I. Описание ситуации и оценка действующей системы ранней помощи; описание проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер




Детское население Новгородской области на 01.01.2016 составило более 115,043 тыс. человек, из них детей – инвалидов 2394 (2,1%), детей с ОВЗ –8480 человек (7%).

Особенности демографических процессов Новгородской области характеризуются с одной стороны сокращением общей численности населения, с другой стороны увеличением численности детского населения.

На 01.01.2017 года в Новгородской области численность детей-инвалидов составила 2426 человек, с ОВЗ – 8703 человека.

По данным Росстата на территории Новгородской области проживает детей в возрасте до 3 лет - 22055 человек. В настоящее время охвачены различными формами дошкольного образования - 9183 чел., в том числе до 1 года - 129 чел., от 1 года до 3 лет - 9054 чел. Охват детей от 2 месяцев до 3 лет дошкольным образованием составляет 41,6%.

Услуги семьям с детьми-инвалидами, детьми раннего возраста с ОВЗ оказываются по компетенции органов управления и учреждений различных ведомств. Реализация модели ранней помощи в Новгородской области включает:

выявление детей, имеющих нарушения в развитии и здоровье (ранний скрининг физического и психического развития) и направление детей в службы раннего развития - осуществляется организациями здравоохранения;

разработка и реализация индивидуальных программ ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи осуществляется центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

реализация индивидуальных программ ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, в том числе обеспечение перехода в систему дошкольного образования, осуществляется специалистами центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организаций социального обслуживания;

организация обучения детей раннего возраста осуществляется в организациях образования, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ГОБУЗ «Боровичский дом ребенка», а также организациях негосударственного сектора.

В настоящее время на территории области функционируют 7 служб ранней помощи. В 2016 году в службах ранней помощи услуги получили 1952 ребенка, в том числе 436 детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие нарушения в развитии и здоровье.

На базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи функционируют 6 служб ранней помощи.

В настоящее время сеть центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи представлена: ГОБУ НОЦППМС, ГОБУ «Боровичский ЦППМС», ГОБУ «Старорусский ЦППМС».

В государственные задания центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи включены следующие государственные услуги:

психолого-медико-педагогическое обследование детей;

коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся;

психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;

реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Доступность услуг ранней помощи в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обеспечивают 14 филиалов, расположенных в Валдайском, Волотовском, Демянском, Любытинском, Маловишерском, Мошенском, Окуловском, Парфинском, Пестовском, Поддорском, Солецком, Хвойнинском, Холмском, Чудовском муниципальных районах. Для обеспечения транспортной доступности в сельской местности большинство филиалов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (11 филиалов) расположены в городах и городских поселениях Новгородской области. Сформировано 16 психолого-медико-педагогических комиссий. Комплексное обследование детей, проживающих в сельской местности, осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями по месту их проживания или в помещениях образовательных организаций.

Служба ранней помощи является одним из направлений работы центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Службы ранней помощи осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) и их родителей.

Служба ранней помощи центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи представлена междисциплинарной командой, в состав которой входят: педагог-психолог (18 чел.), учитель-логопед (10 чел.), учитель-дефектолог (9 чел.), социальный педагог (6 чел.), воспитатель (6 чел.), ассистент (1 чел.).

Общее количество специалистов, обеспечивающих деятельность служб ранней помощи в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – 50 человек.

В компетенцию специалистов служб ранней помощи центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи входят следующие услуги: ранний скрининг уровня развития ребенка (с 1,5 месяцев), скрининг слуха и зрения, комплексная оценка уровня развития ребенка, индивидуальные и групповые занятия с детьми, занятия с детьми-инвалидами на дому, организация работы детско-родительских групп, родительских клубов, консультирование родителей, методическая помощь работникам образовательных организаций по проблемам воспитания и развития детей раннего возраста.

Потребность в оказании услуг семьям с детьми раннего возраста подтверждается увеличением количества обращений родителей (законных представителей) в службы ранней помощи центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Так, количество обращений возросло с 15% (2014 год) до 17% (2016 год). В 2016 году специалистами служб ранней помощи центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказаны услуги 1880 детям в возрасте от 0 до 3 лет, в том числе прошли первичное диагностическое обследование 1420 детей, для 364 детей были организованы коррекционно-развивающие занятия с составлением индивидуальной программы, для 136 детей организованы логопедические занятия. Консультативную помощью получили 1401 семья.

Количество детей раннего возраста, обследованных психолого-медико-педагогическими комиссиями Новгородской области в 2016 году, составило 91 человек.

Особое внимание в работе служб ранней помощи уделяется повышению психолого-педагогической компетентности семьи.

С этой целью в 2015 году разработана и апробирована программа «Основы детской психологии и педагогики для родителей (законных представителей)», которая в настоящее время реализуется педагогами-психологами. С 2016 года издается журнал для заботливых родителей «Маленькая страна».

Одним из основных эффектов системы ранней помощи является снижение временных границ начала образовательного процесса. Ежегодно увеличивается количество детей раннего возраста, получающих дошкольное образование. Этому способствовало создание новых мест в дошкольных образовательных организациях, строительство трех детских садов, получение лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования ГОБУЗ «Дом ребенка», а также организациями негосударственного сектора, (ООО «Сема», ООО «Витона» (Великий Новгород), ООО «Детский клуб Улыбка» (г.Боровичи).

Непрерывность психолого-педагогической помощи детям раннего возраста обеспечивают специалисты центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также специалисты организаций, реализующих программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы, в которых дети обучаются.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, (дошкольные образовательные организации, ЦППМС, ГОБУЗ «Дом ребенка», ГОБОУ ЦИО, ГОБОУ ЦАО, филиал № 2 ГОБОУ «Школа-интернат № 5») обучаются 40 детей раннего возраста с ОВЗ, в том числе в инклюзивных группах кратковременного пребывания – 18 человек, группах компенсирующей направленности – 22 человека.

Для всех детей раннего возраста с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий организовано обучение по адаптированным образовательным программам, в том числе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата обучаются 8 человек, для обучающихся с нарушениями зрения – 11 человек, для обучающихся с психическими нарушениями – 21 человек.

Для решения образовательных задач, индивидуализации содержания образования в образовательных организациях разработаны адаптированные образовательные программы, что обеспечивает адаптацию образовательной среды для каждого ребенка. Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обеспечивают методическое сопровождение организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам реализации адаптированных образовательных программ, обучения и воспитания детей раннего возраста. В рамках организованного сетевого взаимодействия образовательными организациями используются методические, информационные и кадровые ресурсы центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Особое внимание уделяется повышению уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих помощь данной категории детей. На базе ГОБУ НОЦППМС организована система методической поддержки специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи.

Методическая поддержка специалистов осуществляется посредством:

проведения семинаров по вопросам оценки нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности детей в соответствии с МКФ с привлечением ведущих Российских специалистов;

разработки и реализации программы профессиональной курсовой подготовки специалистов по вопросам оказания психолого-педагогических услуг детям раннего возраста.

Коррекционно-развивающая помощь обучающимся оказывается в образовательных организациях, в которых обучаются дети, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В настоящее время в службах ранней помощи центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляется коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь для 364 детей раннего возраста. Специалистами служб ранней помощи центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи реализуются коррекционные программы по формированию коммуникативных навыков, социально-бытовых навыков, коррекции познавательных процессов и речевых нарушений детей раннего возраста.

Важными направлениями деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является оказание помощи родителям детей. Основными формами работы с родителями являются индивидуальные консультации, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель, направленные на формирование у родителей компетенций взаимодействия с ребенком, навыков работы с ним дома, родительский клуб, совместные досуговые мероприятия. Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в развитии детей.

На базе ОАУСО «Реабилитационный центр» на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году создана и функционирует служба ранней помощи для семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ младенческого и раннего возраста (приказ ОАУСО «Реабилитационный центр» от 04.08.2016 №139).

Междисциплинарная команда специалистов службы ранней помощи ОАУСО «Реабилитационный центр» предлагает семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, следующие формы работы: первичный прием (врача педиатра, педагога-психолога, учителя-дефектолога), индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирование родителей (законных представителей) по медицинским, педагогическим, психологическим, юридическим вопросам, досуговые мероприятия, домашнее визитирование. Для первичного приема семей с детьми, индивидуальной и групповой работы с детьми раннего возраста в ОАУСО «Реабилитационный центр» оборудовано помещение, приобретена мебель, игрушки, учебно-методические пособия для проведения коррекционно-развивающих занятий, обучено 5 специалистов на базе негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства».

На базе ОАУСО «Реабилитационный центр» работает группа дневного пребывания «Малышок» (с 3-х разовым питанием), которую ежедневно посещают 15 детей в сопровождении родителей. С детьми проводят занятия: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель. Родители получают психологические и консультативные услуги.

В 2016 году в ОАУСО «Реабилитационный центр» получили услуги 72 ребёнка-инвалида раннего возраста, для них проведено 1230 групповых и 275 индивидуальных занятий.

Несмотря на положительные изменения в системе ранней помощи детям и их семьям, остается ряд нерешенных вопросов:

1. Отсутствует Порядок взаимодействия организаций образования, социального обслуживания, здравоохранения, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ с раннего возраста.

2. Не приняты в достаточной степени меры по повышению компетентности специалистов, оказывающих услуги ранней помощи детям.

3. Недостаточная материально-техническая оснащенность служб ранней помощи, организаций, осуществляющих раннюю помощь детям и семьям их воспитывающим.

4. Недостаточно обеспечена доступность ранней помощи семьям по месту их проживания.

5. Недостаточно обеспечена доступность дошкольного образования детям с ОВЗ с раннего возраста.

6. Не обеспечен доступ к бюджетному финансированию организаций негосударственного сектора, оказывающих услуги диагностики, реабилитации и социализации детей целевой группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: