В повседневной репетиционной работе руководителю нужно четко планировать занятия оркестра народных инструментов, как в перспективе, так и на каждое занятие. Дирижеру оркестра недопустимо прийти на репетицию, не имея представления о том, над чем и как он будет сегодня работать. Для начала ему нужно подготовиться самостоятельно и тщательно разобрать партитуру произведения. В результате детального самостоятельного изучения партитуры он должен составить исполнительский план, который предложит затем оркестрантам. Помимо определения музыкально-выразительных средств, отработки дирижерских средств воздействия, руководителю оркестра очень полезно проанализировать и техническую сторону оркестровых партий, самому проиграть их на соответствующих инструментах, проанализировать, с тем, чтобы максимально помочь участникам в их освоении. Нужно тщательно проверить правильность написания партий, сверить с партитурой. Допустимы, а иногда просто необходимы некоторые облегчения в партиях, которые в оркестре часто пишутся не столько для инструмента, сколько для конкретного исполнителя. Дирижеру нужно продумать и организационную сторону предстоящей репетиции. Исходя из знания своего коллектива, определить необходимый объем материала. Не нужно перегружать оркестр большим количеством пьес и произведениями повышенной сложности.
Примерный план работы над партитурой.
I. Ознакомление с нотным текстом:
- Чтение партитуры при помощи внутреннего слуха
- Проигрывание на инструменте
- Изучение по фактурным слоям и голосам
- Прослушивание произведения в записи
II. Анализ формы произведения:
- Определение формы целого произведения
- Анализ отдельных разделов, предложений, фраз, мотивов
- Определение кульминаций и точек «притяжения»
III. Уяснение образно-эмоционального строя и содержания произведения:
|
- Определение характера тематического материала
- Выявление элементов, способствующих наиболее яркому воплощению характера отдельных построений произведения (динамика, агогика, фразировка)
- Смысловое значение оттенков, акцентов, знаков артикуляции, авторских ремарок для понимания содержания произведения
IV. Анализ оркестровой фактуры и оркестровых средств:
- Штрихи, необходимость их изменения
- Динамические соотношения групп и голосов
- Необходимость ретушей
V. Конкретизация и углубление исполнительских намерений:
- Нахождение словесных формулировок для объяснения технологических и исполнительских особенностей, структуры
- Нахождение образных сравнений и аналогий
VI. Подготовка к репетиции:
- Хронометрирование произведения
- Уяснение характера работы над отдельными местами произведения (технические и исполнительские задачи)
- Примерный расчет времени для проработки отдельных фрагментов и разделов
- Определение методов работы (по группам, в медленном темпе и пр.)
VII. Работа над оркестровыми партиями
- Написание и корректировка партий
- Уточнение штрихов
- Динамические ретуши
- Расстановка дополнительных цифр
- Внесение дополнительных динамических знаков
VIII. Мануальное освоение партитуры:
- Поиски выразительных средств для отображения образно-эмоционального содержания произведения.
В подготовку репетиции входит и подготовка помещения, которое должно быть хорошо освещено. Хорошо, если руководитель назначает дежурных по оркестру, они помогают перед началом репетиции расставлять и убирать в конце, стулья и пульты, по необходимости раскладывать партии новых произведений. Для партий хорошо иметь папки. На репетицию участники должны приходить за 15-20 минут, чтобы успеть «разыграться», посмотреть наиболее трудные места своих партий. До начала репетиции необходимо произвести настройку инструментов. Полезно поручать настройку оркестра или оркестровой группы кому-то из участников коллектива. Нужно периодически проверять правильность установки на инструментах подвижных подставок, чистоту струн, менять их по мере износа.
В начале репетиции можно производить разыгрывание оркестра коллективными упражнениями, после чего, переходить к работе над произведениями. Дирижер должен знать наиболее целесообразный путь работы над музыкальным произведением в оркестре.
|
1. Ознакомление произведения в целом. Прочтение нотного материала всем оркестром на общей репетиции. Возможен показ пьесы в записи, в исполнении руководителя или концертмейстера. 2. Художественное и техническое освоение
произведения, детальная работа с участниками над оркестровыми партиями. На этом этапе лучшие результаты дают занятия по группам, а с отдельными участниками - индивидуальная проработка партий. 3. Отработка произведения на оркестровой репетиции, но уже на основе знания участниками своих партий, достаточно уверенного их исполнения.
Повседневная творческая деятельность оркестра занимает основное место в музыкально-эстетическом воспитании. На индивидуальных, групповых и оркестровых занятиях перед участниками раскрывается красота и выразительность музыкального произведения, его мелодии, гармонии, фактуры. Руководитель помогает учащимся понять и почувствовать характер музыки, ее содержание, знакомит их со средствами музыкально-исполнительской выразительности, способствует эмоциональности исполнения. Большое внимание руководитель должен уделять развитию у участников навыков оркестрового исполнительства: исполнительский ансамбль в ритмическом, динамическом и агогическом отношениях, умение в общем звучании слушать себя (понимать свою функцию) и другие партии оркестра, соизмерять с ними свое исполнение, уметь играть с дирижером. Под постоянным слуховым контролем дирижера и оркестрантов должны быть качество звука, строй инструментов. Руководитель на репетиции должен создавать благоприятный психологический климат и творческий настрой участников, поддерживать дисциплину, и в тоже время, должен быть требовательным, уметь добиваться намеченной цели.
|
Какие же требования предъявляются руководителю-дирижеру репетиционной работой.
I. Дирижер должен уметь замечать технические ошибки и неточности исполнения:
- Звуковысотные
- Интонационные
- Ритмические
- Артикуляционные
- Неровность темпа и внутридольного движения
- Несоответствие динамики характеру звучания
- Отсутствие звукового баланса между группами и голосами оркестра
II. Дирижер должен находить причину неточности исполнения:
- Результат случайности, невнимательности исполнителя
- Следствие ошибки в нотном тексте
- Результат неточности технического приема дирижирования
- Результат технологических трудностей (быстрый темп, ритмические сложности, чтение с листа, сложность музыкального языка произведения)
III. Дирижер должен уметь находить средства для устранения недочетов исполнения:
- Путем изменения технического приема дирижирования, сделав тактирование более четким и ритмичным
- Путем более конкретного руководства голосами, нуждающимися в устойчивом определении ритма дирижером
- Путем специальных приемов репетирования (игры в замедленном темпе, проработки по отдельным группам и голосам и пр.)
IV. Дирижер должен уметь пользоваться речевыми формами общения с оркестром:
- Для объяснения музыкантам их исполнительских задач
- Для того, чтобы дать краткий анализ структуры музыкального построения
- Для объяснения образно-эмоционального содержания музыки
- Для того, чтобы создать у исполнителей соответствующий настрой
V. Дирижер должен уметь правильно организовать репетиционную работу:
- Находить наиболее эффективные методы для достижения требуемого результата исполнения (репетирование по голосам и группам, в определенном сочетании голосов, в замедленном темпе, по пультам и т. п.)
- Правильно распределять время репетиции
- Находить места произведения, требующие специальной работы.
Во время репетиции руководитель должен:
- направлять усилия на достижение главной цели, стоящей перед дирижером в каждый отдельный период репетиции;
- понимать, что надо учить на репетиции и что можно предложить проработать самим исполнителям;
- предоставлять возможность солистам дорабатывать партии дома;
- не останавливаться на случайных ошибках исполнителей;
- быстро искать в партитуре место, по поводу которого надо сделать замечание;
- не держать руки, приготовленные для ауфтакта, в момент объяснений;
- не повторять отдельные места «на всякий случай»
- беречь силы оркестра во время генеральной репетиции в день выступления;
- быть предельно внимательным.
При проведении репетиции руководитель пользуется различными методами работы с оркестром, которые зависят от многих факторов. Различие методов работы с оркестром обусловливается уровнем оркестра; количеством репетиций; характером произведений; этапом работы (1-я, 2-я репетиция); видом репетиции (корректурная, групповая, общая, генеральная); целевой установкой репетиции (для предстоящего выступления, рабочая, запись). Различные формы работы: начальное проигрывание, выборочные остановки для детальной проработки, работа по группам и голосам (в случае необходимости), работа в замедленном темпе для освоения технических трудностей, повторение большими разделами, исполнение полностью.
Различие методов работы в зависимости от уровня оркестра: большее или меньшее количество остановок, достижение цели путем объяснений или применения средств мануальной техники, работа над фрагментами разной протяженности, различная необходимость работы по группам и голосам.
МЕТОД ДИРИЖЕРСКОГО ПОКАЗА — основной, но достаточно сложный для оркестра, когда участники еще слабо владеют инструментами, не могут быстро реагировать на разнообразные дирижерские жесты. Однако руководителю необходимо с самых первых репетиций приучать участников к пониманию дирижерских жестов и следованию им в исполнении: ведь на концерте дирижирование — единственный способ управления оркестром. Дирижеру надо выработать в себе навык постоянного контакта с исполнителями, показ предварять взглядом, призывающим приготовиться к игре, настроиться на нужный характер музыки. Взглядом можно оценить, как исполнено какое-либо место, выразить неудовлетворение игрой или похвалить. Дирижеру нужно уметь охватить и контролировать сразу много компонентов исполнительской деятельности оркестра, выделить главное, знать, кому в данный момент его показ нужнее всего. МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЙ. Непременное условие — лаконичность, разный характер объяснений в зависимости от уровня оркестра и от этапа репетиции. Должны делаться замечания, если они касаются исправления ошибки в тексте, особенностей формы, характера музыкального движения, содержания того или иного раздела произведения. Метод объяснения на репетициях существенно и постоянно дополняет дирижерский показ, особенно в работе с менее подвинутым оркестром. Нужно стараться, чтобы объяснения были понятными, образными. МЕТОД СЛУХОВОЙ НАГЛЯДНОСТИ — это показ голосом или на инструменте, как нужно сыграть. Он хорошо помогает достичь требуемого звучания. Пользоваться им, однако, следует осторожно и не часто, не приучая оркестрантов к копированию. Показ, особенно на инструменте, должен быть уверенным, ясным, а для этого необходима подготовка.
Работать над произведением нужно по частям, вначале в замедленном темпе. Руководитель обязан точно определить и ясно объяснить оркестрантам исполнительские задачи, путем многократного повторения добиваться нужного звучания. Каждое новое проигрывание не должно быть механическим повторением, а должно корректироваться руководителем, постепенно приближаясь по звучанию к предварительному замыслу. Основные музыкально-исполнительские задачи руководителя на репетиции: заботиться о правильности исполнения, отсутствии ошибок, о ритмическом, динамическом и агогическом ансамбле, единстве штрихов, стремиться к выразительности фразировки, яркости кульминаций, достижению оптимальной скорости исполнения, верного темпа. Необходимо добиться слитности звучания оркестра, уравновешенности и соподчиненности всех голосов, выделения главного.
На репетиции руководителю также необходимо:
- Наладить и неуклонно поддерживать творческую дисциплину (побуждать оркестрантов быть внимательными, начинать и заканчивать игру по указанию руководителя, выполнять его требования, не отвлекаться, не разговаривать и не играть в паузах, правильно сидеть и держать инструмент, слушать объяснения руководителя, обращенные к любому участнику оркестра).
- Вести рабочий процесс спокойно, разговаривать с оркестрантами обычным голосом, не кричать, обращаться к ним уважительно, никогда не допускать грубости, раздражения, стремиться воздействовать на участника, учитывая его индивидуальность.
- Держать в поле зрения как оркестр в целом, так и каждого оркестранта в отдельности, загружать работой всех оркестрантов, не работать долго с одним исполнителем или группой — это расхолаживает остальных.
Настойчиво и целеустремленно проводить в жизнь намеченный план, быть волевым и требовательным, но вместе с тем и терпеливым, учитывать реальные возможности оркестрантов. Нужно уметь при необходимости творчески скорректировать намеченный план, интересные исполнительские находки иногда возникают в процессе репетиции. Репетицию, живое общение нельзя рассчитать до мелочей, в процессе работы необходимо суметь быстро сориентироваться в обстановке, найти лучшие решения.
- Останавливать оркестр лишь в экстренных случаях, обязательно объясняя причину остановки. Частые остановки по незначительным причинам (например, из-за случайной ошибки одного оркестранта) нарушают творческую атмосферу репетиции, утомляют коллектив, рассеивают внимание. Можно по ходу игры замечанием обратить внимание этого оркестранта на допущенную ошибку, где-то помочь оркестру голосом (подпеть), просчитать вслух, назвать ориентир.
- Постоянно следить за чистотой строя оркестра, подстраивать инструменты не только в начале репетиции, но, если нужно, и в перерыве.
Следить за вниманием, увлеченностью участников, чувствовать, когда внимание притупляется, наступает некоторая усталость. Для поддержания внимания — разнообразить учебные задачи, переключить внимание (оставить «надоевшее» произведение, начать работать над другим), активизировать внимание интересным сообщением, снять усталость шуткой. Неуклонно соблюдать режим занятий, вовремя начинать и заканчивать их, соблюдать продолжительность репетиции и своевременность перерывов.
- Давать основную учебную нагрузку — детальную работу над новым материалом, трудными произведениями — в первой половине репетиции, затем работать над более легкими пьесами, проводить чтение с листа и повторение пройденных произведений. Завершать репетицию хорошо исполнением бодрой веселой музыки, пьесы, которая уверенно играется коллективом.
- В начале занятия проинформировать оркестр над чем пойдет работа на репетиции, в конце — проанализировать ее ход, оценить результаты, наметить очередные задачи.
Итог работы оркестрового класса и вместе с тем важное средство воспитания музыкантов — концертное выступление коллектива. К нему нужно подходить очень ответственно. Каждый концерт должен становиться праздником для его участников и слушателей.