ВВЕДЕНИЕ
Стилистика языка является сравнительно новым разделом языкознания, который занимается исследованием стилей речи, стилистических приемов и выразительных средств языка в их отношении к выражаемому содержанию.
Данная дисциплина развивает навыки вдумчивого чтения, дает основу для развития художественного вкуса, способствует нормализации языка и помогает хорошо и выразительно говорить и писать.
Стилистика изучает выразительные ресурсы словарного состава языка, занимается исследованием всех возможных стилистических импликаций, принципами использования слов и сочетаниями слов в их выразительной функции.
Современная лингвистика и теория языка располагает целым рядом теоретических работ, освещающих различные аспекты экспрессивных средств английского языка.
Актуальность исследования определяется недостаточностью изучения данной проблемы. Лексические выразительные средства и стилистические приемы в основном рассматриваются как единый инструмент в руках автора, разграничение данных понятий дается лишь вскользь, нет четкой грани между данными терминами. Более того, классификации выразительных средств и стилистических приемов, разработанные разными исследователями, включают смежные явления и понятия, но даны с разных позиций, уровней и осложняют их восприятие.
Проблема данного исследования заключается в четком разграничении упомянутых стилистических явлений - что такое лексические выразительные средства, а что является лексическими стилистическими приемами. Также необходимо разрешить противоречия между различными подходами к вопросу о классификации указанных понятий и определить четкий перечень лексических средств и стилистических приемов, - каковы лексические выразительные средства, и какие существуют лексические стилистические приемы. Выявить лексические выразительные средства и стилистические приемы в англоязычном рассказе.
Цель исследования - изучить и систематизировать лексические выразительные средства и стилистические приемы, выявить разницу между этими явлениями, определить лексические выразительные средства и стилистические приемы, а также их функциональную значимость в произведении Джойса Кэри Ланел «Period Piece».
Объектом данного исследования является лингвистическая стилистика, которая изучает выразительные средства языка.
Предметом данного исследования являются лексические выразительные средства и стилистические приемы, и их функции в тексте.
Гипотеза - метафора как стилистический прием употребляется в художественном тексте также часто, как и в качестве, лексического выразительного средства.
В ходе выполнения данного исследования нами поставлены следующие задачи:
изучить материал по проблеме разграничения лексических выразительных средств и стилистических приемов современного английского языка;
систематизировать различные классификации вышеупомянутых стилистических явлений;
составить сводную таблицу стилистических явлений и теоретически ее обосновать;
исследовать лексические выразительные средства и стилистические приемы в произведении Джойса Кэри Ланел «Period Piece».
Методологическую базу исследования составляют римская риторическая система, классификация выразительных средств Г.Лич, И.Р. Гальперина, с уровнеориентированным подходом, Ю.М. Скребнева, с подразделением стилистики на парадигматическую и синтагматическую.
При выполнении данной работы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
изучение литературы по проблеме;
анализ полученных результатов и систематизация лексических выразительных средств и стилистических приемов;
теоретическое обоснование полученной информации на примерах из произведения английского автора Джойса Кэри Ланел «Period Piece».
Теоретическая значимость исследования работы определяется тем, что исследование лексических выразительных средств и стилистических приемов современного английского языка позволяет расширить теоретические представления по данной проблеме, способствует обогащению данных по стилистике английского языка и теории и лингвистики языка в целом.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования студентами лингвистических отделений во время подготовки к семинарам, а сводная таблица лексических выразительных средств и стилистических приемов может стать полезным наглядным пособием при лингвистическом анализе художественного текста.
Элемент новизны представляется в обобщении знаний о лексических выразительных средствах и стилистических приемах, в проведении границы между указанными явлениями, их систематизации и демонстрации в произведении Джойса Кэри Ланел «Period Piece».
Структура работы определяется логикой решения поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе имеются табличные материалы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и основные задачи работы, выдвигается гипотеза, раскрывается ее практическая значимость.
В первой главе исследования - «Проблема разграничения лексических выразительных средств и стилистических приемов» - мы даем определение выразительным средствам и стилистическим приемам, выявляем разницу между ними, на основе изученных классификаций описываем лексические выразительные средства и стилистические приемы.
Во второй главе - «Стилистическое функционирование лексических выразительных средств и стилистических приемов в произведении Джойса Кэри Ланел «Period Piece»» демонстрируются лексические выразительные средства и стилистические приемы, и их функции.
В заключение курсовой работы изложены наиболее важные выводы и обобщения по исследуемой теме.
В ходе данного исследования было использовано 22 источника, в том числе 3 иностранных.
В приложении приведена таблица «Выразительные средства и стилистические приемы».
Исследование состоит из 33 страниц.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
В лингвистике очень часто пользуются терминами: выразительные средства языка, экспрессивные средства языка, стилистические средства, стилистические приемы, тропы, фигуры речи. Эти термины иногда употребляются синонимически, иногда же в них вкладывается различное содержание.
Словарные образы стали изучаться еще древнеиндийскими философами, они называли их украшениями речи, которые делились на тропы и фигуры. Такая классификация называется древней или традиционной. Троп-уподобление одного предмета другому с последующим переносом значения, основанному на обобщенных понятиях количества, качества, сходства и противоположности. Фигура речи - средство, придающее речи образность и выразительность.
Позже ученые подхватили это деление, и такое разграничение получило название функциональной классификации. В соответствии с ней языковые средства делятся на изобразительные и выразительные. Изобразительные средства языка (тропы) - это все виды образного употребления слов, словосочетаний и фонем. Выразительные средства (фигуры речи) не создают образов, а повышают выразительность речи. [13,с. 74]
Современная классификация Ю.М. Скребнева дает этим понятиям новое истолкование: парадигматических и синтагматических средств. Парадигматические средства (изобразительные) основаны на ассоциации выбранных автором слов и выражений с другими близкими им по значению и потому потенциально возможными, но не представленными в тексте словами, по отношению к которым им отдано предпочтение. Синтагматические средства (выразительные) основаны на линейном расположении частей и эффект их зависит именно от расположения. Деление это условное, так как и то и другое явление участвует в создании образности, в изображении и выполняет экспрессивную функцию.
Уровне ориентированная классификация И. Р. Гальперина делит языковые средства на лексические, синтаксические и фонетические.
Помимо указанных классификаций, распространено деление на выразительные средства языка и стилистические приемы с делением средств языка на нейтральные, выразительные и стилистические. Между выразительными (экспрессивными) средствами языка и стилистическими приемами языка трудно провести четкую грань, хотя различия между ними все же имеются. [1,с. 89]