Анатомия костей нижних конечностей




Тема 3.6.Рисование верхних конечностей кисти руки и ступни

(гипсовые слепки).

Содержание учебного материала

Анатомическое строение конечностей. Связь формы конечностей с их анатомическим строением.

Изменение формы конечностей при движении.(1ч.)

(учебный фильмhttps://www.youtube.com/watch?v=-kISsZ-M0tA (Как Рисовать РУКИ Карандашом / Учимся Рисовать КИСТИ РУК Карандашом);

https://www.youtube.com/watch?v=SHl3K2HhoxQ (Стопа)).

 

Практические занятия

Рисунок гипсового слепка кисти руки и ступни.(14ч.)

Задачи: передать конструктивное и пластическое строение ноги. Закрепление знаний анатомического строения стопы.

Анатомия костей нижних конечностей

Ноги человека выполняют функции опоры, передвижения и имеют пружинистый свод в ступне.

Нижние конечности подразделяются на три отдела: бедра, голени и стопы. Их основу составляют кости: бедренная кость, кость голени и кости стопы.

Бедренная кость образована трубчатой костью с двумя выступами на концах, называемыми проксимальным и дистальным. Является одной из самых крупных костей в человеческом теле. На проксимальном окончании бедренной кости имеется шаровидная головка с шейкой, сочленяющаяся с вертлужной впадиной тазовой кости, образуя при этом тазобедренный сустав. Большой вертел расположен рядом с головкой, с наружной стороны, и легко прощупывается. В нижнем дистальном окончании бедренной кости образованы мощные наружные и внутренние мыщелки. Они выполняют функцию шарнира, образуя при этом коленный сустав. Спереди под кожей располагается надколенная чашка.

Кости голени состоят из двух костей: большой берцовой и малой берцовой. Большая берцовая кость имеет в поперечном сечении треугольную форму и повернута углом вперед. На проксимальном конце большой берцовой кости имеются такие же шарнирные образования, как и на дистальном конце бедренной кости, вместе они образуют коленный сустав. Суставная часть дистального конца большой берцовой кости опирается на таранную кость стопы и образует голеностопный сустав и внутреннюю лодыжку.

Тонкая малоберцовая кость расположена рядом с большой берцовой с наружной стороны. Ее проксимальный конец с небольшой головкой прикреплен снаружи к нижней части суставной головки большой берцовой кости и не участвует в образовании коленного сустава. Дистальные окончания двух костей охватывают таранную кость стопы и формируют голеностопный сустав, внутреннюю и наружную лодыжки. Следует обратить внимание, что наружная лодыжка малоберцовой кости располагается ниже внутренней, придавая тем самым голеностопному суставу большую пластичность.

Скелет ступни представляет собой пружинистый свод, состоящий из сложных комплексов костей, соединенных между собой суставными образованиями. В формировании стопы участвуют кости предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. К костям предплюсны относятся: таранная, пяточная, ладьевидная, три клиновидных (внутренняя, промежуточная, наружная) и кубовидная.

Таранная кость формирует голеностопный сустав, имеет сферическую суставную поверхность и расположена на верхнем участке свода ступни.

Пяточная кость выполняет функцию опоры в пяточном основании стопы, имеет массивную форму.

Ладьевидная кость служит определителем высоты внутреннего свода ступни.

Клиновидные кости в стопе выполняют функции, соответствующие их названию.

Кости плюсны состоят из пяти костей, каждая из них имеет тело, основание и головку. Своими основаниями они прикрепляются

Кости нижних клнечностей:

1 — таз; 2 — тазобедренный сустав; 3 — проксимальная суставная головка бедренной кости; 4 — шейка суставной головки; 5 — большой вертел; 6 — малый вертел; 7 — бедренная кость; 8 — дистальная головка бедренной кости; 9 — наружный надмыщелок; 10 — суставная ямка для надколенной чашки; 11 — внутренний надмыщелок; 12 — внутренний мыщелок; 13 — наружный мыщелок; 14 — коленный сустав; 15 — внутренний мыщелок большой берцовой кости; 16 — головка большой берцовой кости; 17 — наружный мыщелок большой берцовой кости; 18 — проксимальная головка малой берцовой кости; 19 — бугристость большой берцовой кости; 20 — малая берцовая кость; 21 — передний гребень большой берцовой кости; 22 — большая берцовая кость; 23 — внутреняя лодыжка; 24 — наружная лодыжка; 25 — кости стопы

к костям предплюсны, а головками к головкам фаланговых костей пальцев.

Кости фаланг образуют конечности стопы ног, так же как и кости плюсны имеют тело, основание и головку, которая прикрепляется своим основанием к головке плюсневой кости. Каждая из костей имеет проксимальное и дистальное окончания. Большой палец имеет две фаланги, остальные — по три.

Кости стоп ног:

I — пяточная кость; 2 — суставная ямка таранной кости; 3 кубовидная кость; 4 — пятая плюсневая кость; 5 проксимальная фаланга пятого пальца; 6 средняя фаланга пятого пальца; 7 дистальная фаланга пятого пальца; 8 проксимальная фаланга второго пальца; 9 средняя фаланга второго пальца; 10 дистальная фаланга второго пальца;

II дистальная фаланга первого пальца; 12 проксимальная фаланга первого пальца; 13 первая плюсневая кость; 14 — внутреняя клиновидная кость; 15 — промежуточная клиновидная кость; 16 — наружняя клиновидная кость; 17 — ладьевидная кость; 18 таранная кость

Каждый, кто рисовал фигуру человека, уверенно скажет, что рука — это наиболее сложная для рисования часть тела. В чем заключена основная сложность? В том, что рука самая подвижная и изменчивая конечность человека, которая может совершать множество действий, поворотов, сгибаний в пределах своего функционального диапазона. А если обратить внимание на отдельные пальцы и наклоны кисти, то количество всевозможных движений и положений возрастет в несколько раз.

В нашей программе занятий, рисование анатомической руки и кисти следует сразу после рисования плечевого пояса, но перед изображением фигуры в рост. Эта последовательность схожа с той, которая применялась в рисовании головы, где вначале было разобрано построение черепа, отдельно глаза, носа и губ, а уже после нарисована голова целиком.

Стоит сразу сказать, чтобы правильно нарисовать руку необходимо знать основные конструктивные элементы, расположение мышц, работу суставов и принципы взаимодействия всех перечисленных компонентов.

Вначале большой объем фактов и правил вызывает определенные трудности, но после освоения базы последующие наброски и рисунки руки будут получаться все лучше, а затем вы не заметите как научитесь изображать руку в различных положениях даже без натуры, интуитивно.

Строение руки.

В строении руки, как и в других частях человеческого тела, заложены пропорциональные закономерности, с которых нужно начинать рисунок. Впоследствии рука и кисть при правильном изображении станут мерой измерения и проверочным критерием в построении всей фигуры.

В этой статье мы приведем лишь ознакомительные сведения, подробное изучение всех костей, мышц, суставов лучше проводить непосредственно на листе в процессе занятий. Информация в таком виде представлена более наглядно и запоминается лучше, когда каждая косточка помимо названия и описания имеет свое материальное воплощение на бумаге, нарисованная с натуры самим учеником.
Это самый лучший способ запомнить все названия, внешний вид и движение. Чтение учебника по пластической анатомии несомненно полезно, но дает меньшие результаты.

Лучшей моделью для рисования являются гипсовые слепки анатомических рук, то есть рук без кожного покрова, где видны все мышцы и сухожилия.
Существуют отдельные детали хорошо нам знакомого Экорше, в том числе и рук в различных положениях и сгибах.
Для рисования и ознакомления с костным строением подойдет модель человеческого скелета. Наброски рук в движении лучше всего рисовать с живой натуры.

 

Отдельное внимание следует уделить рисованию кисти руки.
В этом задании будет подробно рассмотрено строение кисти как одной из самых сложных для рисования частей тела. Сложнее — только рисунок головы.

Строение руки отличается от других частей тела большим количеством сложных взаимосвязей и соединений, от которых зависит пластическое состояние. К этому добавляются изгибы, сокращения и наклоны, влияющие на положение руки в пространстве, что соответственно изменяет ракурс и перспективное сокращение.

Поэтому рисунок начинается с упрощенных графических схем и представления модели в виде простых геометрических фигур. В строении кисти заложено множество закономерностей и пропорциональных привязок, которые необходимо учитывать при построении. Нахождение центральной оси кисти и оси каждого пальца отдельно, соблюдение размеров фаланг и ногтей должно проходить с учетом общей формы.

Важным моментом является правильное расположение опознавательных точек, своеобразных маячков, на которых ориентируется все построение. Все эти процессы происходят непосредственно на листе в процессе работы над рисунком, где наши педагоги будут своевременно подсказывать и помогать на каждом этапе.

Рисунок выполняется по гипсовой модели кисти Давида. Это один из лучших образцов для прохождения данной темы. Типовая форма кисти, четко выраженная костная основа, положение и сгиб пальцев делают эту модель самой наглядной для понимания характерных особенностей и свойств кисти руки.

Мы рекомендуем нашим ученикам продолжать изучение рук с помощью зарисовок и простого наблюдения дома, в транспорте, в кафе, везде, где есть возможность делать быстрые наброски с целью «захватить» жест, положение или движение. Постепенно придет уверенность в изображении кисти в любых ракурсах и, даже, без натуры. Вы научитесь показывать разницу между мужской и женской рукой, между кистью ребенка и пожилого человека. Эта своеобразная художественная тренировка научит концентрировать внимание на самом главном и позволит быстрее выполнять другие рисунки.

Вопросы для самоконтроля по теме:

В завершении каждой аудиторной практической работы необходимо сделать ее анализ по следующим пунктам:

1. Композиционное размещение рисунка в формате.

2. Тональные отношения в рисунке.

3. Пространство в рисунке.

4. Особенности характера складок и драпировок (если есть).

5. Культура штриха, работы в материале.

 

Практические занятия

Рисунок гипсового слепка кисти руки и ступни.(14ч.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: