Звуки гласные и согласные.




На уроках, где происходит знаком­ство детей со звуками, рекомендуем использовать индивидуаль­ные зеркальца для наблюдения за артикуляционным аппаратом при произнесении различных звуков.

 

Учитель сообщает детям, что при произнесении некото­рых гласных звуков: [а], [у], [о] можно определить по губам (для этого используем зеркальце), что за звук произносится.

Чтобы громче произнести гласный, надо шире раскрыть рот, а если мы хотим, чтобы гром­че звучал согласный, необходимо максимально сблизить органы речи. Вот почему гласные называют ртораскрывателями, а согласные — ртосмыкателями.

1. Анализ и составление схемы слова аист.

2. – Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний.

Одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем.

Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче..., ещё громче... Что происходит с нашим ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук... Получилось?!

Почему не вышло? Хотите объясню?

Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте...

А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, учёные назвали г л а с н ы м и. (Термин хором проговаривается.) Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; от слова голос (глас) и произошло название звуков – гласные.

Произнесем последний звук. Есть ли преграды во рту, которые мешают воздуху проходить свободно? Какие?

Понаблюдаем за органами речи при произношении этого звука (язык упирается в зубы).

Произнесем звук тихо, а теперь громче, еще громче.

Что вы заметили (чем громче, тем сильнее прижимаем язык к зубам).

Попробуем произнести еще один звук – [м]. Наблюдаем за органами речи.

— Те звуки, при произнесении которых воздух во рту встречает преграды, называются согласными звуками.

Гласные называют ртораскрывателями, а согласные – ртосмыкателями.

 

Эльконин Д.Б. предлагает еще одно название – Палецвротнеклади.

(так зовут злого звукомора, который ест согласные звуки – звуки, которые нельзя произнести с открытым ртом).

Дети защищают от звукомора волшебные звуки. Услышишь согласный звук – поднимай желтую фишку. Желтая фишка – защита согласного звука.

 

3. Обозначение гласных и согласных на схемах. Учитель объясняет, что в схемах гласные обозначаются красным цветом, а согласные пока будут оставаться белыми.

В схеме появляются новые обозначения.

 
 

 


В некоторых УМК схемы графические, без цвета.


 

Гласный – трубочка (голос проходит свободно, как через трубочку); согласный – черта-преграда (воздух встречает преграды).

 

4. Понятие о слогообразующей роли гласных. Сначала обращаемся к схеме слова АИСТ.

В схеме выделяем и обозначаем слоги. Привлеките внимание к факту: и слога два, и гласных звука два. Скажите, что это не случайное совпадение – слогов всегда столько, сколько гласных звуков.

Анализ других слов. Составление схем.

Вывод:

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Игра: дети называют имя своего соседа по парте и определяют, есть ли в его имени гласные звуки.

 

5. Последующая работа на уроке – обучение разграничению гласных и согласных звуков. В центре внимания – овладение способом разграничения (наблюдение за наличием или отсутствием преграды для воздуха).

Игра «Поймай звук».

Ловим только гласные звуки. Или только согласные.

Можно сначала ловить первый звук в слове, затем последний. И говорить, какой звук поймали.

Прием «Звукоподражание».

— Как рычит собака?

— Какой звук издает пчела?

— А вот шипит змея?

— Как воет волк? и т.п.

6. Договаривание слов (с использованием предметных картинок):

— Какой звук надо договорить, чтобы получилось слово: лу..., ма..., ды…, со… и т.п.?

7. Сравнение слов на слух.

— Чем отличается произношение слов в парах: мал — мыл. Саша — Маша, рана — рама и т п.

8. Назовите слова, которые начинаются (или оканчиваются) с гласного звука (или с согласного).

9. Выделение звука (гласного или согласного) из слога, состоящего из 2х звуков.

Ам, ма, ру, се, ля, эх…

10. Учитель называет звук, дети поднимают нужную фишку (схему). Можно назвать слог из 2х звуков, тогда дети должны поднять 2 фишки.

11. Слог-наоборот: учитель называет слог из 2х звуков, дети должны поменять звуки местами и назвать новый слог.

Ам-ма, са-ас, ик – ки, …

В некоторых УМК сначала вводятся гласные звуки, затем согласные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: