Методологические принципы психологического исследования




Научное исследование его принципы и структура

1.1.1.

Наука (Н.) – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающие критериям истинности.

Н. – это совокупность всех знаний полученных научным методом на сегодняшний день.

Ученый (научный работник) – это профессионал, которые строит свою деятельность руководствуясь критерием «истинность -ложь».

Результат Н. – описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений.

Выражение результата – рукопись, текст, структурная схема, графическая зависимость, формула.

Н., как система знаний имеет три характеристики: полнота, достоверность, систематичность. Определяется Н. Наличием методов.

М. –совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Нормативный процесс Н. Иссл-ия строится по следующей схеме:

· выдвижение гипотезы (гипотез);

· планирование исследования;

· проведение исследования;

· интерпретация данных;

· опровержение или неопровержение гипотезы;

· при опровержении старой гипотезы – выдвижение новой.

В структуре Н. исл. содержание Н. знания является величиной переменной, а метод – константа. Новое знание рождается в форме научного предположения, через которую ведется интерпретация.

Цель Н. – постижение истины, а способ постижения – н. исследование.

1.1.2.

Н.ислл. основано на научном методе. Состоит в осознании и фиксации цели исследования, средствах исследования (методология, подходы, методы, методики), ориентация на воспроизводимость результатов.

Исследование подразделяют на:

q теоретические и эмпирические;

q фундаментальные и прикладные;

q монодисциплинарные и междисциплинарные;

q аналитические (однофакторные) и комплексные (многофакторные).

Ф. Иссл. – познание реальности, без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикл. Иссл. – полученное знание д.б. использовано для решение практической задачи.

По цели исследования различаются на:

q поисковые;

q критические;

q уточняющие;

q воспроизводящие.

v Поисковые – попытка решения проблемы, которую еще никто не ставил и не решал подобным образом и с помощью определенного метода. (получение принципиально новых результатов).

v Критические – опровержение существующей теории, модели, гипотезы, или для проверки какая из двух альтернативных гипотез лучше прогнозирует реальность. Проводится в таких областях Н., где накоплен большой багаж эмпирического и теоретического знания и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

v Уточняющие – большинство исследований в науке. Цель –точное повторение Э. предшественников для определения надежности, достоверности и объективности полученных результатов.

1.1.3.

Теория естественно-научного Э. имеет ряд очевидных предположений:

1. Мы считаем, что время непрерывно, направленно от прошлого в будущее. События не обратимы. Следствия не могут возникнуть раньше, чем причины.

2. Пространство, в котором происходят события, изотропно.

3. События в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.

Теория – внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, её элементы логически зависят друг от друга, её содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий (базис теории).

Т. выступает в качестве высшей формы научного знания и включает в себя основные компоненты:

1. Исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности);

2. Базис –множество первичных допущений (аксиомы, постулаты, гипотезы);

3. Логика теории – множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;

4. Множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

Законы Т. описывают не реальность, а некий идеализированный объект.

Выделяют Т.:

· по способу построения (аксимоматические, гипотетико-дедуктивные);

· качественные (А.Маслоу, Л. Фестингер);

· формализированные (использование математического аппарата. Ж. Пиаже, К. Левин);

· формальные (IRT – стохастическая теория теста).

1.1.4.

Проблема – начало любого научного исследования. П. Порождается изменчивостью мира и духовной активностью людей. В Науке формулирование проблемы происходит из-за дефицита, нехватки для описания или объяснения реальности. Способность находить «белые пятна» - одно из главных проявлений таланта исследователя.

Этапы прохождения проблемы:

- выявление нехватки в науке знания о реальности;

- описание проблемы на уровне обыденного языка;

- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

1.1.5.

Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Г. – утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого недоказуема дедуктивно, а м.б. проверена только экспериментальным путем.

Выделяют: теоретические (научные) и экспериментальные гипотезы. Последние подразделяются на три типа, по их происхождению:

· основаны на теории или модели реальности. Представляют собой прогноз, следствие этой модели. Служат проверке следствий конкретной теории;

· научные экспериментальные гипотезы. Опровержение-подтверждение теорий, законов, причинных связей между явлениями. Не основаны на уже существующих теориях. А сформированные по принципу «всё подходит». Оправдание – интуиция исследователя (П. Файерабенд);

· эмпирические Г., выдвигаемые безотносительно какой-либо теории, модели. Ad hoc.

По содержанию:

· наличие явления «А был ли мальчик?»;

· наличие связи между явлениями (линейная или нелинейная связь);

· наличие причинной связи между явлениями.

Классификация Готтсданкера (с. 22 - самостоятельно). Статистические Г.6: H1- Г. о различии; H0 – о сходстве. Э. Г. служит для организации Э., а стастистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

 

1.2.

Выделяют теоретические и эмпирические методы. Теоретическое исследование осуществляется «в уме», ученый имеет дело с мысленной репрезентацией реальности (формулы, образы, пространственно-динамические модели, схемы, описания естественного языка). «Мысленный эксперимент» - идеализированный объект ставится в различные условия. После, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение.

Моделирование – используется метод аналогий, умозаключений от «частного к частному». Модель – аналог объекта и используется тогда, когда невозможно провести Э. иссл. объекта.

К общенаучным методам относят:

· наблюдение

· измерение

· эксперимент

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Изм. – это некоторая операция, с помощью которой вещам приписываются числа. С математической т.з., такое «приписывание» требует установления соответствия между свойствами чисел и вещей. С методической т.з. – регистрация состояния Об-та на основе регистрации измерения состояний другого Об-та (прибора).

Измерение - эмпирический м-д выявления свойств или состояний Об-та путем организации взаимодействия Об-та с измерительным прибором. Изменения состояния последнего зависят от изменения состояния Об-та. (Приборно-опосредованное взаимодействие.)

Писхололгическое измерение – оценка Исп-мым величины тех или иных параметров реальности, сходств или различий Об-ов реальности. На основании этих оценок Иссл-ль “измеряет” особенности Сб-ой реальности Исп-го. Иначе, это задача, данная Исп-му.

Э. - спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор Э (Сб) воздействует на изолированный Об и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки Г. о причинно-следственной связи между воздействиями и изменениями состояния Об. Э. позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях, и выявлять причинно-следственные связи между явлениями.

В психологии Э. – совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей И путем наблюдения за его поведением при проведении заданий в Экс-те.

Наблюдение – непосредственный, “пассивный” метод. Изм. – пассивный, но опосредованный метод. Э. – активный, но т.ж. опосредованный метод изучения реальности. Непосредственный, активный – при котором исследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодейтсвует с Об., меняя его состояние. Возможно это только в психологии – м-д Беседы (коммуникативный метод). (Пространство: “акт. – пасс.”; “опосредованный – непосредств.”)

 

Методологические принципы психологического исследования

Психол. иссл. Строится как на общенаучных, так и на непосредственно психологических методологических принципах. Методологические принципы психологии базируются на методологическом базисе диалектической марксистско-ленинской философии и выводятся из неё путем дедукции:

· принцип детерминизма (причинно-следственной связи);

· генетический принцип (принцип развития);

· принцип единства психики и деятельности;

· системно-структурный принцип.

Для экспериментального исследования необходимо дополнительно выделить принципы:

1. Объективности;

· отсутствие предвзятости в изучении явления и максимальной объективности в оценках состояния самого наблюдателя, экспериментатора.

· Все изучаемые явления должны подвергаться проверке.

· Психологические явления регистрируются в процессе их изучения, в единстве внешних и внутренних причин.

· При обработке результатов иссл-ия учитываются и анализируются все факты

· Непозволительно «подгонять» результаты исследования под свою гипотезу.

2. Единства физиологического и психологического – для изучения психологического явления используются физиологические показатели (дополнительно);

3. Историзма – изучать Л. можно с учетом влияния внешних факторов: социально-экономических условий жизни и событий происходящих вокруг неё.

4. Индивидуализации – реализуется через: а) установление общих закономерностей в психологии с помощью изучения отдельной личности, отдельного сознания людей; б) преломление общих закономерностей через призму индивидуального сознания.

5. Единства теории и практики – на основе практических данных иссл-ния психологи делают теоретические обобщения, которые, затем, поверяют на практике.

6. Аналитико-синтетический – в психолог. Иссл-ии мы движемся от анализа психических явлений к синтезу Психики, Личности, Сознания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: