Схема психологического обследования ребенка
Сведения о ребенке | Сведения о родителях и других членах семьи | |||||
Фамилия | мать | отец | братья, сестры | |||
Имя | Возраст | |||||
Отчество | ||||||
Пол | Образование | |||||
Дата рождения | Личностные особенности, | |||||
Успеваемость | наследствен-ная отягощен-ность | |||||
Домашний адрес | Взаимоотно-шения в | |||||
Другие сведения | семье |
Жалобы | Данные клинического обследования | ||||||
Заболевания, осложнения | Пренатальный период | Постнаталъный период | |||||
Особенности психического развития ребенка | |||||||
Развитие моторики и навыков | |||||||
Эмоциональное развитие | |||||||
Речевое развитие | |||||||
Игра | |||||||
Интеллектуальное развитие | |||||||
Особенности поведения | |||||||
Предвари- тельный диагноз | Даты обследования | ||||||
Данные экспериментально-психологического исследования.
Исследование работоспособности | ||
Задание | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие на выполнение |
Методика Когана | ||
- Кодирование (по Векслеру) | ||
Корректурная проба | ||
Счет по Крепелину | ||
Таблицы Шульте |
Общая характеристика работоспособности
Исследование памяти | |||
Задание | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие на выполнение | |
Непосред- | Заучива- ние | Кривая запоминания | |
ственное | 10 слов | Отсроченное воспроизведение | |
запоми- | Воспроиз- ведение или боаз | Непосредственное | |
нание | серии слов или фраз | В усложненных условиях | |
Опосре- | По Леонтьеву | Нахождение образа к конкретному понятию | |
дованное | серия № | Нахождение образа к обобщенному понятию | |
запоми- | Преобладающий тип устанавливаемой связи | ||
нание | % воспроизведения | ||
Влияние смыс-ловой | Воспроиз- | Близость изложения к тексту | |
организа-ции | ведение | Удержание логических связей | |
материала на | рассказов | Понимание смысла | |
запоми-нание | Передача смысла |
Общая характеристика процессов памяти
Исследование речи | ||
Состояние слуха | ||
Тип исследования | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие на выполнение задания |
Исследование фонематического слуха | ||
Повторение звуков | ||
Повторение пар звуков с близкими (б-п, д-т) и далекими (м-р, п-с) фонемами | ||
Повторение серии из трех букв (слогов) | ||
Исследование понимания речи | ||
Понимание названий обиходных предметов | ||
Понимание обобщающих слов | ||
Понимание фраз обиходного характера | ||
Понимание словесных приказов | ||
Понимание небольшого рассказанного или прочитанного текста | ||
Исследование экспрессивной речи | ||
Произношение отдельных звуков, слов | ||
Темп речи | ||
Плавность речи (запинки, заикание) | ||
Повторная речь | ||
Повторение слов: простых, сложных, незнакомых | ||
Повторении серии слов | ||
Повторение простых и сложных фраз | ||
Номинативная функция речи | ||
Называние предмета или его изображения | ||
Называние предмета по его описанию | ||
Нахождение обобщающих слов | ||
Рассказ по картинке | ||
Пересказ рассказа | ||
Рассказ знакомого произведения | ||
Неоконченные предложения или предложения с пропусками | ||
Составление фразы из заданных слов |
Общая характеристика особенностей речи
Исследование письма и чтения | ||
Характер выполнения | Факторы, влияющие на выполнение | |
Типы ошибок (пропуск букв, слов, персеверации и др.) | ||
Уровень сформированности навыка письма и чтения |
Характеристика регулирующей функции речи
Характер выполнения | Факторы, влияющие на выполнение | ||||
Целенаправленность | |||||
Программирование во внешнем и внутреннем плане | |||||
Исследование cенсомоторики сенсомоторики | |||||
Тип исследования, задание | Характер выполнения | Факторы, влияющие на выполнение | |||
Исследование тонкой моторики (методика А.Рея) | |||||
Восприятие и вос- произведение рит- мических структур | |||||
Другие задания | |||||
Общая характеристика особенностей сенсомоторики:
Исследование пространственных представлений | ||
Тип исследования, задание | Характер выполнения | Факторы, влияющие на выполнение |
Сформированность вербально- пространственных представлений (под, на, справа, слева,...) | ||
Методика Кооса (по Векслеру) | ||
Графическое иссле- дование восприятия пространству (по Л.Бендер) | ||
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные |
Исследование мышления | ||
Задание | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие на выполнение |
Предметная классификация | ||
Словарь (по Векслеру) | ||
Сравнение понятий | ||
Последовательность событий | ||
Исключение предметов | ||
Существенные признаки | ||
Простые аналогии | ||
Противоположности | ||
Объяснение картинок | ||
Счет | ||
Методика Кооса (по Гольдштейну) | ||
Воспроизведение рассказов, понимание смысла (скрытого смысла) | ||
Сюжетные картинки с пустыми местами | ||
Другие задания (пословицы) |
Общая характеристика особенностей мышления:
1. Целенаправленность мышления:
2. Операционная сторона мышления:
3 .Динамика мышления:
Общая характеристика особенностей пространственных представлений:
Возможность обучения в эксперименте:
Дополнительные данные, полученные в ходе беседы и непосредственного наблюдения за поведением ребенка в ходе эксперимента:
Характеристика эмоционально-волевой сферы и интересов:
1. Эмоциональный фон выполнения заданий,
эмоциональная экспрессия (однообразность,
бедность, или, наоборот, живость)
2. Уровень притязаний, реакция на успех и неудачу
3. Когнитивная дифференцированность эмоций,
адекватность эмоций
4. Наличие аффективных образований (диффузные
страхи, фобии, навязчивые действия и т.п.)
5. Особенности детско-родительских отношений
6. Наличие невротических симптомов (тики,
заикание, энурез)
7. Особенности социального поведения. Другие
реакции (негативизм, реакция эмансипации,
реакция группирования, эгоцентризм)
8. Защитные механизмы личности и регуляция
эмоций
9. Соотношение базальной и смысловой
эмоциональной регуляции
МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: