Загадочная смерть сыновей




 

В Архангельском соборе Кремля в 1963 году были вскрыты гробницы Ивана IV, его сыновей Ивана и Федора, а также саркофаг князя Михаила Скопина‑Шуйского.

Вскрытие было произведено с целью проведения токсикологического исследования на предмет содержания ядов в останках усопших. Ведь вопрос о причине смерти царевича Ивана до сих пор остается открытым.

В комиссию по эксгумации вошли историки и лучшие судебные медики. После вскрытия саркофагов исследователи обнаружили довольно хорошо сохранившиеся останки людей и одежды. Кости скелета Ивана были правильно расположены, череп слегка повернут вправо.

Конечно, за столь длительный срок – почти 400 лет – следы многих веществ, в том числе ядов, могли необратимо измениться или бесследно исчезнуть.

Но ученые все‑таки надеялись, что химико‑токсикологические анализы дадут определенные результаты, и возможно, станут основательным поводом для устранения неясностей и пробелов в истории нашего государства.

Для исследования в гробнице Ивана были отобраны наиболее сохранившиеся элементы гумуса, ногтей, волос, мягких тканей, костей и одежды. Также были сделаны соскобы со стенок саркофага. Показатели анализов всех гробниц и тел сравнивались между собой. Тут‑то ученые и сделали неожиданное открытие: наряду с незначительным содержанием меди, свинца, серебра и цинка в останках царевича Ивана и Ивана Грозного обнаружен высокий уровень ртути, который в пять раз превышает уровень ртути в саркофагах царя Федора и князя Скопина‑Шуйского.

Также исследователи отвергли версию о том, что ртуть попала в саркофаги извне. Поэтому ученые предположили, что ртуть оказалась в организме царственных особ еще при жизни.

Уровень этого металла в момент исследования был настолько высок, что этот факт наводил на мысль об отравлении. Официальная же история утверждает, что причиной смерти царевича Ивана стала травма головы, нанесенная ему отцом.

3 июля 1583 года в царских палатах произошло одно из самых загадочных убийств не только XVI века, но и, пожалуй, всех правящих династий Европы. Иван Грозный в припадке гнева что есть сил ткнул своего сына царевича Ивана посохом в висок. Удар был сильным и точным – бедный царевич скончался на месте. Говорят, Иван Грозный сильно переживал о случившемся, ведь это был его старший и самый любимый сын. Второй сын изначально не был готов к тому, чтобы править страной.

Однако версия убийства Грозным своего сына Ивана постоянно подвергается сомнениям. На этот счет существует несколько версий.

Первая версия – политическая. Царевич Иван высказал отцу несогласие с ходом ведения Ливонской войны. Эта война началась в 1561, а закончилась в 1583 году, причем, Россия понесла территориальные потери, т. к. условия перемирия тогда диктовала Швеция. Возможно, царевич не желал уступать скандинавам ни пяди русской земли. Такая неуступчивость царевича вполне могла вывести из себя Грозного.

Вторая версия – житейская. По этой версии, Иван‑царевич вступился за свою беременную жену, которую оскорбил царь, увидев ее без пояса – он ударил ее, после чего у нее случился выкидыш. Молодой муж пришел к отцу разобраться в происшедшем…

Третья версия – любовная. По этой версии, сам Грозный приставал к своей невестке. А муж вступился за жену.

Четвертая версия – опровергающая все предыдущие версии: Иван Грозный не убивал своего сына, это всего лишь легенда. И создал ее некий католический монах, который, якобы, склонял царя к принятию католичества. По этой версии, царевич Иван умер собственной смертью.

Во времена правления Ивана Грозного препараты ртути применяли в качестве лекарства для лечения сифилиса. Прямых доказательств того, что царевич Иван мог страдать от этого недуга, нет.

Однако из летописей можно узнать, что Иван Грозный был очень похотлив и развратил более тысячи дев, таким образом, выражаясь языком медицины, Иван Грозный был в группе риска.

Кроме того, некоторые историки утверждали, что отец с сыном менялись любовницами. Отсюда можно предположить, что и тот, и другой могли страдать сифилисом и принимать препараты ртути в качестве лекарства.

Побочным действием препаратов ртути является тревожность, раздражительность, мнительность и другие проявления меркуриализма – ртутной интоксикации.

Возможно, именно поэтому Иван Грозный отличался неуравновешенным, взрывным характером, резкими перепадами настроения, припадками. В любой момент он мог впасть в безумие так, что на губах его выступала пена.

В последние годы жизни царь дряхлел на глазах, он потерял почти все волосы, тело его покрылось струпьями и источало омерзительный запах, от которого он не мог избавиться даже с помощью самых сильных благовоний.

Как известно, в день своей смерти Иван Грозный долго парился, и ему стало значительно легче, после чего он скоропостижно скончался. Отсюда можно сделать вывод о естественной, а ненасильственной смерти царя. Но все это лишь предположения.

Таким образом, как смерть Ивана Грозного, так и смерть его сына царевича Ивана до сих пор остаются окутанными тайной.

19 ноября 1582 года родился царевич Дмитрий Иванович, погибший в 1591 году в Угличе в возрасте 9 лет, впоследствии канонизированный Русской православной церковью. Он‑то и должен был стать следующим после Ивана Грозного царем. Если бы царевич Дмитрий не погиб мальчиком, возможно, не было бы на Руси так называемого Смутного времени. Но, как говорится, история не терпит сослагательных наклонений.

 

Глава 15

Наследие Ивана Грозного

 

В мировую историю царь Иван Грозный вошел как реформатор, действовавший в тяжелую эпоху перехода Руси от феодализма к Новому времени, как один из основоположников и создателей огромного Русского государства. При этом русский правитель был одним из образованнейших людей своего времени. То, что Грозный царь был глубоко начитан и владел широчайшей информацией, не отрицают даже его враги!

«Никто из государей Древней Руси не любил и не умел говорить так, как Иван. Ни один из них не отличался таким искусством в спорах устных и письменных с беглым боярином или с каким‑нибудь иностранным послом», – рассказывает история. Поэтому не удивительно, что именно он, с детства любивший книгу, способствовал организации книгопечатания в Москве.

Наряду с произведениями, отражавшими идеологическую борьбу, были и такие, которые подытоживали достижения общерусской культуры в быту, церковной жизни и науке: «Домострой» кодифицировал правила поведения человека в сфере религиозной, государственно‑общественной и семейной, которые сложились в русском обществе XVI века и считались общеобязательными для всех, «Стоглав» сыграл такую же роль в области церковной, регламентируя с исключительной мелочностью все стороны церковно‑административной и церковно‑обрядовой организации; «Азбуковник» представлял собой энциклопедию необходимых научных знаний и освящал известную к тому времени систему научных воззрений.

В личном литературном наследии Иван Грозный известен как писатель‑публицист, автор многочисленных писем и посланий, благодаря которым до наших дней дошли сведения об истории Средневековья, горестях и радостях русского народа.

Тем же целям служила и музыка. Понимая значение музыкального искусства, царь Иван держал в Александровской слободе двух наиболее талантливых композиторов, новаторов своего времени: Федора Христианина – создателя новой школы пения, «гораздого знаменному пению», и Ивана Носа – ученика известного новгородского «мастера» Савы Рогова. Третьей знаменитостью был Степан Гладыш – создатель «усольского распева», ходивший по городам и учивший «Усольскую землю». Так называемые «распевщики» и «творцы» возвеличивали своими «славянками» и «хвалительными стихирами» новых русских чудотворцев, культ которых, установленный при Иване Грозном, освящал государственное единство.

В каменном строительстве и деревянном зодчестве доминировала шатровая архитектура. Блестящим образцом этого стиля стал воздвигнутый в 1556–1560 годах русскими зодчими, псковским мастером Посником Яковлевым и Бармой, Покровский собор в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, образующий группу из восьми шатрообразных столпов, сгрудившихся вокруг центрального шатра (построен в ознаменование покорения Казанского царства). По примеру столицы церкви аналогичного стиля стали воздвигаться по всему Московскому государству – шатровое строительство должно было служить возвеличению победоносного самодержавия.

Те же мотивы звучат и в иконописи. Взятие Казани символически представлено на иконе «Церковь воинствующая», где возглавляемое юношей‑царем русское воинство под покровительством «воинства небесного» шествует из объятой пламенем Казани к «святому граду» Москве (она же – небесный град Сион). Целям прославления самодержавия посвящены и прекрасные миниатюры в рукописи «Царственной книги».

Не только живопись, но и искусство резьбы по дереву было использовано для пропаганды новых политических идей. Прекрасным образцом этого искусства стало царское место Ивана IV, на котором талантливый мастер изобразил фрагменты истории великого Владимира Мономаха.

Все вместе взятое – литература, музыка, архитектура, живопись, резьба – утверждало идеологию крепнувшего централизованного Русского государства, одновременно с которым развивалась и обогащалась мощная и своеобразная национальная культура населявших его народов.

 

Глава 16



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: