Отношение собственности в системе образования.




Экономика образования как наука, ее возникновение, место в системе экономических наук и значение для развития общества.

Экономическое значение образовательной отрасли. Концепция «Человеческого

Капитала»

Предмет и методы исследования экономики образования.

Система образования, ее составляющие, образовательный процесс.

Правовая база функционирования системы образования в РФ.

Экономика образования в системе экономических наук. Характеристики экономики образования как науки и учебной дисциплины.

Построение системы управления образованием.

Система органов управления образованием в РФ и их компетенция.

Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации.

Образовательные учреждения, их типы и виды. Учредители образовательных учреждений.

Образовательные услуги, их специфика.

Рынок образовательных услуг и его характерные черты.

Финансирование сферы образования. Финансирование образования из бюджетов разных уровней.

Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Доходы, полученные образовательными учреждениями от внебюджетной деятельности.

Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.

Особенности труда работников образования.

Оплата труда в образовании и ее совершенствование. Эффективный контракт.

Оплата труда вузовских работников.

Известно, что от уровня квалификации работников вузов, качества их работы в значительной степени зависит динамика развития всей системы образования страны и в дальнейшем развитие производств ее регионов. Сложность задач, которые стоят перед работниками высшего образования, предопределяет повышенные требования к кадровому обеспечению и, соответственно, к системе оплаты труда. В России высшее образование представлено 655 государственными учреждениями, в которых занято свыше 800 тыс. работников, из них 155,3 тыс. кандидатов и 37,3 тыс. докторов наук. Среднемесячная заработная плата работников высшей школы ниже средней заработной платы работающих в экономике (табл. 1). Динамика среднемесячной заработной платы Таб. 1 В последние годы в результате недостаточного бюджетного финансирования материальная база высших учебных заведений существенно устарела, что сказывается на предоставлении гражданам качественных и доступных услуг. Для достижения этой цели в рамках приоритетных национальных проектов, в том числе в образовании, осуществляется реформирование сети государственных учреждений, модернизация их технического оснащения и кадрового обеспечения. Особенно остро стоит проблема совершенствования системы оплаты труда.

Роль преподавательского потенциала в развитии образования.

Отрасль образования готовит квалифицированные кадры для всех отраслей экономики, в т.ч. и для себя. Подготовку преподавателей и воспитателей для всех ступеней образовательных учреждений осуществляют научно-педагогиче­ские кадры вузов. К профессорско-преподавательскому персоналу относятся должности декана, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

Рост потребности в профессорско-преподавательских кадрах для вузов и других учебных заведений способствовал развитию университетской системы образования.

Число университетов увеличилось главным образом за счет переименования институтов. Число университетов классического типа в 1994 г. составило 46, т.е. менее трети. В первой половине 90-х годы численность студентов снизилась, затем вновь начинала увеличиваться.

Отношение собственности в системе образования.

Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении учреждения. Согласно ст. 296 ГК РФ, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Таким образом, права образовательного учреждения ограничены целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Контроль за деятельностью учреждения в части использования данного имущества осуществляет учредитель или иное лицо, уполномоченное собственником. Собственник имущества вправе изъять имущество, если оно не используется, используется не по назначению или является излишним. Объекты государственной или муниципальной собственности, закрепленные за образовательным учреждением, могут отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством. Однако их изъятие и (или) отчуждение допускаются только по истечении срока договора между образовательным учреждением и учредителем. Вторую часть имущества образовательного учреждения составляют объекты, находящиеся в его собственности. Это могут быть денежные средства, имущество и иные объекты. В законе названы основные способы образования этой собственности: благотворительные пожертвования, передача в дар или по завещанию физического лица, доходы от предпринимательской деятельности учреждения, включая оказание платных образовательных услуг, продукты интеллектуального, творческого труда. Этим имуществом учреждение распоряжается самостоятельно. Учитывается оно отдельно от имущества, переданного собственником. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: