Глава 4. Распределение времени для занятий




Реферат на тему: Практика как основной метод обучения

 

Введение.

Изложенные здесь мысли о практике ведут к конкретны советам для ежедневных занятий. Речь идет о разных аспектах практики, которые могут быть проблематичными. Следствие улучшенных навыков занятий не только большая эффективность, но и лучшее физическое и духовное самочувствие и основанное самоуважение.

 

Глава 1. Основные требования к занятиям

 

1. Практика ведет не только к разучиванию пьес и мастерству игры на инструменте, но и к образованию навыков занятий, которые влияют на дальнейшее обучение. Важнейшая цель целенаправленных занятий в том, чтобы при помощи занятий улучшать физическое и духовное самочувствие.

2. Так как время для упражнений всегда ограничено, его надо использовать эффективно – получить наилучший результат за самое короткое возможное время.

3. Положительное отношение к занятиям должно основываться на уверенности. Если бояться допустить ошибку и мысленно думать о ней, то можно считать, что она уже допущена. Надо пытаться расширить доверие к своим способностям при помощи занятий на большее количество техник и на постоянно растущий репертуар, так, чтобы быть уверенным, что при проигрывании успешно получаются как простые, так и сложные произведения.

Следствия неправильных навыков занятий могут быть очень серьезными и глубокими. Если музыкант пытается бороться со своей неуверенностью при помощи все более и более интенсивных, но не измененных занятий, то это ведет к растущим проблемам. Нужно поверить, что не боишься играть что-либо и перед кем-либо.

Неэффективные занятия, трата ценного времени и энергии ведут к худшему результату.

Удовлетворение от того, что время используется оптимально, ведет к покою и духовному спокойствию, что удачно влияет на дальнейшие занятия и усиливает внутреннюю уверенность. Спешка и беспокойство мешают сконцентрироваться и ведут к плохим результатам в занятиях музыкой.

 

Глава 2. Концентрация

 

Концентрация при занятиях – первая и необходимая предпосылка хороших результатов. Практика без концентрации может привести к тому, что уже достигнутое будет частично потеряно, и при этом не будет добавлено ничего нового. Движения, которые внимательно заучиваются, значительно отличаются от движений, которые заучиваются бессмысленно.

Если заниматься бессмысленно и только двигать пальцами, думая при этом о другом, то наработаются автоматизмы и рефлексы, которые нежелательны. Если захочется следить за автоматическими движениями, то они, скорее всего, не получатся, потому что сохранены не в сознании, а в мышечной памяти.

Сохранение информации в мышечной памяти, в обход сознания, происходит очень быстро. Играть музыку без стандартного набора автоматизмов невозможно, поэтому при заучивании некоторых деталей инструментальной техники нужно сознательно использовать этот метод обучения. Однако иногда автоматизмы формируются без нашего желания. Это происходит прежде всего при повторениях одного и того же пассажа. Внимание теряется. Поэтому надо ограничить формирование таких автоматизмов только полезными.

Заниматься надо только при хорошей концентрации и опасаться частого повторения маленьких секций. Отрабатывание подолгу определенных часов практики кажется прилежностью и усердием, в действительности это противоречит сформулированным требованиям. Короткое время занятий с полным вниманием ведет к гораздо лучшим результатам, чем «трещание» в пустую несколько часов.

Способность к концентрации зависит от физического состояния, материала упражнения, правильного способа занятий, хорошего разделения времени и продуманного построения программы. Улучшить концентрацию можно следующими способами: интерес к задаче; постоянное время занятий; вариации в задачах и рабочих методах; запланированная работа; хорошее физическое состояние.

Нужно научиться игнорировать постороннее влияние. Нельзя тратить внимание на отвлекающие мысли, а лучше углубиться в занятие, чтобы мысли ушли сами собой.

Глава 3. Фазы занятий

В промежутке между первой встречей с пьесой и ее полным изучением, должен постоянно видоизменяться метод занятий. Процесс занятий можно разделить на несколько фаз. Надо знать, в какой фазе находится занятие, чтобы изменить способ работы.

Одной из частых причин проблем является то, что в начале разучивания пьесы заучиваются всевозможные музыкальные и технические аспекты, которые надо будет изменить. Поздние изменения могут стать необходимыми, когда придет понимание композиции, связи между отдельными частями и др. Чем усерднее закреплять разные вещи уже в начале, тем сложнее будет изменить их позже. Нельзя закреплять то, что позже возможно придется изменять. Только познакомившись со всей композицией и хорошо обдумав музыкальное исполнение и техническую реализацию, надо закреплять элементы пьесы.

Разные фазы занятий проходятся как в большом (работа над большим произведением), так и в маленьком масштабе (работа над маленькой пьесой).

Фазы занятий подразделяются на следующие:

1. Фаза подготовки. В этой фазе надо сформировать представление о пьесе и о том, что необходимо для ее игры. Первое впечатление от пьесы часто бывает решающим, поэтому оно должно быть правильным. Нужно прочитать текст и создать внутреннюю картину музыки. Первый раз надо играть пьесу целиком в не слишком медленном темпе. Нужно ограничить проигрывание от начала до конца до двух раз, чтобы не создавать неправильных привычек.

После первого знакомства станет ясно, какие части являются наиболее проблематичными. Надо в первую очередь заняться этими частями и работать над несколькими местами одновременно. Техническую программу (гаммы, аккорды) надо подстроить под требования новой пьесы. Таким образом, пьеса будет расти от глобального к детальному. Если с самого начала наизусть учить разбросанные фрагменты (не самые проблематичные), то можно выстроить каркас из «точек опоры», которым прикрепится вся пьеса.

2. Фаза соединения. В этой фазе должно возникнуть представление о композиции в целом, отдельные части нанизываются друг на друга. При этой фазе нужно играть отдельные законченные части произведения, например менуэт из симфонии, или его большую часть, повторяя, можно чередовать медленный темп с окончательным темпом.

3. Иногда нужно играть в очень быстром темпе, чтобы обнаружить слабые места.

4. Фаза консолидации. В этой фазе закрепляется достигнутое и представление о пьесе должно быть стабильным. В ней пьеса выучивается полностью, что не должно означать, что ее необходимо знать наизусть.

Чтобы закрепить пьесу нужно делать следующее:

- изменять артикуляцию;

- изменять динамику;

- начинать в середине, а не в начале;

- транспортировать части.

Еще можно играть перед кем-нибудь, кто может критично слушать или записать свою игру и прослушать со стороны.

Фаза покоя. Если прогресс не заметен, может возникнуть скука, которая негативно влияет на мотивацию и концентрацию. Надо не допустить этого и вовремя отложить пьесу в сторону. Во время такой фазы пьеса не отдыхает, а вся работа обдумывания и заучивания продолжает вестись. Все получает больше взаимосвязи и часто проблемы исчезают без следа. Необходимая для этого предпосылка – хорошая техника занятий.

Пьеса, которую надо будет играть на концерте или на экзамене требует как минимум две длительные фазы покоя, если у музыканта нет большого опыта.

 

Глава 4. Распределение времени для занятий

При всем усердии и благих намерениях часто впустую тратится ценное время для занятия. Самыми распространенными причинами этого являются:

- провождение большего времени с тем, что и так хорошо известно;

- неправильное распределение времени;

- надежда на то, что ошибка исчезнет сама по себе, если часто повторять пассаж с этой ошибкой. Так делать нельзя, потому что пассаж заучится намертво вместе с ошибкой и страхом перед ней.

Хорошее распределение времени базируется на следующих принципах:

1. Надо сделать хороший план. Выбрать для одного дня занятий около пяти маленьких деталей разного вида (проблематичные гаммы или аккорды, звуковые аспекты и др.) и кроме этого ряд конкретных задач, например, работа над старой пьесой или над оркестровой часть и т. д.

2. Обязательно следить за разнообразием. Никогда нельзя работать больше чем 15 минут над одной проблемой. 4 подхода по 15 минут концентрированной работы над одной проблемой, распределенные на весь день, приносят гораздо лучшие результаты, чем целый час непрекращаемой работы.

3. Нужно регулярно работать над проблемами, которые распределены на весь день в одинаковой последовательности. Сохранять конкретные проблемы надо на конец занятий.

4. Запланировать фазы покоя, где все может закрепиться. Здесь действует то же самый принцип, как в больших фазах занятий из третьей главы. Короткие периоды размышлений также приносят большую пользу. На этом основывается принцип, описанный во втором пункте. Самый лучший результат достигается, если работать над одним аспектом четыре раза за день.

5. Уметь распределять свою энергию. Не растягивать блоки занятий так, что под конец дня растрачена вся энергия и способность концентрироваться. Часа достаточно для одного блока, это сильно зависит от инструмента и кондиции ученика.

6. Нужно хорошо планировать день и заниматься тогда, когда ученик в лучшей форме. Лучше позаниматься утром, 3 блока занятий по часу, а в обед отдохнуть и пообедать.

Такой сбалансированный порядок дня вести очень трудно. Часто надо успеть позаниматься в те несколько часов, которые остаются между другими обязанностями. Все равно очень важно и в этом случае следовать общим принципам распределения времени и пытаться делать маленькие единицы занятий и повторять их, распределяя на весь день. Следование этим принципах может значительно улучшить результат занятий. Особенно, если время для них ограничено.

 

Разные аспекты занятий.

Если необходимо разыгрывание, то оно должно происходить соответствующим образом. Надо избегать быстрых, экстремальных движений. Разыгрывание должно служить концентрации, привести в правильное настроение и координировать весь двигательный аппарат. Для этого надо выбрать что-нибудь легкое, расслабляющее, со спокойным характером и играть тихо, чтобы настроить слух. Выбирать надо то, что хорошо получается для достижения положительного настроя.

Повторение – одна из часто встречающихся привычек при занятиях, и на самом деле необходима. Важно не повторять с ошибкой, а сначала найти ее, понять причины и исправить ошибку. Если ее причина лежит в недостаточной способности концентрироваться, тогда нужно тренировать не моторику, а умение концентрироваться. Повторения тут малоэффективны. Нужно решить, что и как часто повторять и сосредоточиться на этом. Благодаря этому можно мысленно не отвлекаться и не повторять что-то только механически. Против монотонности помогают изменения в темпе, динамике или артикуляции. Не нужно заниматься бесконечными повторениями.

Быстрая игра тоже имеет свои особенности. Если какое-то место не получается сыграть быстро как положено, в этом редко виноваты пальцы, хотя им часто приписывается вина.

Даже если точно известно, какие ноты нужно сыграть и есть аппликатурная ясность, часто невозможно достичь необходимого темпа. Создается впечатление, что мыслительный процесс тормозит скорость исполнения и не получается «достаточно быстро думать». В таком случает необходимо увеличить скорость мыслительного процесса, чтобы мысль тратилась не на каждое отдельное движение или ноту, а на составные блоки из нескольких движений, которые настолько автоматизированы. Что их можно соединить в один мысленный «ход». Секрет очень быстрой игры лежит в совершенной координации мышления и действий.

Часто советуют разучивать быстрые пассажи медленно. Это тоже верно так как: изучается точно, что записано в нотах; приучаешься выполнять все движения осмысленно и спокойно; есть возможность слухового контроля каждого звука; можно работать ненапряженно.

Благодаря этой методике занятий, можно решить много проблем. Скорость мышления, правда, не повысится, и при очень быстрых пассажах этого способа разучивания недостаточно.

Также ориентация на «точки опоры» и чувство ритмических зависимостей не тренируется таким образом, и необходимые автоматизмы не формируются.

Если после медленного разучивания не возможно достигнуть требуемого темпа, необходимо вычислить проблемные места, определить музыкальные «точки опоры» и сформировать автоматизмы, повторяя группы нот между частными точками опоры несколько раз. Изменения в динамике, разучивание в различными ритмами предотвратят образование нежелательных автоматизмов.

Очень не рекомендуется исполнять длинные пассажи или целые этюды одинаковым пунктирным ритмом, так как при этом можно долго ждать повторения проблемного места. Разучивание небольших частей или даже только тактов намного эффективней.

Способность играть быстро основывается на:

1. Точном знании, что написано в нотах.

2. Достаточном темпе мышления.

3. Разумно и музыкально правильно расставленных опорных точках.

4. Телесной расслабленности.

5. Доверии в выбранной системе.

Почти каждый склонен играть при очень быстром темпе громко и без нюансировки. Тихое проигрывание развивает слух и концентрацию, тактильные чувства становятся активнее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: