской экономики, включающего крупные промышленные и промышленно-торговые акционерные предприятия, финансово-промышленные группы, холдинговые и транснациональные компании. Осознавая всю сложность, болезненность и противоречивость процессов корпорирования в российской экономике, многие специалисты придерживаются мнения, что ведущая роль крупного интегрированного бизнеса в обеспечении экономического роста и индустриального развития страны вполне объективна[14]. Нельзя противопоставлять роли крупного и малого бизнеса в современной экономике. Весьма актуальной можно считать консолидацию ученых-экономистов и специалистов-практиков на этой принципиальной позиции. Для России сейчас исключительно важна позитивная разработка проблем корпоративного управления. Причем, если в начале и середине 90-х г. наибольшей востребованностью являлись вопросы создания корпораций, то в настоящее время на первый план выходят такие как: поиск рациональных технологий интеграционного взаимодействия, стратегическое планирование и бюджетирование, реструктурирование производственных и управленческих систем. [15]

К объективным основам функционирования на рынке крупных хозяйственных структур относятся:

а) единство и многоканальное использование сырьевой базы;

б) кооперирование взаимосвязанных производств;

в) комплексное изготовление, поставка и обслуживание конечного продукта;

г) полнота цикла: наука — разработки — инвестиции — производство — сбыт — использование;

д) реализация крупных инвестиционных проектов;

е) территориальная общность, единство инфраструктуры;

ж) единство интересов в борьбе за рынки сбыта[16].

Как показывает практика, большинство новых крупных хозяйственных структур носят ассоциативный характер, отражающийся в принципах их организации:

Признаки классификации интегрированных форм бизнеса Постоянство объединения   Временные
  Постоянные
     
Наличие финансовой структуры   С банком
  Без банка
     
Способ организации   Участие в капитале: Основная и дочерние компании Взаимно-сестринские компании
  На основании договора с образованием управляющей компании
  Хозяйственно-независимые
     
Характер деятельности лидера   Не имеющие лидера
  Лидер-банк
  Лидер-промышленное предприятие
  Специальная компания
     
Исключительность   Исключительные
  Неисключительные
     
Форма производственной интеграции   Вертикально-интегрированные
  Горизонтально-интегрированные
 
  Конгломераты
     
Отраслевая принадлежность   Отраслевые
  Межотраслевые
     
Масштаб деятельности   Региональные
  Межрегиональные
 
  Транснациональные
     
Степень диверсификации   Многопрофильные
  Монопрофильные
     
Участие государства   Частные – государству-участнику принадлежит менее 25%
  Государственные - государству–участнику принадлежит более 25%
 
  Государственные корпорации

Рисунок – Классификация интегрированных форм организации бизнеса

 

· добровольность вхождения (основа — экономический интерес);

· свобода выбора организационной формы ассоциации;

· равноправие участников;

· добровольность делегирования полномочий предприятий ассоциации;

· самоуправление ассоциации;

· договорная основа организации отношений участников.

Крупные корпорации и финансово-промышленные группы должны рассматриваться как ключевой структурообразующий элемент промышленного комплекса, обеспечивающий конкурентоспособность российских товаропроизводителей в условиях открытой рыночной экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: