Глава 15 « Мишка поступает в школу»




От составителей.

Л.В.Дьяконов больше известен как краевед и фольклорист. Читатели знают обработанные им произведения народного творчества, вятские народные песенки, загадки, сказки и другие, повесть «Олень – золотые рога» и сборник о дымковской игрушке, а его поэзия почти неизвестна вятскому читателю.

Нам показалась интересной мысль, выбрать из творческого наследия писателя его стихи, прозаические произведения, воспоминания, посвящённые школе.

Дайджест состоит из двух разделов.

В первом разделе представлено его творчество как профессионального поэта. Сюда вошли стихи из многих сборников поэта. Особенностью творчества Л.В. Дьяконова является то, что он неоднократно возвращался к уже написанным произведениям, дописывал их, дополнял, менял названия, имена героев. Мы брали только какой-то один из вариантов. Но в конце сборника мы представляем список всех произведений автора, и вы можете, прочитав их, сравнить разные варианты одного и того же произведения.

Во втором разделе – проза. Мы предлагаем отрывки из повести «Олень – золотые рога» и отрывки из воспоминаний Л.В. Дьяконова, где он рассказывает о школьных годах.

В дайджесте использованы иллюстрации из книг Л.В. Дьяконова, а также фотографии Ю. Абрамочкина, М. Муразова, Н. Свиридовой, А.Устинова, Л.Шерстенникова.

Издание адресовано учителям, библиотечным работникам, школьникам, родителям и всем тем, кто интересуется творчеством писателя.

 

I. «Все ходили в первый класс…»

 

 

ПЕРВОКЛАССНИК

 


От урока до урока,

от звонка и до звонка

надо ждать совсем немного:

перемена коротка.

 

Но от первого урока

до последнего урока

надо десять лет прожить,

надо десять лет учиться,

не лениться,
а трудиться,

всё как следует учить,-

и со школьного порога

в жизнь откроется дорога.

 

Машинисты и ткачи,

трактористы и врачи,

лесорубы и шахтёры,

комбайнёры и актёры,

столяры и кузнецы,

сталевары и певцы,

генералы, инженеры,

судьи, милиционеры,-

все когда-то в первый раз

приходили в первый класс…

 

И директор ваш, ребята,

С букварём ходил когда-то…

И учительница ваша

начинала точно так же:

с букварём, как вы, ходила,

буквы первые учила…

 

Все ходили в первый класс…

Ваша очередь сейчас!..


 

 

ДВОЙКА


Однажды раннею зимой,

когда везде бело,

шла Нина Ланина домой,

вздыхая тяжело…

 

- Вот горе! – думала она.-

Не знаю, как и быть.

 

Метель, дороги и дома

сумела побелить,

 

Постлала скатерть на реке –

прикрыла тонкий лёд…

Как жаль, что двойку в дневнике

метель не заметёт!..

 

Что маме я теперь скажу,

когда дневник ей покажу?


 

 

КЛАССНАЯ ДОСКА.


На стене висит она.

Словно ночь она черна.

 

Цифры белые на ней

снега белого белей.

 

Кто учил уроки, - тот,

не волнуясь, к ней идёт.

 

Кто уроки плохо знает,

тот идёт к ней и… вздыхает.

 

ЗВОНОК И ГУДОК

 

На завод зовёт гудок.

На урок зовёт звонок.

 

Без задержки, по гудку,

Мой отец пришёл к станку.

 

Без задержки, чуть звонок,

я явился на урок,

 

Мы минутки бережём,

на работу в срок идём!

ПЕНАЛ

 

 


Невысокий длинный дом.

Стёкол-окон нету в нём.

Вместо крыши-потолка –

дверь без ручки, без замка.

Этот дом с его жильцами

В сумке в школу я ношу.

я жильцами-

молодцами

и рисую,

и пишу,

и делю,

и вычитаю.

 

А окончится урок,-

дом из парты вынимаю,

выдвигаю

Потолок

и кладу жильцов обратно

осторожно,

аккуратно:

- Мне не нужно вас пока,

отдохните до звонка!


 

 

БУКВА Ц


Букв немало мы узнали,

добрались до буквы Ц.

 

Есть слова, где Ц в начале,

где – в средине, где – в конце.

 

Цифра, Цепь, Цветочек, - тут

Ц в начале все прочтут.

 

А в словах отеЦ, боеЦ

Ц мы пишем под конец.

 

Цапля ходит по болоту,

ждут в гнезде её птенЦы.

 

Цирк откроется в субботу,

уж приехали борЦы.

 

В Цех явились на работу

молодые кузнеЦы, -

 

в каждой строчке буква Ц,

словно камушек в кольЦе.

 

Ц на каждой есть страниЦе:

на граниЦе

и в столиЦе.

 

И в Цыплятах на крыльЦе

тоже есть две буквы Ц.


 

 

 

АНДРЮША БОКОВ

 


Есть в нашем классе Андрюша Боков.

Мы вместе ходим домой с уроков.

 

Но очень трудно нам с ним бывает:

то отстаёт он, то догоняет.

 

Когда домой он несёт пятёрки,

тогда, как будто, сбегает с горки:

Бежит, не может остановиться,

и громко-громко в окно стучится.

 

Когда же двойку домой несёт он,

как будто в гору тогда ползёт он:

 

Он еле ноги переставляет,

глаз от дороги не поднимает…

 

Посмотрит мама в окно – и знает?

с какой отметкой сынок шагает.


 

.

 

Я УЧУ БРАТИШКУ

Я учу братишку Мишку,

Я учу по букварю.

Всё, что в школе я услышу,

Мишке дома повторю!

 

ВОТ ТАК ПРОВОЖАТЫЙ

I


С кем, ребята, в первый раз

шли вы в школу –в первый класс?

 

Кто шёл с мамой, кто шёл с папой,

кто шёл с братом, кто – с сестрой…

 

Необычный провожатый

был у Кати Ильиной!

 

Шёл он в шубе меховой…

с непокрытой головой!

 

Босиком по мостовой

шёл он … в шубе меховой!

 

Кто же шубу надевает,

а про шапку забывает

 

Кто же ходит чудаком:

в тёплой шубе … босиком?

 

Почему тепло одет он?

Ведь ещё почти что лето,

и морозов в сентябре

не бывает на дворе…

 

Потому тепло одет он, что всегда –

зимой и летом, чёрной ночью,

белым днём –шуба тёплая на нём.

 

Он во всякую погоду

любит в шубе щеголять;

может в шубе прыгнуть в воду,

перед жаркой печкой спать…

 

Ходит он всегда без шапки,

головы не покрывает,

а свои четыре лапки

никогда не обувает…

 

Вы, наверно, догадались,

если только постарались,

что с Катюше (всем на зависть)

шёл большой учёный пёс

и в зубах ей сумку нёс.

 

Шла Катюша быстрым шагом,

поводок держа в руке

и вела с собою рядом

пса на этом поводке.

 

Только пёс в пути отстанет,-

поводок она потянет.

Только пёс к хозяйке скок,-

приотпустит поводок.

 

До чего девчонка рада

ничего нести не надо,

все дорогу уступают,

от собаки отбегают,

все – от старых до ребят –

поглядят и говорят:

 

- Вот собака так собака!

- У неё такая пасть –

даже Гришка – забияка

испугался бы напасть!

 

- Да и Мишка-хвастунишка,

лет двенадцати мальчишка,

тут бы хвастаться не стал,

поглядел – и замолчал!

 

- А как сумку - то таскает-

из зубов не выпускает!

- Ну, собака!

- Да, сильна!

 

 

- Жаль, что нет такой собаки

у Серёжи – растеряхи,-

вот кому она нужна!..

 

Шаг за шагом,

шаг за шагом

шла собака с Катей рядом

всё вперёд, вперёд, вперёд,

мимо дома углового,

мимо дома голубого,

мимо каменных ворот…

 

Вдруг навстречу старый кот!..

Увидал собаку кот –

и ни взад и ни вперёд:

 

когти выпустил для драки,

выгнул спину
вздёрнул хвост,

да как прыгнет от собаки –

и в канавку, под откос.

 

(Он бесстрашно в бой собрался,

а собравшись – испугался).

 

Побежал он без оглядки,

показал собаке пятки,

покатился колесом.

 

А Катюша прозевала –

поводка не удержала.

Пёс смекнул:

свободно стало!

И погнался за котом.

 

Догоняет, а не лает:

он зубов не разжимает,

сумки наземь не бросает,

не бросает – бережёт…

 

 

Догоняет! Догоняет!

Догоняет! Догоняет!

Берегись, трусишка – кот!

 

У котов свои повадки:

убегают без оглядки,

а не смогут убежать –

то на дерево взберутся,

то куда-нибудь забьются,

где собаке не достать.

 

Ну, а тут куда спасёшься?

Под асфальт не заберёшься,

Не полезешь на людей,

Не вспорхнёшь, как воробей.

 

Правда, садик школьный рядом,

и видны за полисадом

молодые деревца

Но коту в них мало толку:

муху выдержат да пчёлку,

а под ним сломаются.

 

Так зачем на них взбираться,

если могут поломаться?

Угодить собаке в пасть,

и пропасть?

Пропасть без бою?

Распрощаться с головою?

В зубы острые попасть?

 

Нет!..Нет!..Нет!..

Но тут на счастье

в школу дверь открылась настежь

Кот – туда! А пёс уж тут!

 

 

Кот по классам побежал там

Пёс - за ним…

Бегут по партам,

По чернильницам бегут!

Зазевался пёс немножко.

В это время

кот – в окошко!

не задумываясь даже,

пёс махнул за ним туда же…

 

Что у них ещё случилось,

чем их схватка завершилась,

я узнать никак не смог.

Но нашли потом в том месте

клок собачьей серой шерсти

и кошачьей шерсти клок.

 

Быстро пёс назад явился,

он нигде не заблудился,

отыскал Катюшин след.

 

- Где ты бегал?

Отвечай-ка! -

говорит ему хозяйка…

Глядь…а сумки нет как нет.

 

Всё лежало в ней в порядке:

карандаш, букварь, тетрадки,

вкусный завтрак в ней лежал…

Ничего теперь не стало –

ни тетрадок,

ни пенала…

- Где ж ты сумку потерял?

 

Пёс смутился, спохватился

(старый путь припомнил вмиг),

и по классам пробежал там,

и по тем же самым партам,

и в окошко снова прыг,-

 

и вернулся впопыхах

с сумкой Катиной в зубах.

 

Катя в школу побежала,

а собаку привязала

И сказала:

- Жди! Приду!

Пёс как будто покорился,

под кустами развалился,-

ладно, дескать, подожду.

 

Началось всё необычно,

а закончилось отлично:

зазвенел и смолк звонок,

Катя в класс вошла несмело,

в первый раз за парту села,

первый слушает урок…

 

Ну, а кот?

А кот под вечер

был мальчишками замечен:

сел он лапки облизать,

потому что

после схватки

у него в чернилах лапки,

стыдно кошкам показать.

 

Смыть чернила он не в силах.

Он домой в чернилах.

Чей, ребята, этот кот?

пусть хозяин отзовётся,

банным мылом запасётся

и чернила ототрёт!

 

Сколько шуток, сколько споров,

сколько разных разговоров

в перемены у ребят!

В первом классе ребятишки –

и девчонки, и мальчишки –

все с Катюшей говорят:

 

- Хороша твоя собака!

- Даже Гришка-забияка

как увидел – задрожал!

Даже Мишка- хвастунишка

ненадолго замолчал!

- А как сумку – то таскала!

Потеряла – отыскала!

- До чего ж она умна!

- Где такую вы достали?

- Как её вы обучали?

- Не кусается она?..

 

А когда урок последний

пролетел и за стеной

зазвенел звонок последний,

сообщил: пора домой –

 

Все сейчас же в пары встали,

к раздевалке зашагали,

в садик бросились бегом…

 

- Ах! Но что же тут случилось?

- Как собака изменилась!

Не узнаешь нипочём!

 

Пёс глядит на них и злится…

На ногах у пса - копытца!

А на лбу у пса – рога!

И торчком торчит бородка,

лезет из-под подбородка,

словно как у старика!

 

 

Катя с горя чуть не плачет,

не поймёт, что это значит,

кто собаку подменил.

И ошейник чёрной кожи

Катя видит точно тот же,

тот же самый, что и был.

 

И на нём всё та же пряжка,

и под ним всё та же бляшка,

тот же самый номерок,

и к столбу привязан прочно

узелком таким же точно

тот же самый поводок.

 

Всё на месте…Но, однако,

тут козёл, а не собака!

 

Взволновался первый класс!

 

- Где мой пёс?-

сказала Катя,

и на форменное платье

слёзы брызнули из глаз…

 

Катя! Катя! Успокойся!

За собаку ты не бойся!

Не волнуйся, первый класс! –

пёс соскучился без вас,

лапкой снял с себя ошейник

и домой удрал, мошенник.

 

А потом сюда забрёл

безнадзорный злой козёл,

и на общую беду

стал хозяйничать в саду:

гложет, тянет и ломает,

прямо с корнем вырывает

молодые деревца…

 

 

Старшеклассники узнали,

круторогого поймали,

привязали у крыльца.

 

Чей козёл - теперь известно.

Отведут его на место,

а ошейник с поводком

принесут тебе потом…

 

Катя глаз с козла не сводит:

- Кто ж меня домой проводит?

 

Отвечает первый класс:

 

- Мы готовы хоть сейчас!

 

Двадцать восемь провожатых

подбежали к Ильиной.

Двадцать восемь провожатых

повели её домой.

 

Проводили до ворот,

а уж тут сама дойдёт!


 

 

 

АРИШКА НА КАТКЕ


На каток пришла Аришка…

 

- Ой, как скользко здесь на льду!

 

Я – девчонка, не мальчишка, -

непременно упаду!

 

Да и мамы рядом нету:

не пришла она со мной.

Я без мамы не поеду,

мне не хочется одной!

 

Да и ветер завывает,

сквозь фуфайку продувает!

И ботинки велики.

И не точены коньки.

 

Я уроки не учила,

завтра спросят – всё забыла!

И знакомых нету тут,

и меня уж дома ждут…

 

Сто причин нашла Аришка,

ни за что на лёд не вышла.

 

А причина тут одна:

просто струсила она.


 

 

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

Срезаны колосья. Спят на складах зёрна.

В поле стало сразу пусто и просторно.

 

А ещё недавно рожь стеной стояла,

бойких ребятишек с головой скрывала –

словно не тропинкой, а подземным ходом

шли они под тонким шелестящим сводом.

 

А теперь тропинка вся открыта глазу,

каждую бороздку стало видно сразу,

и от края поля до другого края

можно где попало пробежать играя.

 

И в саду – как в поле. Не узнаешь сада –

пусто и просторно после листопада.

Кажется, что реже вдруг деревья стали,

словно друг от друга, ссорясь, отбежали.

И уже над нами не листва густая,

а открылось небо без конца и края.

 

Пусто и просторно и в саду, и в поле,

но зато как тесно сразу стало в школе!

 

Здесь ещё недавно всюду пахло краской,

пахло непросохшей липкою замазкой,

в кольца завивалась стружка смоляная,

молотки стучали, гвозди забивая.

 

А теперь, чуть только посветлее станет,

загорится зорька – в окна день заглянет,

и ведёт, сияя, в школу за собою

школьников и школьниц шумною толпою.

 

 

ЧАСЫ

 


 

Вот о часах для вас рассказ…

 

И мне, и вам, ребята,

легко узнать, который час,

по стрелкам циферблата.

Меньшая стрелка чуть ползёт –

часам прошедшим счёт ведёт,

быстрей идёт большая,

минуты отмечая.

 

В домах красавицы Москвы

и в маленькой деревне, -

повсюду, где б ни жили вы,

часы считают время.

Считают, чтоб напоминать,

когда – в кровать,

когда – вставать,

когда идти учиться

пора поторопиться,

когда звонок прервёт урок

и, спрятав в сумки книжки,

из школ гурьбой

пойдут домой

девчонки и мальчишки,

когда по дому дело есть,

когда пора обедать сесть,

когда наступят сроки

садиться за уроки.

 

Легко узнать, который час,

по стрелкам циферблата.

Часы давно уже у нас

в помощниках, ребята.

Но кто не бережёт минут,

опаздывает там и тут,

у тех, - проверьте сами,-

всегда война с часами.

 

 

Такой лентяя ворчит, ревёт,

придя к концу урока:

- Часы у вас идут вперёд,

звонок был дан без срока…

Но в отговорках правды нет.

- Не ври! – кричат ему в ответ. –

Часы идут примерно,

а ты проспал, наверно.

 

- Ну, если школьные идут,

вперёд, не забегая,

так значит дома отстают, -

ворчит лентяй, зевая.

Но в отговорках правды нет.

- Не ври! – кричат ему в ответ. –

Часы идут примерно,

а ты проспал, наверно.

 

И если ты за часом час

терять не перестанешь,

ты в день от нас

отстал на час,

а в год – на класс отстанешь.

Весной в восьмой мы перейдём,

а ты опять сиди в седьмом,

торчи на той же парте,

учись по той же карте.

 

Но даже карту, что ни год,

трудясь, меняют люди:

вот тут канал в песках пройдёт,

тут лес посажен будет,

тут новый город нанесён, -

смотрите, понимайте, -

он вырос в год, и раньше он

не значился на карте.

 

 

То часа к часу всё вперёд

идёт страна родная,

великий план больших работ

успешно выполняя.

 

Уже сейчас намечен час,

когда цепочкой длинной

зажгутся лампочки, лучась,

над новою плотиной,

и побеждённая вода

к турбинам устремится,

а к городам по проводам

электроток помчится

здесь пустит в ход

большой завод,

там трактор в поле поведёт,

в степи над целиною

блеснёт порой ночною.

 

Плывут стальные корабли

в угрюмом океане.

Далеко от родной земли

плывут они в тумане.

Но знает каждый капитан,

когда он в порт прибудет к нам,

тот час и ту минуту,

когда конец маршруту.

 

В ночной полёт к звену звено

уходят самолёты.

Кругом давно темным – темно,

но знают путь пилоты,

и в нужный час, условный срок,

как встречный ветер ни жесток,

летят к аэродрому

один вослед другому.

 

 

Бегут по рельсам поезда,

стремясь к далёкой цели.

Зимой – тяжёлая езда,

заносят путь метели.

Но точно в срок

свистит свисток,

приходит поезд точно в срок,

знать, машинист недаром

трудился с кочегаром.

 

А кто опаздывал всегда

на школьные уроки,

водить не сможет поезда

в намеченные сроки.

Тем, кто минут не бережёт,

 

Кто точности не любит,

корабль в волнах погубит.

 

Советский трудовой народ

тех чтит и награждает,

кто время ценит, бережёт,

кто время обгоняет,

кто смог в работе, как в бою,

задачу выполнить свою,

минуты не теряя,

секунды сберегая.

 

Два раза в сутки вся земля

по радиоволне

следит, как бьют часы Кремля

в советской стороне.

 

Они – под красною звездой,

они весь мир влекут с собой,

по ним идёт Отчизна

к высотам коммунизма!


 

ЗВУКИ ВЕСНЫ


Звенит, не замолкает

пронзительный звонок,

за парты приглашает,

скликает на урок,

 

звенит одновременно

на каждом этаже…

Вторая перемена

закончилась уже.

 

Сейчас весёлой стаей

ребята в класс впорхнут,

и сразу тихо станет

на сорок пять минут.

 

И станет между прочим

чем тише – тем слышней,

как радостно бормочет

за окнами ручей,

 

как ссорятся и спорят

грачи у старых гнёзд,

 

как трактор тараторит,

торопится в колхоз.

 

Так, словно ненароком,

урвав свободный час,

весна перед уроком

заглядывает в класс,

 

сквозь стёкла и сквозь шторы

звучит издалека

то рокотом мотора,

то звоном ручейка.

 

Недаром все ребята

непрочь, когда весна,

сидеть на крайних партах

у самого окна.


ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ


Нам стала улица тесна!

На улицу скорей!

- Весна, товарищи! Весна! –

кричит нам воробей.

 

Глядит на солнце каждый дом

по-майскому светло.

Блестит промытое дождём

оконное окно

 

Идут-бегут грузовики,

навстречу нам спешат.

Бегут-везут грузовики

дымящийся асфальт.

 

И пахнет гарью да смолой…

И пахнет всё сильней

нежно-зелёной молодой

листвою тополей.

 

И так легко-легко дышать,

так весело смотреть…


И хочется бежать, бежать,

и петь… Бежать и петь!..


 

 

ПРО МИШКУ - ХВАСТУНИШКУ


К экзаменам готовясь,

сидят ученики.

Всё выучить на совесть

решили пареньки.

 

А Мишка - не читает,

Книг в руки не берёт,

По улицам гуляет

Да семечки грызёт

 

- Экзамен,- говорит он,-

От нас ещё далёк,

А то бы, я бы так бы

на книжки приналёг!

 

… С утра всё повторил бы,

А днём пошёл сдавать

И сразу получил бы

По всем предметам пять!..

 

Мы знаем, что делишки у

у Мишки тяжелы,

что в табеле у Мишки

и двойки, и колы…

 

У Мишки – Хвастунишки

пятёрок не найдёшь…

Ой, Мишка – Хвастунишка

Зачем ты людям врёшь?..

 

А Мишка - не играет,

на лавочке сидит.

На то, как мяч летает,

он даже не глядит.

 

- Сегодня, - говорит он,-

играть я не хочу.

А то бы я бы так бы

ударил по мячу –

мячом бы сшиб ворота,

вбил в землю вратаря!..

Да только неохота,

по правде говоря…

 

Мы знаем, что с футболом

наш Мишка не знаком:

вбивает гол за голом

он только языком.

 

У Мишки- хвастунишки

сноровки ни на грош…

Ой, Мишка- хвастунишка,

зачем ты людям врёшь?


Все мальчики собрались,


Сошлись на берегу,

разделись, разбежались

и прыгнули в реку.

 

А Мишка - не ныряет,

Под кустиком лежит,

как бабушка вздыхает,

как дедушка кряхтит.

 

- Сегодня, - говорит он,-

я что-то прихворнул,

сейчас в реку нырнул- до дна!

И даже глубже

нырнул бы я сейчас,

а вынырнул наружу,

клянусь вам, через час…

 

Мы знаем, что с рекою

наш Мишка не в ладах:

ныряет глубоко-о-о он,

да только на словах.

 

У Мишки – хвастунишки

отваги ни на грош.

Ой, Мишка – Хвастунишка

зачем ты людям врёшь?..

 

Стихи о хвастунишке

не зря я написал.

Я прочитал их Мишке,

он хвастаться не стал.

 

А если кроме Мишки


найдутся хвастуны,

стихи о хвастунишке

вы им прочесть должны.

 

Прочтите…Помолчите…

Ещё прочтите раз

и хвастаться не будут

приятели у вас!


 

 

УТРО НАЧИНАЕТСЯ


 

 


Глядят часы со стенки.

Ползут по кругу стрелки,

и маятник качается

Показывают стрелки,

что утро начинается.

 

Стучи сильнее, маятник!

Вот так: тик-так! тик-так!

 

 

Буди быстрее маленьких!

Вот так: тик-так! тик-так!

 

Светланы! Тони! Сони!

Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Довольно спать, засони!

Вот как!

 

Степаны, Мити, Вити!

Тик-так! Тик-так! Тик-так!


Уроков не проспите!

Вот как!


 

 

ПЕРВЫЕ БУКВЫ


Прозвенел и смолк звонок,

начинается урок.

Открываем поскорей

тридцать девять букварей.

 

Учим-учим буквы А.

Учим – учим буквы У.

В яслях все пищат УА-А-А!

А в лесу кричат АУ-У-У!

 

Тут учительница встала,

улыбнулась и сказала:

- А другие есть слова

с буквы У и с буквы А?

 

Мы старались- догадались:

с буквы А – АРБУЗ и АИСТ,

с буквы У – УРОК, УРЮК,

УТКА, УДОЧКА, УТЮГ!..

 

Вот чему на этот раз

научился первый класс!


 

 

СЕМЬЮ ПЯТЬ И ПЯТЬЮ СЕМЬ


Отзвенел, умолк звонок,

значит, кончился урок.

- Что же вы, ученики,

застоялись у доски?

 

- Нам велели сосчитать,

сколько будет семью пять?

Мы считали весь урок,

сосчитать никто не мог.

 

- Ах вы, фили-простофили:

позабыли, что учили!

 

Семью пять – тридцать пять!

Вот как надо отвечать!

А вот сколько пятью семь? –

я и сам забыл совсем!


 

 

ПРО ГОЛЫИ ПРО КОЛЫ


Кто у нас в четвёртой школе

самый лучший футболист –

Мышкин Толя, Кошкин Коля

или Курочкин Борис?

 

Ну, конечно, Кошкин Коля!

Это всем известно в школе!

Он – всё время вратарём!

Мы другого не берём!

 

Бейте с хода, бейте с лёта,

атакуйте сгоряча, -

не пропустит он в ворота

ни единого мяча!..

На футбольном поле Коля

лучше лучших игроков!

 

 

Но беда, что в школе Коля

хуже всех учеников!

 

Он ворота защищает,

не даёт забить голы,

а в дневник свой пропускает

тройки, двойки и …колы!

 

Мы помочь хотели Коле –

не смогли ему помочь,

ибо только о футболе

думал он и день и ночь!

 

Ум ушёл у Коли в ноги,

опустела голова.

Он не чувствует тревоги,

получив за четверть «два»!

 

Всё обдумав, мы решили

взять дневник у игрока,

и ворота начертили

на обёртке дневника.

 

Начертили сетку, штанги,

поперечину вверху, а внизу

от всей команды

написали игроку:

 

«Защищай дневник свой, Коля,

как ворота защищал!

Не пускай колы и двойки

ни в дневник и ни в журнал!

 

А впустишь двойку или кол,

не ходи играть в футбол,

потому что вратарём

мы другого изберём!»


 

ЗАГАДКА

Я шагаю в первый класс,

он со мною каждый раз!

На моей висит спине –

тащит в школу книжки мне!

(Ранец)

 

ЕЩЁ ЗАГАДКА

Невысокий длинный дом.

Окон-стёкол нету в нём.

Вместо крыши-потолка –

дверь без ручки, без замка!

 

Этот дом с его жильцами

на уроки я ношу.

Я жильцами-молодцами

и рисую, и пишу.

(Пенал)

 

И ЕЩЁ ЗАГАДКА

На стене висит она.

Словно ночь она черна.

Цифры белые на ней

снега белого белей.

(Классная доска)

 

ПРО ГРИШКУ-ЗАБИЯКУ


Взгляните на парнишку –

Кошурникова Гришку,

Бегущего вприпрыжку

со школьного крыльца.

Он – первый забияка!

Где он – там шум и драка!

Боятся с ним связаться,

обходят сорванца.

 

Заметил он девчонку.

Она скорей в сторонку.

А он за ней вдогонку,

подшиб её плечом.

Девчонка в снег упала,

а Гришке горя мало:шагает,

напевает,как будто ни при чём.

 

Шагает, смотрит зорко.

Увидел, как с пригорка

Андрюшка да Егорка

на саночках летят.

А он ногою двинул

и санки опрокинул.

Мальчишки- коротышки

от страха голосят.

 

Шёл в школу Юрка Шишкин –

без шапки, в куртке лыжной

и с книжками под мышкой.

Опаздывал. Спешил.

 

И вдруг споткнулся Шишкин,

упал, рассыпал книжки,

тетрадки в беспорядке

по снегу раскрошил.

 

 

Ползёт за ними Юрка,

весь белый, как Снегурка, -

в снегу у Юрки куртка,

щека и та в снегу.

А Гришку-забияку

несёт с разгона в драку:

ругает, задирает,

пугает на бегу.

 

А Юрка приподнялся,

взглянул и рассмеялся:

-Ты что развоевался?

А ну, задира, - стоп!

Схватил покрепче Гришку,

как кот хватает мышку,

и с маху забияку,

как плаху, хлоп в сугроб!

«Ой-ой, - подумал Гришка. –

Теперь, пожалуй, крышка –

убьёт меня мальчишка!

Дай лучше убегу!»

Андрюшка да Егорка

«Лови!» кричат с пригорка,

девчонка звонко-звонко

смеётся на снегу.

 

Взгляните на парнишку –

Кошурникова Гришку,

задиру и трусишку:

он стал совсем не тот!

Бывалый забияка

теперь дрожит от страха!

Дрожит он и бежит он

за первый поворот.

 

Такие забияки

не могут жить без драки!

Но дайте им отпор

и… кончен разговор!


ПОДРАСТУ ЕЩЁ НЕМНОЖКО…

Подрасту ещё немножко

Стану в школу я ходить,
Стану в школу я ходить,

Книги в сумочке носить.

Почитаю, попишу,

Снова в сумочку сложу.

 

Баю-баюшки-баю,

Баю Лизоньку мою.

Когда вырастешь большая,

Будешь в школу ты ходить,

Будешь в школу ты ходить,

Книжки в сумочке носить.

 

 

ЧУДЕСНЫЙ ДОМ (отрывок)

Нам

Это т дом

Давно знаком.

Я помню как сейчас, -

Мы в первый раз

Шли в этот дом,

Окончив первый класс.

 

Шли не спеша – не на урок,

Без шапок,

Без калош…

 

Весенний радостный денёк

На праздник был похож.

 

Глядел на солнце каждый дом

По-майскому светло,

Блестело мытое дождём

Оконное стекло

 

 

- Постой! –

сказали мне друзья,

Сказали трое враз. –

Ты говоришь всё я да я,

Зачем забыл о нас?

 

Мы вместе

На пять перейдём

Весной из класса в класс

И враз реку переплывём,

И дров наколем враз…

ДЕКАБРЬ

Как поздно рассветает в декабре,

а выходить из дома обязательно!

И как, наверно, странно детворе

в свой первый класс шагать почти что затемно!

 

Уже не так-то долго ждать зари,

вот-вот восход обмажет небо суриком,

но всё ещё мерцают фонари

и совладать не могут с зимним сумраком!

 

И по-иному высятся дома!

И снег скрипит иначе из-под валенка!

И кажется, что улица сама

не та, что днём: она неузнаваема!

 

А надо всё идти-идти-идти,

пока огнями школа не заискрится!

И вспрыгнуть на крыльцо в конце пути!

И в дверь влететь! И к вешалке протиснуться!

 

Ворваться в класс… А там уже полно!

Читать-писать с девчонками-мальчишками!

И вдруг увидеть радостно в окно,

как утро разгорается над крышами!

II. «Начинается урок…»

«ОЛЕНЬ – ЗОЛОТЫРОГА».

ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ

глава 15 «Мишка поступает в школу»

Тётя не зря торопилась с дровами. Глядь, уже подошла осень. Тольку уже подстригли пред гимназией. Была у него голова рыжая, как костёр, а стала белая, голая, как колено.

Толька опять в гимназию. Тоська – в школу. А Серёжке снова не придётся учиться: он должен зарабатывать.

Мама мечтала отдать Мишку в ком-мер-чес-кое училище, самое лучшее в городе. Он подходит в это училище, потому что способный, считает хорошо и соображает тоже хорошо.

Шли в училище спокойно, а подошли – стали волноваться.

Пришлось сначала посидеть на диванчике, в коридоре. Потом допустили к директору.

Директор сидел за столом – важный, чистый-пречистый – и смотрел на них нчего.

Стал задавать вопросы, и всё шло очень хорошо. Но вдруг он спохватился и сказал:

-Ну-с, а где же ваши бумаги?

Мама подала ему заявление на красивой бумаге и Мишкину метрику.. он стал читать их и морщится.

- Хм! – сказал он и опять обратился к Мишке:

- Микроскоп заешь?

Мишка в первый раз услышал, что есть какой-то ми-крскоп. Понятно, что он промолчал.

- Вот видите! – снова поморщился директор. – Развития нет. Уровень мал. Только что пред вами был Булычёв. Его сыну столько же лет, сколько вашему, но он пркрасно разбирается в микроскопе. Приятно слышать.

Может быть, дело ещё наладилось бы, но мама сама всё испортила. Она обиделась, рассердилась, покраснела.

- Булычёв может купить своему сыну микроскоп! – сказала она. – Он захочет, так целый пароход сыну подарит. Но нельзя же со всех требовать этого!

- К сожалению, сударыня! – сказал директор и протянул Мишкины документы.

Мама вырвала их, схватила Мишку за руку и выбежала из училища.

На улице Мишка спросил:

-Мама! А кто это – Булычёв?

- Богач! Пароходчик! У него восемь пароходов, так что ему купить сыну микроскоп? он восемь микроскопов купит и не поморщится.

- А ты не можешь купить?

 

 

- Не могу, сынок!

- Даже одног не можешь?

- Даже одного не могу!

Потом сходили в гимназию. Но туда тоже не приняли.

Но это даже хорошо: не надо покупать форму. И не будут дразнить «синей говядиной».

А приняли Мишку в самую простую школу – цер-ков-но-при-ход-скую. Но зато как раз в ту, где учились Тоська и Яночка.

До чего хорошо, когда всё-таки примут в школу!

Раньше эта школа была в большом кирпичном доме недалеко от Александровского сада. Но теперь там лазарет: лечат раненых солдат. А школу перевели в деревянный дом. там и тесно, и окна маленькие, но зато близко – рукой подать!

Мама купила Мишке учебники: букварь, «Родное слово», задачник. Купила ранец – носить учебники в школу. И вот подошёл, настал, начался первый школьный день.

 

Первый школьный день.

 

Раньше Мишка думал, что он придёт в школу, сядет за парту и сразу удивит всех: другие ещё не знают букв, а он уже читает книги, пишет, складывает и вычитает. Вот как!

Но так не получилось.

Никто не стал садиться за парту, а всех погнали в зал и построили перед двумя портретами на стене.

На одном портрете нарисован наш русский царь Николай второй, тот самый царь, который «безо время войну сделал». Он – рыжеватый, как Толька до стрижки, и бородатый. И мундир у него очень нарядный.

На другом портрете – женщина.

Это русская царица. Она – красивая, не то что царь. и тоже нарядная. А глаза у ней злые, как у Колькиной матери. А может, просто скучные.

А в углу висит большущая икона – господь наш бог. Он тоже бородатый.

Сначала вышел поп в длинном золотом пальто и стал петь молитвы.

А другой дяденька, тоже в золотом пальто, но попроще, подпевал попу и махал каким-то шариком на цепочках. И из этого шарика шёл душистый дым. И везде в зале запахло, вроде как в парикмахерской.

Потом все школьники стали говорить молитву и креститься.

Мишка тоже крестился и вспоминал:

Катя, Катя, Катенька,

где училась, Катенька?..

- А где денежки брала?

- В кабинете со стола!..

 

Потом все стали смотреть на царя и на царицу и петь для них.

Сначала пели просто:

Боже, царя храни!

Сильный! Державный!

А дальше стали петь все на букву Ц:

Царствуй на славу нам!

Царствуй на страх врагам!

Царь православный!

Пели все. Кто не хотел петь или не знал слов, тот всё равно разевал рот, будто бы поёт. Так надо, чтобы не наругали…

Когда все спели, тогда разошлись по классам и сели за парты. И учительница действительно удивилась, что Мишка так много знает, и похвалила его.

 

ГЛАВА 24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: