Ход урока
1. Начало урока.Терминологическая разминка.
Работа с карточками -сорбонками
а) работа в парах (форма взаимодействия:ученик-ученик);
б) проверка на оценку (форма взаимодействия:учитель-ученик, игра “Кто быстрее?”)
2. Проверка знаний по теме “Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии”
а) Работа в парах сменного состава– учащиеся 1,2 ряда (Приложение №2)
б) Самостоятельная работа: работа с электронным учебником, выполнение тестов на персональных компьютерах (учащиеся 3 ряда).
3. Проверка выполнения заданий:
а) работы в парах сменного состава (один человек на оценку, задания читают учащиеся – каждый свою карточку);
б) проверка выполнения тестов на компьютерах (консультант проверяет и докладывает);
100–90% – "5"
80–70% – "4"
60–50% – "3"
менее 50% – "2"
Слово учителя
Запись в тетради:
"Афинская демократия при Перикле".
Цель: Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.
– Значимость изучения данной темы огромна, поскольку сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира и в нашей стране также.
Вопрос для класса:: Можно ли считать Афинское государство образцовым?
– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!"
– Чем гордились афиняне?
(Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.)
-Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.
Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.
– Как афиняне называли управление в своём государстве? (Демократия)
– Кто считался афинским гражданином? (Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)
Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.
Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.
Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом в западной части города.
Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа. (Карточка с новым словом)
2. Работа со схемой “Афинское народное собрание”
– Пользуясь схемой, объясните структуру Народного собрания:
Вопросы
– Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?
– Кто не участвовал в Собрании?
Учитель: – Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.
– Кого выбирало Собрание?
Проверь себя:
(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок)
Работа в группах.
Пользуясь учебником, заполните схему “Функции Народного собрания”
Дайте ответ на вопрос:
– Какие функции выполняло Народное собрание?
(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)
Закрепление материала
Анализ ситуации.
Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния.
Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.
– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?
Нашла очень интересную игру, которая я думаю будет очень уместна
2. Игра "Да-нет” (работа в группах по 4 человека)
развернуть таблицу
развернуть таблицу
- Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
- Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)
- Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
- Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)
- Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)
- Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
- Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
- Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
- Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)
Проверка:
+ | + | _ |
_ | _ | + |
_ | + | + |