Научное исследование его принципы и структура
1.1.1.
Наука (Н.) – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающие критериям истинности.
Н. – это совокупность всех знаний полученных научным методом на сегодняшний день.
Ученый (научный работник) – это профессионал, которые строит свою деятельность руководствуясь критерием «истинность -ложь».
Результат Н. – описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений.
Выражение результата – рукопись, текст, структурная схема, графическая зависимость, формула.
Н., как система знаний имеет три характеристики: полнота, достоверность, систематичность. Определяется Н. Наличием методов.
М. –совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Нормативный процесс Н. Иссл-ия строится по следующей схеме:
· выдвижение гипотезы (гипотез);
· планирование исследования;
· проведение исследования;
· интерпретация данных;
· опровержение или неопровержение гипотезы;
· при опровержении старой гипотезы – выдвижение новой.
В структуре Н. исл. содержание Н. знания является величиной переменной, а метод – константа. Новое знание рождается в форме научного предположения, через которую ведется интерпретация.
Цель Н. – постижение истины, а способ постижения – н. исследование.
1.1.2.
Н.ислл. основано на научном методе. Состоит в осознании и фиксации цели исследования, средствах исследования (методология, подходы, методы, методики), ориентация на воспроизводимость результатов.
Исследование подразделяют на:
q теоретические и эмпирические;
q фундаментальные и прикладные;
|
q монодисциплинарные и междисциплинарные;
q аналитические (однофакторные) и комплексные (многофакторные).
Ф. Иссл. – познание реальности, без учета практического эффекта от применения знаний.
Прикл. Иссл. – полученное знание д.б. использовано для решение практической задачи.
По цели исследования различаются на:
q поисковые;
q критические;
q уточняющие;
q воспроизводящие.
v Поисковые – попытка решения проблемы, которую еще никто не ставил и не решал подобным образом и с помощью определенного метода. (получение принципиально новых результатов).
v Критические – опровержение существующей теории, модели, гипотезы, или для проверки какая из двух альтернативных гипотез лучше прогнозирует реальность. Проводится в таких областях Н., где накоплен большой багаж эмпирического и теоретического знания и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
v Уточняющие – большинство исследований в науке. Цель –точное повторение Э. предшественников для определения надежности, достоверности и объективности полученных результатов.
1.1.3.
Теория естественно-научного Э. имеет ряд очевидных предположений:
1. Мы считаем, что время непрерывно, направленно от прошлого в будущее. События не обратимы. Следствия не могут возникнуть раньше, чем причины.
2. Пространство, в котором происходят события, изотропно.
3. События в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.
Теория – внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, её элементы логически зависят друг от друга, её содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий (базис теории).
|
Т. выступает в качестве высшей формы научного знания и включает в себя основные компоненты:
1. Исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности);
2. Базис –множество первичных допущений (аксиомы, постулаты, гипотезы);
3. Логика теории – множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;
4. Множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.
Законы Т. описывают не реальность, а некий идеализированный объект.
Выделяют Т.:
· по способу построения (аксимоматические, гипотетико-дедуктивные);
· качественные (А.Маслоу, Л. Фестингер);
· формализированные (использование математического аппарата. Ж. Пиаже, К. Левин);
· формальные (IRT – стохастическая теория теста).
1.1.4.
Проблема – начало любого научного исследования. П. Порождается изменчивостью мира и духовной активностью людей. В Науке формулирование проблемы происходит из-за дефицита, нехватки для описания или объяснения реальности. Способность находить «белые пятна» - одно из главных проявлений таланта исследователя.
Этапы прохождения проблемы:
- выявление нехватки в науке знания о реальности;
- описание проблемы на уровне обыденного языка;
- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
1.1.5.
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Г. – утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого недоказуема дедуктивно, а м.б. проверена только экспериментальным путем.
|
Выделяют: теоретические (научные) и экспериментальные гипотезы. Последние подразделяются на три типа, по их происхождению:
· основаны на теории или модели реальности. Представляют собой прогноз, следствие этой модели. Служат проверке следствий конкретной теории;
· научные экспериментальные гипотезы. Опровержение-подтверждение теорий, законов, причинных связей между явлениями. Не основаны на уже существующих теориях. А сформированные по принципу «всё подходит». Оправдание – интуиция исследователя (П. Файерабенд);
· эмпирические Г., выдвигаемые безотносительно какой-либо теории, модели. Ad hoc.
По содержанию:
· наличие явления «А был ли мальчик?»;
· наличие связи между явлениями (линейная или нелинейная связь);
· наличие причинной связи между явлениями.
Классификация Готтсданкера (с. 22 - самостоятельно). Статистические Г.6: H1- Г. о различии; H0 – о сходстве. Э. Г. служит для организации Э., а стастистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.
1.2.
Выделяют теоретические и эмпирические методы. Теоретическое исследование осуществляется «в уме», ученый имеет дело с мысленной репрезентацией реальности (формулы, образы, пространственно-динамические модели, схемы, описания естественного языка). «Мысленный эксперимент» - идеализированный объект ставится в различные условия. После, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение.
Моделирование – используется метод аналогий, умозаключений от «частного к частному». Модель – аналог объекта и используется тогда, когда невозможно провести Э. иссл. объекта.
К общенаучным методам относят:
· наблюдение
· измерение
· эксперимент
Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Изм. – это некоторая операция, с помощью которой вещам приписываются числа. С математической т.з., такое «приписывание» требует установления соответствия между свойствами чисел и вещей. С методической т.з. – регистрация состояния Об-та на основе регистрации измерения состояний другого Об-та (прибора).
Измерение - эмпирический м-д выявления свойств или состояний Об-та путем организации взаимодействия Об-та с измерительным прибором. Изменения состояния последнего зависят от изменения состояния Об-та. (Приборно-опосредованное взаимодействие.)
Писхололгическое измерение – оценка Исп-мым величины тех или иных параметров реальности, сходств или различий Об-ов реальности. На основании этих оценок Иссл-ль “измеряет” особенности Сб-ой реальности Исп-го. Иначе, это задача, данная Исп-му.
Э. - спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор Э (Сб) воздействует на изолированный Об и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки Г. о причинно-следственной связи между воздействиями и изменениями состояния Об. Э. позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях, и выявлять причинно-следственные связи между явлениями.
В психологии Э. – совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей И путем наблюдения за его поведением при проведении заданий в Экс-те.
Наблюдение – непосредственный, “пассивный” метод. Изм. – пассивный, но опосредованный метод. Э. – активный, но т.ж. опосредованный метод изучения реальности. Непосредственный, активный – при котором исследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодейтсвует с Об., меняя его состояние. Возможно это только в психологии – м-д Беседы (коммуникативный метод). (Пространство: “акт. – пасс.”; “опосредованный – непосредств.”)
Методологические принципы психологического исследования
Психол. иссл. Строится как на общенаучных, так и на непосредственно психологических методологических принципах. Методологические принципы психологии базируются на методологическом базисе диалектической марксистско-ленинской философии и выводятся из неё путем дедукции:
· принцип детерминизма (причинно-следственной связи);
· генетический принцип (принцип развития);
· принцип единства психики и деятельности;
· системно-структурный принцип.
Для экспериментального исследования необходимо дополнительно выделить принципы:
1. Объективности;
· отсутствие предвзятости в изучении явления и максимальной объективности в оценках состояния самого наблюдателя, экспериментатора.
· Все изучаемые явления должны подвергаться проверке.
· Психологические явления регистрируются в процессе их изучения, в единстве внешних и внутренних причин.
· При обработке результатов иссл-ия учитываются и анализируются все факты
· Непозволительно «подгонять» результаты исследования под свою гипотезу.
2. Единства физиологического и психологического – для изучения психологического явления используются физиологические показатели (дополнительно);
3. Историзма – изучать Л. можно с учетом влияния внешних факторов: социально-экономических условий жизни и событий происходящих вокруг неё.
4. Индивидуализации – реализуется через: а) установление общих закономерностей в психологии с помощью изучения отдельной личности, отдельного сознания людей; б) преломление общих закономерностей через призму индивидуального сознания.
5. Единства теории и практики – на основе практических данных иссл-ния психологи делают теоретические обобщения, которые, затем, поверяют на практике.
6. Аналитико-синтетический – в психолог. Иссл-ии мы движемся от анализа психических явлений к синтезу Психики, Личности, Сознания.