Наличие социального прогресса или социального регресса в обществе определяется по человеку – в какую сторону он меняется. Необходимо проанализировать каким становится россиянин год от года: милосердным или агрессивным? Я хочу сказать, что в условиях отсутствия интернационализма, в условиях поддержки имперского менталитета, в условиях бряцания оружием деградируют все. В империи человеческое начало из человека выдавливается – происходит деградация человека: колонизатор развращается, а побеждённый народ манкуртизируется.
Кто такой «обрусевший удмурт»? Каков его социальный облик? Это человек, не владеющий красноречием, неспособный объясняться на образном, сочном русском языке, пересыпанном метким словом, пословицами, поговорками, и говорящий на правильном канцелярском (или жаргонном) языке. Он не является носителем никакой этнокультуры, не знает традиций, обычаев, обрядов, народной мудрости, народных песен и танцев. Это роботоподобный маргинал. Представляет собой что-то промежуточное - и не удмурт, и не русский - ни то, ни сё, ни рыба, ни мясо. Он напоминает перекати-поле, оторванное от земли и не имеющий ценностной ориентации. Ему все равно, в какой стране жить, лишь бы в желудке светило солнце. Но считает себя «русским». Какой же этот «русский» на самом деле? Это маргинал. Это беспринципный человек, на которого в жизни полагаться нельзя.
Согласитесь, налицо расчеловечивание удмуртского населения. Налицо деградация, с позволения сказать, и «русского человека». Согласно результатам исследования кандидата психологических наук Кондакова В.С. и Золотухиной О Н. в Удмуртии только 11% здоровых личностей. Это означает, что большинство удмуртов выведены из душевного равновесия. По какой причине? Душевный недуг аборигенов Удмуртии связан с ощущением «второсортности».
|
Сложилась целая система формирования у удмуртов ощущения «второсортности», чувства собственной ущербности. Приведу некоторый перечень фактов, способствующих формированию у удмуртов комплекса неполноценности.
– В руководстве республики удмурты почти не представлены: не являются удмуртами ни Глава УР, ни Председатель Госсовета УР, ни Председатель Правительства, ни его заместители. Нет удмуртов среди руководителей Администрации г. Ижевска и Городской Думы. Не представлены удмурты в депутатском корпусе Городской Думы Ижевска. Среди депутатов Госсовета УР удмуртов лишь шестая часть.
Глава Удмуртской Республики А.В. Бречалов для оправдания имперской национальной политики придумал отговорку: «Мы выбираем кадры не по национальному признаку, а по деловым качествам!» Но кто поверит, что удмурты бестолковый народ? А где брали удмуртские кадры в советское время?
Глава УР А.В. Бречалов привёз свою команду. Лучше ли её представители, чем местные кадры? Будут ли пришлые чиновники заботиться о сохранении и развитии удмуртской цивилизации? Глубоко сомневаюсь. А.В. Бречалов, когда я обратился с просьбой способствовать сохранению традиционной удмуртской культуры, оборвал меня: «Вы тут не одни живёте!»
– В Госдуме РФ Удмуртию представляют два депутата, проживающие в Пермском крае (Игорь Сапко, Александр Василенко), и один депутат, проживающий в Москве (Андрей Исаев). Их провела в депутаты партия «Единая Россия» по партийным спискам. По партийным спискам «Справедливой России» проведен четвёртый депутат - Вадим Белоусов из Кировской области. Разве посторонние люди будут лоббировать интересы удмуртских избирателей? Нет, не будут. Так, депутат Андрей Исаев на встрече с активом удмуртского национального движения не решил ни одного выдвигаемого вопроса, а на просьбу помочь удмуртам приобрести священную Берёзовую рощу, расположенную в центре г. Ижевска, для отправления традиционных удмуртских культовых обрядов, ответил: «Прежде необходимо спросить у Патриарха всея Руси отца Кирилла - что он скажет?». Разве так может отвечать (далеко не рядовой) депутат ГД РФ?! Значит, в его представлении РФ - не светское государство, а религиозное, подобно ИГИЛ-у?!
|
Вообще можно сделать предположение, что депутатов-варягов навязали нам с дальним прицелом, чтобы Удмуртию «пристегнуть» к Пермскому краю или Вятской губернии. Такое предположение имеет под собой почву: Игорь Сапко (будучи мэром Перми) как-то ранее выступал в СМИ с предложением включить УР в состав Пермского края. В России три национальных образования уже упразднены, в том числе, Коми-пермяцкий национальный округ. (Разумеется, от слияния национальных образований с другими субъектами РФ коренные народы ничего не выиграли экономически, тем более ухудшились условия сохранения их языка и традиционной культуры.) Вообще практика слияния административных единиц способствует отдалению власть имущих от народа, усиливает недоступность депутатов и чиновников для
|
избирателей.
– Столица Удмуртской Республики, г. Ижевск, в своем облике не имеет национального колорита. Здесь не отражена самобытная культура титульной нации, нет даже лозунгов на удмуртском языке (Приезжий не отличит Ижевск от русских городов Урала.) Хотя бы ледовый городок на центральной площади можно бы сделать по мотивам удмуртской мифологии. Но отцы города не реагируют на многократные обращения по поводу придания облику города черт самобытной удмуртской культуры. И вовсе не удивительно, что Ижевск для меня не родной (хотя почти вся сознательная жизнь прошла здесь).
– Удмурт на своей земле ощущает себя не хозяином республики, а изгоем. Здесь удмурту опосредованно доказывают, что он «никто» и «ничто». Соответственно неудивительно, что у удмуртов отсутствует национальное самосознание (без которого не формируются чувство собственного достоинства и гражданское самосознание).
Премьер-министр России П.А. Столыпин, оценивая подобную ситуацию, писал: «Народ не имеющий национального самосознания, превращается в навоз и удобряет чужую культуру».
Настала пора перейти от правового нигилизма к верховенству Закона. Пора положить
конец произволу и спросить с законодательных и исполнительных органов, чтобы Законы РФ, в том числе, основной Закон – Конституция РФ, претворялись в жизнь. Национальная политика РФ должна соответствовать Конституции РФ.
Правовой нигилизм – это серьезный социальный недуг. Это показатель того, что определенная часть политиков поражена шовинизмом и имперским мышлением. Это социально нездоровые люди, далекие от интернационализма, нетерпимые к иному языку и иной культуре. Люди с имперским мышлением не приемлют принципа равенства и братства, вносят раскол в семью российских народов, работают не на единение россиян, не на центростремительные силы,
а на центробежные.
Пусть Россия покажет пример решения национального вопроса, а не напоминает плавильный котел, в котором исчезают языки, нивелируются самобытные культуры. Пора отогреть отверженную душу аборигенов России, которым внушена мысль о «второсортности» их языка и культуры. Пора приложить усилия для завоевания души побеждённых народов, а дело это непростое. Душа – тонкая материя, её завоёвывают не силой, не принуждением, а любовью и великодушием.
Примером в этом отношении является Ленинская национальная политика, направленная на возрождение национальной гордости и чувства собственного достоинства всех жителей страны. В.И. Ленин (из империи колонизованных этносов) создал СССР как истинный союз народов. Тем самым он проявил любовь и великодушие как черту сильной личности и мудрого человека. Благодарная память о нём как об истинном интернационалисте и гуманисте будет вечной в сердцах освобождённых народов.
Современная удмуртофобия способствует формированию чувства «ущербности» и распространению суицида. Высокий уровень суицида среди удмуртов связан с ощущением «второсортности», с отсутствием чувства собственного достоинства, с формированием комплекса неполноценности (психической рефлексии). Механизм доведения удмурта до суицида объясняется очень просто: человек с комплексом неполноценности круглосуточно помнит о своей «ущербности», в его головном мозге есть постоянно возбужденный центр (в течение 24 часов в сутки), который мешает развитию личности, мешает поднять голову выше, свободно дышать, свободно мыслить, чувствовать себя полноценным. Это ведет к истощению нервной системы, неадекватному восприятию мира и неадекватному поведению. И достаточно небольшой коллизии (в семье или на работе), чтобы он не выдержал психического напряжения и добровольно ушёл из жизни.
Прогрессивные люди ломают копья по поводу сохранения видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу», создают «Общество охраны животных», заботясь о братьях наших меньших. Но почему нет отеческой заботы о сохранении коренных народов России? Разве этнос менее ценен, чем растения и животные? Согласитесь, нормальный человек не может равнодушно наблюдать гибель этноса. Ошибается тот, кто покладистость, уступчивость, толерантность, интеллигентность, доброту удмуртов воспринимает не как достоинство, а как слабость, тот, кто придерживается культа силы и считает: «Спасение утопающего в руках самого утопающего».
Политика, направленная на насильственную русификацию, замешана на примитивной философии. Полуобразованные политики полагают, что в мононациональном государстве не будет проблемы с национальным вопросом. Они не понимают, что многонациональность не беда России, а благо: каждый этнос открывает одну из граней многосторонней истины. Вообще надо отметить, что знание многих языков способствует развитию личности. Знание языка коренных народов не мешает изучению русского языка, а, наоборот, способствует лучшему усвоению – билингвисты и полиглоты русским языком владеют лучше, чем русскоязычное население. Следовательно, Россия – духовно богатая страна. Этому надо радоваться. Гибель народа – это невосполнимая утрата для всего человечества, это трагедия. Когда дело касается сохранения языка и культуры народа – не может быть прагматичного подхода.
Так что же делать?
Национальный вопрос в Удмуртии необходимо решать комплексно:
– Школа должна готовить носителей этнокультуры. Правильно поступает академик М.П. Щетинин, готовя носителей русской национальной культуры.
В этом духе высказывается и педагог-новатор Шалва Амонашвили: «Школа каждого народа должна взращивать в своих питомцах национальный дух этого народа. Русская Школа должна взращивать русскую духовность, грузинская Школа должна взращивать грузинскую духовность, латышская – латышскую, армянская – армянскую...» Этнические русские в Латвии тоже выступают за национальную школу.
– На сессии Госсовета УР внести поправки в «Закон об образовании», в котором должны быть следующие пункты: а) об обязательном изучении удмуртского языка наравне с русским языком – такая практика уже была; 6) при поступлении в ССУЗ или ВУЗ разрешить вместо экзамена по русскому языку и литературе (сочинения) написать изложение на удмуртском языке – такая практика уже была.
– Законодательно во всех учебных учреждениях и детских садах изучать удмуртский язык.
– В детских садах удмуртских деревень с детьми говорить на удмуртском языке.
– Абитуриентам дать возможность вместо экзамена по русскому языку (сочинение)
написать изложение на удмуртском языке. Такая практика уже была.
– Принять «Закон о квалификационном экзамене для чиновников по владению удмуртским языком».
– Кроме того:
а) добиться стопроцентного охвата деревень УР цифровым телевещанием,
б) обеспечить круглосуточное радио- и телевещание на удмуртском языке (беря пример телевещания на языке титульной нации в Башкортостане и Татарстане);
в) вывески и названия улиц писать на двух языках
– Для увековечивания памяти Трокая Борисова принять ряд мер:
а) рядом с Домом Правительства поставить бюст с указанием, что Т.К. Борисов является основоположником удмуртской государственности;
б) Удмуртскому университету и одной из улиц г. Ижевска присвоить имя Т.К. Борисова;
в) в Национальном музее создать уголок, посвященный биографии Т.К. Борисова;
г) в Доме Правительства УР, в Госсовете УР, муниципальных и учебных учреждениях поместить портрет Т.К. Борисова,
д) во всех школах вывесить стенды, отображающие жизнь и деятельность Т.К. Борисова;
е) рядом с Домом Правительства УР поставить бюст Трокая Борисова.
– На въезде в г. Ижевск (со стороны аэропорта. Як.-Бодьинского, Можгинского, Боткинского, Сарапульского трактов) вывесить приветствие на двух языках “Гостеприимная столица Удмуртской Республики приветствует гостей г. Ижевска”.
– Названия улиц писать на двух языках.
– На Центральной площади и других местах вывесить лозунги на удмуртском языке.
– Придать архитектуре национальный колорит.
– На берегу Ижевского пруда создать парк, посвященный найденной там (археологом Т.И.
Останиной) цивилизации древних удмуртов.
– Березовую рощу (площадью 11 га), расположенную рядом с ул. Авангардная передать в
собственность РО «Удмурт вось» – пусть у удмуртов будет хоть кусочек своей территории.
– Освещать историю и культуру древних удмуртов в учебных учреждениях и СМИ. Финансировать исследование древней культуры удмуртов.
– Прекратить выставление лаптей в качестве удмуртского бренда — раскопки археологов показывают, что древние удмурты жили богато, в лаптях не ходили. Удмурты, как и все народы России вынуждены были перейти на лапти в позднее время, в условиях гнета самодержавия - из- за непосильного налогового бремени царского правительства Вся Русь была лапотная
– Сохранить самобытную этнокультуру. Главная функция культуры (в узком смысле слова) –человекотворческая. Народная культура – это своеобразная социальная технология очеловечивания человека. Поэтому необходимо противостоять распространению американской масскультуры. Противостоять глобализации, которая осуществляется под лозунгом движения к мировой культуре. (Мировой культуры как качественно нового состояния нет – она состоит из суммы этнокультур: удмуртской, русской, эрзянской, марийской, чувашской, татарской, китайской, итальянской..)
– За последние 10 лет исчезло 129 деревень. Сохранить оставшиеся и принять радикальные меры по поддержке и возрождению деревни (как хранительницы традиционной культуры). Для возрождения деревни необходимо:
1. Увеличить инвестиции во много раз. Для сравнения: Голландия в агросферу выделяет
половину госбюджета, а Россия - 1,3%.
2. Сельхозпроизводителям кредиты предоставлять по низким ставкам (в Финляндии предоставляют по 1-2%, притом первые пять лет не требуют возвращения займа).
3. Так называемые СПК и СХПК, представляющие собой колхозы (в которых колхозники фактически являются не хозяевами, а наемными работниками, то есть батраками), реформировать
в истинные кооперативы.
4. Создавать кооперативы фермеров.
5. Иметь в виду, что деревня – это не только производитель продуктов питания, она выполняет ещё более важную функцию – функцию производства человека (с истинно человеческими качествами). Занимаясь организацией налаживания сельскохозяйственного производства, иметь в виду, что концентрация производства способствует повышению производительности труда, но отчуждает человека (от власти, от собственности, от распределения произведённого продукта, от других людей и самого себя), то есть выдавливает человеческое из человека и вреда обществу приносит больше, чем пользы.
– Взять курс на сохранение деревни, на заселение брошенных земель. Осудить курс Кремля на урбанизацию как ведущий не к прогрессу, а к регрессу. Мегаполис – это рассадник социальной аномии. Он подобно молоху перемалывает самобытную культуру, рвёт устоявшиеся социальные связи, интерактивные отношения, устраняет социальный контроль, разрушает институт общественного мнения.
– Поставить заслон имперской идеологии и бряцанию оружием – у России есть много чем гордиться, кроме завоеваний.
– Госбюджет разделить на три равные части, в Москву отправлять лишь треть налогов. В Волжской Булгарии ситуация была во много раз лучше: удмурты платили дань в размере 10% от дохода. В Золотой Орде положение по налогам было почти такое же, как в Волжской Булгарии.
– Законы принимать (и делать в них поправки) в пользу народа. В частности, выступить с инициативой перед Госдумой РФ, чтобы был принят Закон о национализации полезных ископаемых, являющихся достоянием народа. Месторождения удмуртской нефти пора национализировать и передать Правительству УР. Пока же от своей нефти удмурты, кроме экологических проблем, ничего не имеют.
Уважаемые депутаты Госсовета Удмуртской Республики, Вы – единственная инстанция, которая может спасти удмуртский народ от исчезновения. Вы призваны действовать согласно Конституции РФ. Докажите, что Вы (избранники титульной нации), не оторвались от народа, что это не про Вас сказано: «Вышел из народа и больше не вернулся». Докажите своё государственное мышление. Докажите, что Вы способны на гражданский поступок. Я очень надеюсь на Вас.
Прошу сделать всё возможное, чтобы не исчез мой удмуртский народ (с его самобытной культурой и великим языком).
Председатель Общественного отделения удмуртских учёных «Тодосчи», социолог, к. филос. н.,
Заслуженный деятель науки УР, Лауреат премии им. Трокая Борисова, Почётный гражданин Алнашского района
А.А. Разин
20.08.2019 г.