Регионального этапа компетентностной олимпиады
Й день- 28.03.2019г. «Тренды и регион: исследование и прожектирование»
В рамках первого дня перед участниками стоит две основные задачи – создание тематических групп и составление карты трендов, которые существенным образом будут влиять на жизнь и социально-экономическое положение региона в ближайшем будущем (10-20 лет).
Время | Программа |
9:00 – 9:55 | Регистрация участников – фойе I этажа ГАУДО РК «РЦДО» (ул.Коммунистическая д.3) |
10:00 – 10:40 | Открытие регионального этапа. Установочное сообщение: «Влияние трендов на региональное развитие» В рамках данного установочного сообщения участникам освещаются следующие темы: - что такое компетентностная олимпиада и как она будет проходить (чем она отличается от предметных олимпиад и в чём её реальная польза для самоопределения участников); - вводятся понятия «регион» и «тренд»; - даётся пояснение (проиллюстрированное примерами из региона, в котором проводится олимпиада) о том, за счёт как движущих сил живёт регион, какие практики обеспечивают его экономику; - строится объяснение, проиллюстрированное примерами, как тренды (технологические и гуманитарные) влияют на современную жизнь: на уклад жизни конкретных людей, на производство, экономику и политику; - кратко даются обзор разных прогнозов экспертов о том, какое развитие получат современные тренды и как они изменят общество. |
10:40 – 11:40 | Заявочная кампания групп. Формирование рабочих тематических групп. В рамках данной процедуры участники должны сформировать рабочие группы (по 10 – 15 чел), в которых они будут работать на протяжении всей олимпиады. Обычно данная процедура выглядит следующим образом: участники в свободном порядке пишут заявку (в течении 10 мин) на создание группы. В заявке указывается имя и фамилия участника, сфера и вид значимой региональной практики (например, сфера - инженерная практика; вид – переработка и транспортировка нефти; сфера – культурная политика; вид – продюсирование сибирского панк-рока и т.д.), 1 или 2 тренда, которые с точки зрения участника существенно повлияют на выделяемую им практику. Игротехник олимпиады зачитывает все заявки поочерёдно и формирует список примерных групп на флипчарте (35 мин). Часто тематики групп дублируют друг друга или находятся близко в содержательном плане. В таком случае несколько заявок группируется в одну группу игротехником. Далее участникам раздаются листы бумаги А4 и они формируют окончательные списки групп (15 мин). |
11:40 – 12:00 | Постановка задачи на работу в группах. Участникам даётся пояснение того, над решением какой задачи им необходимо работать в рамках первого дня. Примерная задача, которая может быть конкретизирована: определить перечень технологических и гуманитарных инноваций, которые произведут изменения в будущей жизни региона и его общества. Подзадачи: - Выделить не менее 2 технологических или гуманитарных инноваций в сфере деятельности, соответствующей тематике группы; - Описать негативные и позитивные социально-экономические изменения, которые повлечёт за собой каждая из выделенных инноваций. |
12:00 – 13:00 | Работа в группах: «Инновации и их последствия» |
12:00 – 12:30 | Семинар для педагогов «Технология проведения Компетентностной олимпиады» Если в рамках олимпиады проходит педагогическая стажировка, то предусматриваются регулярные семинары с педагогами, где им поясняется суть происходящего, обсуждаются наблюдения педагогов за ходом мероприятия с целью обеспечения возможности воспроизвести технологию в интересующих педагогов условиях. |
13:00 – 13:40 | Обед |
13:40 – 15:00 | Общее заседание: «Карта трендов» В рамках общего заседания участники презентуют результаты работы групп и получают экспертные комментарии к своим сообщениям. Также участррики других групп имеют возможность задать вопросы. В зависимости от количества групп и располагаемого времени, выступление от одной группы длится 5, 7 или 10 мин. Основная задача экспертных комментариев: дать содержательную оценку доклада, указать на слабые стороны разрабатываемого материала и дать рекомендации по дальнейшему исследованию прорабатываемой темы. |
15:00 – 15:10 | Перерыв |
15:10 – 16:00 | Продолжение общего заседания |
2-й день- 29.03.2019г. «Многовариативность регионального развития:
прогнозирование и сценирование»
Время | Программа |
9:40 – 9:55 | Регистрация участников фойе I этажа ГАУДО РК «РЦДО» (ул.Коммунистическая д.3) |
10:00 – 10:40 | Установочное сообщение: «Прогнозы и сценарии регионального развития: путь территории» В рамках данного установочного сообщения участникам освещаются следующие темы: - такое прогноз и чем он отличается от исследования, проекта, прожекта, программы и плана; - вводится понятие «сценарий», строится объяснение с историческими примерами того, как разные факторы (события, личности, смена политических строев, появление технологических инноваций и т.д.) влияют на изменение сценариев, по которым развиваются территории; - поясняется механика создания сценариев регионального развития. |
10:40 – 11:00 | Постановка задачи на работу в группах. Участникам даётся пояснение того, над решением какой задачи им необходимо работать в рамках второго дня. Примерная задача, которая может быть конкретизирована: выделить не менее 2-х принципиально разных сценария развития региона, основываясь на влияние выделенных ранее инноваций. 1-й сценарий должен описывать комплекс негативных последствий внедрения инноваций (содержит образ проблемного будущего). 2-й сценарий предусматривает описание комплекса мер, которые необходимо предпринять для «сглаживания» негативных последствий внедрения инноваций (содержит образ желаемого будущего). |
11:00 – 13:00 | Работа в группах: «Сценарии регионального развития» |
11:00 – 13:00 | Семинар для педагогов «Технологии оценки компетентностных достижений учащихся» |
13:00 – 13:40 | Обед |
13:40 – 15:00 | Общее заседание: «Карта сценариев регионального развития 2030» В рамках общего заседания участники презентуют результаты работы групп и получают экспертные комментарии к своим сообщениям. Также участррики других групп имеют возможность задать вопросы. В зависимости от количества групп и располагаемого времени, выступление от одной группы длится 5, 7 или 10 мин. Основная задача экспертных комментариев: дать содержательную оценку доклада, указать на слабые стороны разрабатываемого материала и дать рекомендации по дальнейшему исследованию прорабатываемой темы. |
15:00 – 15:10 | Перерыв |
15:10 – 15:40 | Продолжение общего заседания |
15:40 – 16:00 | Закрытие регионального этапа |