Практикум (семинарский) по дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных систем»
Семинар №1. Характеристика проектной деятельности в социальной сфере и образовании
Цель семинара:
изучить особенности проектной деятельности в социальной и образовательной сфере.
План занятия: объем – 4 аудиторных часа.
1. Общее понятие проектной деятельности:
2. Социальное проектирование.
3. Проектная деятельность в сфере образования.
Список практических заданий:
При подготовке к занятию необходимо изучить рекомендуемую литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.
По 1-му вопросу определение понятия «деятельность» и «проектная деятельность»; проект, типология проектов; теоретические аспекты проектирования; организация проектной деятельности. (Громыко Ю. В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. — М., 1997).
По 2-му вопросу сущность социального проектирования; типология социальных проектов; разработка социального проекта; оценка жизнеспособности проекта; реализация социального проекта (Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.).
По 3-му вопросу теоретические основы педагогического проектирования; субъекты и объекты проектной деятельности; виды педагогических проектов; результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования (Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.).
Вопросы для обсуждения на форуме:
1) определение «проект»;
2) теоретические аспекты проектирования;
3) сущность понятия «социальное проектирование»;
4) организация проектной деятельности;
5) метод проектов;
6) использование метода проектов в педагогической деятельности;
7) требования к применению метода проектов в практике обучения;
8) этапы реализации метода проектов;
9) проектная деятельность.
Список дополнительной литературы:
1. Громыко Ю. В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. — М., 1997.
2. Ильин Г. Л. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. –2001. -№4. –C. 87-90.
3. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы /Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1994. — С. 7.
4. Раппопорт А. Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. — 1991. —№ 1.
5. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. –2004. – 128 с.
6. Притыченко И. В. Проектирование личностно-развивающих педагогических систем: (опыт методологической рефлексии):–Волгоград: Перемена, 2003. – 136 с.
Список индивидуальных практических заданий (1 обязательно):
1. Написать эссе на тему «Проектная деятельность в образовательной сфере – необходимость или прихоть?»
2. Разработать памятку учащимся по работе над учебным проектом.
3. Дать письменный ответ на вопросы: как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся? Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
4. Составить конспект статьи Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
Семинар №2. Теории и концепции проектирования и их психологическое обоснование.
Цель семинара:
сформировать у студентов представление о подходах к проектированию, рассмотреть основные характеристики, этапы и формы проектирования, с точки зрения их психологических оснований.
План занятия: объем – 4 аудиторных часа.
1. Общее понятие о педагогическом проектировании (А.С. Макаренко, В.П. Беспалько, И. В. Притыченко, А. И. Савенков, И. Г. Шендрик).
2. Объект и субъект педагогического проектирования (И. В. Притыченко).
3. Основные характеристики проективного образования (Г. Л. Ильин)
4. Этапы и формы педагогического проектирования
5. Принципы педагогического проектирования
6. Психологические основы педагогического проектирования
7. Проектирование развивающей образовательной среды
Список практических заданий:
При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендуемую литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.
По 1-му вопросу (Колесникова И. А. «Педагогическое проектирование»; Безрукова В.С. «Проективная педагогика»; Гурье Л.И. «Проектирование педагогических систем»; Зотова Н.К. «Сущность педагогического проектирования»; Кукушин, В. С. «Общие основы педагогики»; Савенков А. И. «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании»; Притыченко И. В. «Проектирование личностно-развивающих педагогических систем: (опыт методологической рефлексии)»; Шендрик И. Г. «Самореализация личности в контексте проектирования образования»):
· Основные понятия педагогического проектирования;
· Педагогическая сущность проектирования;
· Объекты педагогического проектирования.
По 2-му вопросу (Гурье Л.И. «Проектирование педагогических систем»; Ильин Г. Л. «Проективное образование и становление личности»):
· Условия применения проективного образования;
· Характеристики проективного образования.
По 3-му вопросу (Гурье Л.И. «Проектирование педагогических систем»; Безрукова В.С. «Проективная педагогика»; Буланова-Топоркова М.В. «Педагогика и психология высшей школы»; Кукушин, В. С. «Общие основы педагогики»):
· Формы педагогического проектирования;
· Концепция педагогического процесса;
· Классификация проектов;
· Характеристика этапов педагогического проектирования.
По 4-му вопросу (Колесникова И. А. «Педагогическое проектирование»; Гурье Л.И. «Проектирование педагогических систем»; Буланова-Топоркова М.В. «Педагогика и психология высшей школы»):
· Принципы педагогического проектирования;
· Требования необходимые для успешной организация проектной деятельности.
По 5-му вопросу (Гурье Л.И. «Проектирование педагогических систем»; Безрукова В.С. «Проективная педагогика»):
· Мотивационная сфера;
· Психология педагогического творчества;
· Виды творчества в педагогическом проектировании.
По 6 вопросу (Ясвин В. А. «Образовательная среда: от проектирования к моделированию»; Яруллин И.Ф. «Педагогика: практическая педагогика»):
· Педагогическая организация развивающей образовательной среды;
· Методологические основы развивающего образования;
· Содержание, принципы и методы развивающего образовательного процесса в творческой образовательной среде.
Вопросы для обсуждения на форуме:
1) Проектирование технологического компоненты развивающей среды
2) Проектирование социального компонента развивающей образовательной среды
3) Проектирование пространственно-предметного компонента развивающей образовательной среды
4) Общий алгоритм педагогического проектирования среды (С.Я. Батышев).
Список дополнительной литературы:
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
2. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 218 с.
3. Ильин Г. Л. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. –2001. -№4. –C. 87-90.
4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. –2004. – 128 с.
5. Притыченко И. В. Проектирование личностно-развивающих педагогических систем: (опыт методологической рефлексии):–Волгоград: Перемена, 2003. – 136 с.
6. Шендрик И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. -2004. -№4. -С. 36-42.
7. Яруллин И.Ф. Педагогика: практическая педагогика. Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 136 с.
Список индивидуальных практических заданий (1 обязательно):
1. Проведите библиографический анализ статей (написанных за последние 5 лет) на данную тему. Объем работы 3-5 страниц.
2. Конспект и анализ статьи Зотовой Н.К. «Сущность педагогического проектирования».
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Актуальность проблемы проективного образования».
4. Охарактеризуйте систему принципов проективного образования: их связь и взаимодействие.
5. Раскройте особенности реализации проективного образования студентов.