I этап – подготовительный
1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)
4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.
5. Обращение к детям детского сада (листовки).
II этап – основной
Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.
1.Беседы
• Беседа на тему «Синичкин День»
• «Что ты знаешь о птицах?»
• «Как живут наши пернатые друзья зимой»
• «Кто заботится о птицах»
• «Пользу или вред приносят птицы?»
• «Меню птиц»
• «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
2. Наблюдения
• Наблюдение за синицей, вороной, снегирем, галкой, голубем
• Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на кормушки
• Установка кормушек, кормление, регулярная подкормка птиц.
3.Труд
• изготовление кормушек (совместно с родителями)
• чистка кормушек
• подкормка птиц
4. Игровая деятельность
• Дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
• Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»
• Настольные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки»
• Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Гуси лебеди», «Совушка» «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка».
• Физ. минутки «Какая для кого зима?», «Чему человек научился у птиц?»
5. Информация в уголке для родителей
• «Покормите птиц зимой»
• Памятка “Как подкармливать птиц”.
• Правила поведения возле кормушек.
6.Коммуникация
• Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»
• Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»
• Э. Булгакова «Синички»
• Сухомлинского «О чѐм плачет синичка»
• Просмотр презентаций: «Зимующие птицы»
• Рассказ «Птичья столовая»
• Отгадывание загадок о зимующих птицах
• Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
7. Художественное творчество
• Рисование «Синички», «Птички на ветках», «Птичка веселая и грустная»
• Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц», «Снегири на снегу»
• Конструирование «Птица»
III этап - заключительный
Ø Выставка кормушек «Столовая для пернатых».
Ø Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
Ø Организация дежурства детей у птичьей столовой.
Ø Участие детей и родителей ВО Всероссийской Акции «Покормите птиц зимой» Организатор акции Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Югыд ва
Ø Участие в конкурсах Союза охраны птиц России
Продукт проектной деятельности:
Ø Занятия о зимующих птицах нашего региона;
Ø Изготовление и развешивание кормушек, изготовленных родителями дошкольников;
Ø Выпуск брошюры «Чем можно кормить птиц!»;
Ø Изготовление плакатов «Покормите птиц зимой» и развешивание их в магазинах нашего города;
Ø Посещение краеведческого музея по теме «Зимующие птицы Республики Коми.
Ø Рисование рисунков плакатов с детьми старших и подготовительных групп на тему «Зимующие птицы Югыд ва;
Ø Изготовление «Съедобной кормушки – печенюшки» детьми подготовительных групп.
Ø Составление народных примет о птицах.
Результативность
В ходе реализации проекта воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос: "кто ещё может заботиться о птицах в зимний период времени?". И мы стали привлекать жителей нашего города к подкормке птиц и оформили листовки-плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" и развесили их в магазинах нашего города.
Таким образом у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Ø Сделать помощь птицам зимой доброй традицией
Ø Привлечения взрослых к экологической акции «Покормите птиц»
Ø Привлечение большего количества детей к реализации проекта на следующий год.
Приложения.
ПРИМЕТЫО ПТИЦАХ:
Низко летящие ласточки предвещают дождь.
Увидеть летящих высоко в небе птиц перед началом пути – к успеху в делах.
Гуси прячут свои клюва под крылья, стоя на одной лапе – скоро будет сильное похолодание.
Невысоко пролетающий над головой орёл – к удаче в делах.
Голуби, живущие рядом с домом, уберегут его от пожара.
Увидеть лебедя, сидящего на яйцах – будет гроза.
Сорока прыгает на крыше дома, в котором лежит больной – к выздоровлению.
Аиста увидеть – к встрече со старым другом.
Сорока у воды во время рыбалки – к хорошему клеву.
Кукушка села на сухое дерево – к холоду.
Куры не бегут от дождя под крышу – значит, он скоро закончится.
Много чаек бродит по берегу – к шторму.
Если птицы пересекают ваш путь слева направо – удачная примета,
если наоборот – справа налево – неудачная.
Рядом с домом кричит сова – ждать скорейшего прибавления в семействе.
Невысоко пролетающий над головой орёл – к удаче в делах.
Когда в окно стучит птичка, особенно синичка, то это к доброму известию. Однако, будьте внимательны, ведь если это ворона или того хуже ворон, то известия будут плохими.
Сорока - это всегда обман или сплетни. Так, если на крыльце или на балконе скачет эта птичка, то хозяева этого дома будут или оклеветаны или впутаны в интриги. Но не всегда она предвещала беду, так как раньше верили, что если сорока сидит на крыше дома, где есть больной, то это к скорому его выздоровлению.