Государственная экологическая политика России: цели, задачи, мет оды, механизм реализации




Цели

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы) цели государственной экологической политики сформулированы следующим образом:

– обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;

– формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;

– создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.

Достижение этих целей должно обеспечиваться через формирование системы природоохранного регулирования, основанной на:

– законодательном закреплении режимов экологической защиты территорий с установлением дифференцированных требований к природопользованию и экономической деятельности, ориентированных на поддержание комфортной среды проживания населения, сохранение и воспроизводство животного и растительного мира и их генетического фонда;

– нормировании воздействия на окружающую среду, основанном на технологических требованиях к производству продукции и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и установлении современных экологических требований к технологиям, включая поэтапное введение норм экологической безопасности для мобильных источников Евро-3 и Евро-4;

– переходе от практики установления индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности;

– создании эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований;

– оказании государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды;

– совершенствовании механизмов, стимулирующих снижение ресурсоемкости и повышение энергоэффективности хозяйственной деятельности, использование возобновляемых и вторичных ресурсов;

– создании условий для сохранения природных территорий через оптимизацию размещения новых производств в регионах интенсивного развития.

Важнейшие задачи:

– эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства;

– реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба;

– создание экономических инструментов и механизмов устранения причиненного окружающей среде вреда и компенсации ущерба.

в числе приоритетных направлений:

• повышение эффективности системы государственного управления;

• исключение дублирующих функций, закрепление утраченных функций в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства;

• совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, направленной на обеспечение реализации полномочий государственных органов государственной власти в области охраны окружающей среды, предусмотренных законодательством;

• снижение административных барьеров, повышение прозрачности деятельности государственной власти в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в конвенциях, и защита национальных интересов;

• повышение уровня экологической культуры населения, степени участия гражданского общества в формировании и реализации экологической политики.

ПУТИ, МЕХАНИЗМЫИ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

Экономические и финансовые механизмы

регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг и информационное обеспечение

Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

Научное обеспечение

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

Экологическое образование и просвещение

является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии

Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

Региональная политика в области экологии

Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

Международное сотрудничество

является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

На всякий случай!

Для этого необходимы:

участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по ее охране;

содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров;

активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;

обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории России;

упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.

 

Вопрос номер 67
Современные условия и проблемы экологического развития России.

Российская Федерация относится к стра­нам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение при­родной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки эко­номического характера, не принимая во внимание вред эколо­гического характера и здоровью людей, по подсчетам специалис­тов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующе­го уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. Острейшая эколо­гическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний воз­раст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноцен­ным вследствие генетических изменений и хромосомных абераций. По отдельным промышленно-развитым российским ре­гионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промыш­ленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвы­чайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным норма­тивам качества. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам. Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользова­ния окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть свмоуничтожение человека как вида.

 

 

Вопрос номер 68
Международные усилия по решению экологических проблем в современном мире

ООН занимается решением глобальных экологических проблем. Являясь международным форумом для формирования консенсуса и заключения путем переговоров соглашений, ООН занимается решением таких глобальных проблем, как изменение климата, истощение озонового слоя, токсичные отходы, обезлесение и исчезновение биологических видов, а также загрязнение воздуха и воды. До тех пор, пока не будут решены эти проблемы, обеспечить долгосрочную устойчивость рынков и экономических хозяйств не удастся, поскольку экологические потери ведут к истощению природного «капитала», который обеспечивает основу для экономического роста и самого существования человечества.
В период Международного десятилетия снабжения питьевой водой и санитарии (1981–1990 годы) более миллиарда человек впервые в своей жизни получили доступ к безопасной питьевой воде. К 2002 году доступ к безопасной питьевой воде получили еще 1,1 миллиарда человек. Проведение в 2003 году Международного года пресной воды помогло яснее осознать важность сохранения этого ценного ресурса. В ходе Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005–2015 годы) предусматривается сократить вдвое долю населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, вдвое.
Благодаря подписанию договора, известного как Монреальский протокол, правительства стран мира постепенно отказываются от использования химических веществ, которые являются причиной истощения озонового слоя, заменяя их более безопасными альтернативными веществами.
Для того чтобы избавить мир от когда-либо созданных наиболее опасных химических веществ, была принята Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. Эта Конвенция, которую ратифицировали 178 стран, направлена на запрещение использования 25 опасных пестицидов и промышленных химикатов, которые могут привести к гибели людей.
Принятая в 1982 году Конвенция ООН по морскому праву, которая получила практически всемирное признание, обеспечивает нормативную базу для всех видов деятельности в морях и океанах

Вопрос номер 69
Экологическая доктрина

Стратегическая цель государственной политики в области охраны окружающей среды сформулирована в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. Она заключается в сохранении природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
В целях реализации Экологической доктрины приказом в 2003 году был утвержден План действий по реализации Экологической доктрины, содержащий 36 мероприятий по основным направлением государственной природоохранной политики.

До принятия Экологической доктрины экологическая политика реализовывалась согласно Планам действий в области охраны окружающей среды, утверждаемых Постановлением Правительства РФ. Первый план действий Правительства был утвержден на 1996 – 1997 гг.; одним из основных направлений действий по формированию политики устойчивого развития и правового обеспечения охраны окружающей среды и обеспечению рационального природопользования являлась разработка и осуществление государственной политики по обеспечению устойчивого развития, совершенствованию управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования. Следующий Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999- 2001 годы был принят в 1998 году. В дальнейшем от практики подготовки НПДООС на уровне правительства отказались.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: