Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации
В форме основного государственного экзамена (ОГЭ)
Выпускников МОУ «Межозерная ООШ»
по информатике в 2019 году.
Анализ составлен по 2019 г., т.к в 2020 г. в связи с пандемией Covid-19 ОГЭ не проводилось.
Все задания основного государственного экзамена по информатике составлены на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий.
Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой. Ответы к заданиям 1–6 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 7–18 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержит 2 задания (19, 20). Результатом выполнения каждого из этих заданий является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 22 балла. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 19.1, 19.2, 20.1, 20.2 задание.
При подготовке к экзамену вся работа была направлена на организацию групповой работы с учащимися, с целью ориентации подготовки «слабых» учащихся на преодоление необходимого минимума, а также с целью ориентации подготовки «сильных» учащихся на отработку сложных тем, разбор критериев проверки заданий повышенного и высокого уровня. Для повышения эффективности усвоения курса информатики за 8-9 класс на уроках были использованы опорные конспекты, содержащие обязательный минимум знаний по определенной теме; использовала в своей работе демоверсии, задания открытого сегмента федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте «ФИПИ», регулярно пользовались сайтом «Решу ОГЭ». Также при подготовке к ОГЭ по информатике было запланировано повторение знаний и умений, формируемых при изучении материала в основной школе. Основным направлением работы была организация самостоятельной учебной деятельности по выполнению конкретных заданий с письменной фиксацией результатов, дальнейшим их анализом. При решении заданий КИМ учащиеся самостоятельно обрабатывали представленную информацию в заданиях, делали умозаключения и аргументировали их.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 20 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (Таблица 1).
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы
№ п/п | Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть 1 | С кратким ответом | |||
Часть 2 | С кратким ответом и развернутым ответом | |||
Итого | - |
ОГЭ по информатике является экзаменом по выбору.
Таблица 2 – Темы экзаменационной работы ОГЭ по информатике
Тема |
1. Количественные параметры информационных объектов |
2. Значение логического выражения |
3. Формальные описания реальных объектов и процессов |
4. Файловая система организации данных |
5. Формульная зависимость в графическом виде |
6. Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд |
7. Кодирование и декодирование информации |
8. Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке |
9. Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке |
10. Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке |
11. Анализирование информации, представленной в виде схем |
12. Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию |
13. Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации |
14. Простой линейный алгоритм для формального исполнителя |
15. Скорость передачи информации |
16. Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки |
17. Информационно-коммуникационные технологии |
18. Осуществление поиска информации в Интернете |
19 (C1). Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных |
20 (C2). Короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке программирования |
Анализируя выполненные задания части 1 (1-18) КИМ ОГЭ по информатике различного уровня сложности, можно отметить, что:
С заданием 1, 9 « Количественные параметры информационных объектов» и «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке» справились 50% выпускников.
С заданием 3, 5, 11, 13, 15, 16, 18 «Формальные описания реальных объектов и процессов», «Формульная зависимость в графическом виде», «Анализирование информации, представленной в виде схем», «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации», «Скорость передачи информации», «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки», «Осуществление поиска информации в Интернете» справились 75% выпускников.
С заданием 2 «Значение логического выражения», с заданием 4 «Файловая система организации данных», с заданием 6 «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд», с заданием 7 «Кодирование и декодирование информации», с заданием 8 «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке», с заданием 14 «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя», с заданием 17 «Информационно-коммуникационные технологии» справились 100% выпускников.
С заданием 1, 9, 12 « Количественные параметры информационных объектов», «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке», «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию» справились 50% выпускников.
С заданием 10 «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке» справился только 1 выпускник, т.е. 25% успешного выполнения.
К выполнению второй части экзаменационной работы приступило 50% выпускников, в том числе с задание 19.1 и 19.2.. С заданием 20.1 и 20.2 справилось 0% выпускников.
Таким образом, при выполнении экзаменационной работы в формате ОГЭ по информатике наибольшую сложность составили задания 1, 9, 12 « Количественные параметры информационных объектов», «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке», «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию» и задание 10 «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке», это связано с тем, что задания 9-10, 19-20 являются заданиями повышенного уровня сложности, задания 1 и 12 требуют большей внимательности при выполнении.
Таблица 4 - Шкала пересчета баллов за выполнение экзаменационной работы в отметку по обществознанию
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Количество баллов за работу в целом | 0 - 4 | 5 - 11 | 12 -17 | 18 - 22 |
Рекомендации и выводы:
1. Учащиеся показали хороший уровень подготовки к ОГЭ по информатике. Представленные данные свидетельствуют о том, что в части 1 КИМ ОГЭ по информатике выпускники значительно лучше выполнили задания по темам: «Значение логического выражения», «Файловая система организации данных», «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд», «Кодирование и декодирование информации», «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»,«Простой линейный алгоритм для формального исполнителя», «Информационно-коммуникационные технологии, «Формальные описания реальных объектов и процессов», «Формульная зависимость в графическом виде», «Анализирование информации, представленной в виде схем», «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации», «Скорость передачи информации», «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки», «Осуществление поиска информации в Интернете».
2. При подготовке К ГИА основное внимание следует уделить работе с алгоритмами и алгоритмическими структурами, программированию на языке Паскаль. Не смотря на то, что логическим основам работе с электронными таблицами в курсе Информатики и ИКТ уделено незначительное количество часов, следует обратить на них внимание, а так же на решение задач по работе базами данных.
3. Некоторые учащиеся не осознали, что новые критерии оценивания заданий требуют наличия пояснений к каждой формуле решения данных задач экзаменационной работы по информатике в формате ОГЭ.
4. Необходимо использовать результаты анализа для подготовки к ОГЭ – 2018г.
5. Формировать у учащихся умения, указанные в стандарте образования в качестве главных целей при обучении информатики.