На рубеже 1920-1930-х годов в стране стали нарастать тенденции, свидетельствующие о целенаправленной смене политического и экономического курса. Партия стремилась создать монолитное общество на основе идейно-социального единства. Эта задача требовала единого планирования, единой структуры организации всего народного хозяйства под тотальным партийно-государственным контролем.
Планирование развития социалистического хозяйства предусматривало и планомерность культурного строительства, в том числе издательского дела. В апреле 1929 г. был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. На его основе Комитетом по делам печати был разработан отраслевой план. Пятилетка печати стала первым опытом перспективного планирования в издательском деле.
Пятилетка печати сыграла большую роль в переходе всей отрасли на единую всеобъемлющую плановую основу.
Второй основной базой отечественного полиграфического машиностроения являлся Ленинградский завод им. Макса Гельца, где с 1932 г. был организован выпуск строкоотливной наборной машины (линотипа).
В 1930-е годы книжное дело особенно остро ощутило на себе пагубное влияние тоталитарного режима. Оно выражалось, в частности, в перекосе тематической структуры издательского репертуара и тиражей отдельных видов печатной продукции. Насильственно прекращалась деятельность издательств, научных учреждений (например, "Асаdemia" и НИИ книговедения в Ленинграде).
Усилилась роль цензуры в издательском деле. Главное управление по делам литературы и издательств Наркомпроса РСФСР (Главлит) осуществляло политико-идеологический контроль за всеми предназначенными к опубликованию и распространению произведениями печати, рукописями, снимками, картинами и т.п. Расширились полномочия Главлита: он имел право конфискации изданий, не подлежащих распространению, разрешал или запрещал открытие издательств и периодических печатных органов, составлял списки запрещенных к изданию и распространению произведений.
|
Результатом развития издательского дела в 30-е годы стало создание системы, характеризующейся, во-первых, тотальной централизацией. Все ее элементы управлялись и планировались из центра по всем линиям - политической, экономической, производственной, кадровой, - и находились в жесткой иерархической структуре. Во-вторых, эта система переводила на госбюджет все книгоиздание и книготорговлю страны. Система решала задачи издания и распространения по всей стране этой продукции и в нужном количестве, которое требовалось партии и государству. [16]
Книгопечатание и печатное дело в России в послевоенный период ВОВ
Урон, который понесло советское книжное дело в годы войны, был очень велик. Чтобы достигнуть довоенного уровня, нужно было увеличить число изданий почти в 2,5 раза, а тираж - почти в 2 раза..
В июле 1945 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О полиграфическом оформлении книг". ЦК партии потребовал от полиграфистов и работников издательств обеспечить удобочитаемость, прочность и улучшить внешний вид книг и журналов.
Для повышения культуры издательского дела ЦК ВКП (б) признал целесообразным устраивать периодические выставки книг и журналов, широко привлекать литераторов, художников, полиграфистов и издателей к обсуждению качества художественного и полиграфического исполнения литературы. Были определены мероприятия по подготовке кадров оформителей книги и мастеров печатного дела. Полиграфическая промышленность освоила производство различных наборных машин, фотомеханического и формного оборудования, новых типов печатных машин, мощных газетных агрегатов, переплетных автоматов и полуавтоматов. В 1947 г. в СССР начато производство буквоотливных наборных машин. Широкое применение получила поточная организация брошюровочно-переплетных процессов.
|
Печатные цехи оснащаются более современными, машинами. Широко распространяется многокрасочная печать, в частности офсетная. Во второй половине 50-х гг. введено в строй свыше 100 новых предприятий, в том числе ряд крупных полиграфических комбинатов.
Расширились существующие книжные фабрики и типографии. Была полностью реконструирована Ленинградская фабрика офсетной печати. Она стала давать в 2,5 раза больше продукции, чем раньше. Завершилась реконструкция Ленинградской типографии имени Ивана Федорова. [17]