Нормы развития ребенка 6-7 лет




Нормы психофизического развития детей от 3 до 4 лет

В физическом развитии: любят подвижные игры, ловкость и выносливость детей развивается и совершенствуется.

В познавательном развитии ребенка 3 – 4 лет также наблюдается динамика:

  • Он понимает простые причинно-следственные связи;
  • Долго сосредотачивается на одном занятии;
  • Фокус внимания с конечного результата переключает на сам процесс выполнения задания (может старательно что-то рисовать и без сожаления смять рисунок);
  • Тренирует наглядно-образное мышление (некоторые задачи уже могут решаться «в уме»);
  • Проявляет первые навыки планирования деятельности с оценкой промежуточных результатов;
  • Ему интересен окружающий мир.

Обогащаются и социальные навыки:

  • Ребенок старается быть очень самостоятельным и независимым;
  • Начинает осознавать, что не похож на других людей;
  • Знает основные правила поведения в различных ситуациях;
  • Умеет цивилизованно находить выход из конфликтов со сверстниками;
  • Открыто выражает симпатию и антипатию, просит прощения, проявляет заботу, ласку, делится с другими и помогает им;
  • Уже не может обходиться без сверстников;
  • Становится партнером взрослому, устанавливая с ним дружеские взаимоотношения;
  • Старается реализовывать свои замыслы, развивает волевые качества, учится не пугаться трудностей, мобилизоваться для достижения цели (при поддержке и одобрении взрослого).

Навыки самообслуживания продолжают оттачиваться и закрепляться:

  • Ребенок самостоятельно следит за личной гигиеной — моет руки после туалета, прогулки, перед едой;
  • Умывается, чистит зубы, пользуется туалетом без напоминаний;
  • Он внимателен к своему внешнему виду, может заметить неопрятность в одежде;
  • Одевается и раздевается без помощи взрослых (за исключением сложных элементов в одежде, например, шнурков), вешает и складывает на место одежду;
  • Следит за порядком в своей комнате, за игрушками;
  • В детском саду ведет себя послушно.

Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.

Нормы психофизического развития ребенка 5 лет

Физические показатели

Дети развиваются очень быстро. Уже в 5 лет они по многим физическим параметрам приближаются ко взрослым — становятся более расторопными, аккуратными, сильными и скоординированными. Детки лучше держат равновесие и ощущают собственное тело в пространстве. Особенно заметны следующие моменты физического развития пятилетнего ребенка:

· Бег дается легче. Движения ребенка более уверенные, скорость и дистанция постепенно увеличиваются. Теперь он может бегать по пересеченной местности, ловко преодолевая большую часть препятствий.

· Легко, «на автомате» двигается по лестнице. Более того, ребенок уже познает многозадачность — без проблем может, например, переносить небольшие предметы по лестнице.

· Любит прыгать. В прыжках ребенок чувствует себя так же уверенно, как и в беге. Он может прыгать на одной ножке и перепрыгивать невысокие препятствия.

· Мяч — любимый спортинвентарь. Игры с мячом у пятилетнего ребенка занимают особое место. Он с удовольствием ловит, пинает и бросает мячик, хоть и время от времени сталкивается с недостаточно развитой координацией движения.

В целом, дети в возрасте 5 лет очень подвижны и энергичны. Их физическое развитие уже находится на высоком уровне, позволяющем активнее изучать окружающий мир.

Психологические нормы

К 5 годам дети заметно развиваются и в психологическом плане. Они становятся эмоционально более устойчивыми, все чаще проявляют самостоятельность, но по-прежнему зависят от мнения близких. Для этого возраста характерны следующие проявления психологического развития:

· Новые эмоции. Эмоциональный фон ребенка заметно насыщается. У ребенка появляется чувство стыда, и он постепенно учится контролировать свои действия в тех или иных ситуациях. Агрессия становится менее очевидной и ярко выраженной, зато в этот период обостряется чувство справедливости.

· Оптимизм и дружелюбие. В 5 лет ребенок очень социален — ему нравится знакомиться с новыми людьми, причем их возраст его мало интересует. Главное, чтобы процесс общения строился легко и непринужденно.

· Готовность помогать. Уже в этом возрасте эгоизм у детей затухает, и все чаще они стремятся помочь окружающим. Искренне сопереживать ребенок еще только учится — обычно он просто хочет, чтобы родители гордились им.

· Страхи. Если в 4 года ребенок боялся темноты, то и спустя год он вряд ли поборет свой страх. Более того, впечатлительность пятилетних детей может привести к кульминационному развитию страхов именно в этот период.

· Глубокое понимание вопросов и дискуссионных тем. Ребенок в 5 лет готов к серьезным размышлениям, более глубокому пониманию и обсуждению тем. Он уже имеет свою точку зрения, которую способен отстаивать до последнего.


Пятилетний ребенок все еще эмоционален, впечатлителен и чувствителен, однако его реакции на происходящие события более осмысленны и логичны.

Навыки и способности

К 5 годам дети осваивают важные жизненные навыки, а их способности продолжают активно развиваться:

· Память. Ребенок уже способен сознательно запоминать материал, т. е. специально заучивать стишки и песенки. Важно развивать у ребенка в этот период смысловую память — он должен не просто «зазубривать» информацию, но и понимать ее смысл. Кстати, 5 лет — отличный возраст для начала изучения иностранного языка.

· Речь. Пятилетний ребенок любит общаться, вести беседы, причем не только с ровесниками, но и со взрослыми. В его словарном запасе уже насчитывается порядка 3000 слов, а речь становится более выразительной и грамотной. Дети в этом возрасте часто задают вопросы, вполне разумно рассуждают и с удовольствием делятся своими впечатлениями.

· Самообслуживание и помощь родителям. Дети самостоятельно могут одеваться и раздеваться, умываться по утрам, расчесываться. Столовые приборы их уже не смущают — управляются с ними детки без проблем. Помощь родителям заключается в выполнении простых поручений — помыть посуду, протереть дома пыль, подмести пол.

· Способности. Нередко в 5 лет детки учатся читать и писать, хоть и совершают время от времени ошибки. Без проблем они уже считают до 10, при этом могут даже совершать простейшие математические действия. Дети любят рисовать, особенно перерисовывать картинки с примера. Они хорошо различают основные цвета и геометрические фигуры, начинают ориентироваться во времени и днях недели.


Таким образом, пятилетние дети активно развиваются физически — они становятся более крепкими, эмоционально — более устойчивыми, а умственно — разносторонними. Мамам и папам остается только поддержать ребенка в реализации его потенциала и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

Нормы развития ребенка 6-7 лет

 

Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Развитие личности ребенка 6-7 лет. Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте. Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины. Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний. Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис». Можно наблюдать такие моменты в поведении ребенка в кризисном этапе 7 лет: ü Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что родителям категорически не нравится. ü В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», при этом пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых, не всегда логично и верно. ü Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники). Общение ребенка 6-7 лет. Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно-личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка. В общении с сверстниками выражены следующие проявления возраста: · инициирование общения; · первые привязанности; · потребности друг в друге, в признании и уважении; · соревновательное подражание: · высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора); · возникает дифференциация детей по их положению в группе. К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся: · освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека, · способность позитивного общения с людьми, · развивается половая идентификация, · формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые. Развитие психических процессов ребенка 6-7 лет. Восприятие. Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Память. Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько других направлений: мышление, внимание, воображение. В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование. Мышление. По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту. Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»). Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка. Речь. Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Увеличивается словарный запас – 3000 слов Игры с ребенком 6-7 лет Основным видом игр со старшим дошкольником становятся сюжетно-ролевые игры с правилами. То есть каждый играющий берет на себя роль и четко придерживается выбранному сюжету и правилам. Это могут быть сюжеты из ежедневной жизни (детский сад, семья и т.д.), профессии, сказочные сюжеты. Также продолжаются, но усложняются по возрасту: ü Конструкторы ü Паззл ü Настольные игры (с акцентом на интеллектуальный компонент)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: