Консультация для родителей Дарьи Д.
Тема: «Развитие речи ребенка, работа по звукопроизношению дома.
На что обратить внимание»
Форма проведения: очная
Дата проведения: 22.12.2020
Провела: Рязанова Ольга Рафаиловна,
учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 77»
г. Череповец
Цель: информирование родителей о возможных способах формирования правильного звукопроизношения, развития фонематического восприятия у ребенка в домашних условиях.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с результатами диагностического обследования навыков ориентировки в пространстве, речевого развития ребенка.
2. Познакомить с дидактическими играми и упражнениями, направленными на работу по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.
3. Представить имеющуюся литературу по теме.
Материалы и оборудование: литература, включающая материал по автоматизации звуков, описание артикуляционных упражнений, материалы обследования ребенка.
Содержание консультации
Знакомство с результатами диагностического обследования ребенка по заявленным направлениям.
Рекомендации по формированию правильного звукопроизношения.
На данном этапе требуется большая работа по автоматизации (Р, Р'), дифференциации (С-Ш, З-Ж) и контролю звуков.
Для формирования правильного произношения звуков необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут до еды (описание упражнений см. Приложение 1).
Для автоматизации и дифференциации звуков необходимо выполнение специальных упражнений. Комплексы заданий, игры и упражнения можно использовать из представленной литературы:
|
· Веселые скороговорки для «непослушных звуков» / Автор – составитель И.Г. Сухин. Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг: 2002. – 192 с.: ил.
· Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова – СПб.: Дельта, 2001. – 144 с., ил.
· Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с., ил.
· Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.: ил.
· Н.В. Новоторцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [c], [c']. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – 2-е изд., - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, - 2001. – 64 с.: ил.
· Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ш], [ж]. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – 3-е изд., - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, - 2003. – 64 с.: ил.
· Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л'], (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – 3-е изд., - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, - 2003. – 64 с.: ил.
· Н.В. Новоторцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей./Н.В. Новоторцева; худож. Г.В. Соколов, В.Н. Куров. –Ярославль: Академия развития, 2006. – 72 с.: ил.
· Успенская Л.П. и Успенский М.Б. Учись говорить правильно. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: «Просвещение», 1973. – 144 с., ил.
|
Для того чтобы ребенок правильно произносил поставленные и автоматизированные звуки - первое время их необходимо контролировать в его повседневной речи: напоминать произнести нужный звук в слове, произнести его правильно, мотивировать ребенка слушать и поправлять свою речь самостоятельно. Эффективно и интересно для ребенка будет обыгрывание речевых упражнений в различных дидактических играх, в том числе, настольных: «Найди пару», «Противоположности», «Истории в картинках», «Что перепутал художник?» и т.д.
Рекомендации по развитию фонематического восприятия
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Для успешного формирования фонематического восприятия можно предложить ребенку упражнения в игровой форме.
♦ Различение на слух музыкальных инструментов (со зрительной опорой, без зрительной опоры). Постепенно количество увеличивается.
♦ Различение предметов (стакан, коробка, пластмассовый стакан).
♦ Определение содержимого шариков (с горохом, крупой, фасолью).
♦ Воспроизведение ритма (отхлопывание, отстукивание).
♦ Различение тембра голоса: «3 медведя», «Теремок», «Колобок» (кто говорит); игра «Мама и детёныши».
Игры: «Громко-тихо», «Живые звуки», Игра «Подними карточку», «Лишнее слово»
Задания:
«Выбери слово, непохожее по звуковому составу»
«Определи, какой звук (Ыили И) в середине слова»
«Выбери нужное слово из близких по звуковому составу»
4. Ответы на вопросы родителей
Приложение 1