Наблюдение за организацией и проведением режимных моментов с детьми в разных возрастных группах




Задание студентам: понаблюдайте за проведением режимных моментов в группе и оцените знаками «+» и «-» компоненты деятельности воспитателя и помощника воспитателя

Таблица 1. – Анализ методики организации и проведения умывания, кормления, одевания-раздевания с детьми

Режимный момент Составляющие деятельности в ходе режимных моментов воспитателя помощника воспитателя Примечание
Умывание Проверка наличия оборудования в умывальной комнате: мыльниц с мылом, полотенец.      
Безопасность оборудования и обстановки: сухой пол, отсутствие сквозняка.      
Проверка температуры воды: 34-360 С      
Создание установки на предстоящую деятельность: «Дети, убирайте игрушки, будем кушать, надо вымыть руки»      
Соблюдение принципа постепенности: проведение умывания с подгруппой детей, а не со всеми сразу (в начале маленькие, медлительные или адаптирующиеся и т.д.)      
Создание спокойной эмоционально положительной обстановки      
Использование показа действий: как мыть руки, засучивать рукава, при необходимости чистить зубы и т.д.      
Использование словесных указаний как выполнять действия      
Сопровождение действий художественным словом (потешки, загадки, стихотворения, пословицы и т.д.)      
Использование примера других детей      
Наличие положительной оценки действий ребенка: похвала, поощрение      
Использование игровых приемов, дидактических игрушек (театральных, образных)для создания интереса и контроля за действием детей      
Использование наглядных пособий: моделей, схем, пиктограмм      
Стимулирование детей к самостоятельному выполнению действий      
Учет индивидуальных особенностей развития ребенка      
Обращение к ребенку по имени      
Развитие в ходе процесса ощущений: Какая водичка, как пахнет мыло? Какие стали руки? Какое полотенце и т.д.      
Развитие речи и представлений об окружающем: Что это? Что нарисовано на твоем полотенце? Какой бывает вода? и т.д.      
Развитие в ходе процесса валеологической культуры: Зачем надо мыть руки? Почему руки и лицо должны быть чистыми и сухими? Почему надо вытираться только своим полотенцем? Как часто надо мыть руки? и т.д.      
Контроль за качеством выполнения действий      
Воспитание в ходе процесса культуры поведения, взаимоотношений и культуры деятельности: мыть руки аккуратно, не разбрызгивать воду, использовать в речи слова «спасибо, пожалуйста», не толкаться, уметь ждать своей очереди, уступать место девочкам и тем кто меньше, вешать на место свое полотенце, класть мыло и т.д.      
Кормление Назначение дежурных, контроль и руководство за их действиями      
Сервировка стола, наличие скатерти или индивидуальных салфеток, эстетика посуды      
Соответствие сервировки стола составу меню и возрастным возможностям детей      
Безопасность обстановки      
Создание установки на предстоящую деятельность: «Руки вымыли, садимся сразу за стол, будем кушать»      
Соблюдение принципа постепенности: за уже сервированный стол первыми садятся дети, которые уже вымыли руки, затем все остальные      
Наличие у каждого ребенка постоянно закрепленного за ним места      
Создание спокойной эмоционально положительной обстановки      
Проговаривание предложенных блюд, информации о вкусе, полезности      
Расширение представлений детей об окружающем мире короткими рассказами об истории блюд или их приготовлении, пользе      
Развитие вкусовых ощущений      
Использование приемов, побуждающих съесть пищу: игровые приемы, пример детей с хорошим аппетитом, рассказ о процессе приготовления пищи и т.д.      
Использование художественного слова, образность речи педагога      
Выявление причин отказа от приема пищи      
Соблюдение принципа индивидуального подхода к детям      
Деликатность в словесных указаниях и оценках действий ребенка      
Воспитание у детей культуры еды (в соответствии с возрастом): правильно держать ложку, вилку, нож, есть аккуратно, разговаривать спокойно, без пищи во рту, не торопиться, пользоваться салфеткой и т.д.      
Осуществление контроля за осанкой во время еды, положением рук и ног ребенка.      
Формирование у детей потребности полоскать рот после еды      
Одевание-раздевание Создание установки на предстоящую деятельность: «Дети, сейчас пойдем гулять, на улице хорошая погода. Давайте уберем игрушки и пойдем одеваться на прогулку» и т.д.      
Напоминание детям о необходимости посещения туалета перед прогулкой      
Закрепление навыка одевания-раздевания в определенной последовательности      
Использование наглядных методов: схем, пикторгамм, моделей      
Использование словесных указаний как выполнять действия      
Сопровождение действий художественным словом (потешки, загадки, стихотворения, пословицы и т.д.)      
Использование примера других детей      
Наличие положительной оценки действий ребенка: похвала, поощрение      
Использование игровых приемов, дидактических игрушек (театральных, образных) для создания интереса и контроля за действием детей      
Стимулирование детей к самостоятельному выполнению действий      
Учет индивидуальных особенностей развития ребенка      
Обращение к ребенку по имени      
Развитие в ходе процесса ощущений: Какого цвета у тебя кофточка, шапка? Из чего связаны варежки и т.д.      
Развитие речи и представлений об окружающем: За чем, кем сейчас будем наблюдать? Чем будем заниматься на прогулке?      
Развитие в ходе процесса валеологической культуры: Зачем надо тепло одеваться? Почему надо беречь уши от ветра? Зачем люди повязывают шарф? и т.д.      
Контроль за качеством выполнения действий      
Воспитание в ходе процесса культуры поведения, взаимоотношений и культуры деятельности: не толкаться, помогать друг другу, одеваться быстро и т.д.      
Подготовка ко сну. Укладывание спать Создание установки на предстоящую деятельность: «Дети, мы много играли, гуляли, теперь будем отдыхать» и т.д.      
Напоминание детям о необходимости посещения туалета перед сном      
Закрепление навыка раздевания в определенной последовательности      
Использование словесных указаний как выполнять действия      
Сопровождение действий художественным словом (потешки, загадки, стихотворения, пословицы и т.д.)      
Создание спокойной эмоционально положительной обстановки      
Использование примера других детей      
Наличие положительной оценки действий ребенка: похвала, поощрение      
Использование игровых приемов, дидактических игрушек (театральных, образных) для создания интереса и контроля за действием детей      
Стимулирование детей к самостоятельному выполнению действий      
Учет индивидуальных особенностей поведения ребенка      
Обращение к ребенку по имени      
Развитие в ходе процесса валеологической культуры: Зачем надо отдыхать? Почему надо тихо себя вести, когда спит другой человек? Что происходит в организме, когда человек отдыхает? и т.д.      
Использование спокойной музыки, успокаивающих прикосновений, поглаживание      
Чтение художественной литературы (коротких рассказов, глав из сказок)      
Присутствие взрослого в спальне во время дневного сна      

 

Задание студентам: познакомьтесь с содержанием Таблицы 2 и проанализируйте программные требования к уровню развития культурно-гигиенических навыков дошкольников в различных возрастных группах.

Таблица 2. – Показатели развития КГН детей дошкольного возраста

Возрастная группа Навыки
  Личной гигиены Самообслуживания Культуры еды Трудовой деятельности
Первая младшая группа При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа Снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщательно пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды Выполняет простейшие поручения взрослых, помогает вынести на площадку игрушки, принести и убрать материал для занятий, собрать бумагу с пола, листья на участке. Помогает няне поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом. Раскладывает карандаши, доски, убирает игрушки. Собирает на участке палочки, камешки
Вторая младшая группа При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотенцем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вывертывает на лицевую сторону. Старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослым Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы, пальцы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул Поддерживает порядок в групповой комнате и на участке, убирает игрушки, книжки, строительный материал. Бережно обращается с предметами. Накрывает на стол вместе со взрослыми, раскладывает ложки, салфетки, расставляет хлебницы, убирает после еды на хозяйственный стол чайную посуду. Поливает растения, дает корм рыбкам, птичкам. Собирает листья, мусор на участке, оказывает помощь взрослым
Средняя группа Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле и чихании закрывает рот платком, отворачивается Большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает) Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой Поливает цветы, кормит животных, меняет им воду. Поддерживает порядок в групповой и на участке, принимает участие в их уборке, протирает влажной тряпкой стулья, строительный материал. Моет игрушки, стирает кукольную одежду, помогает воспитателю при починке книг. Дежурит по столовой. Помогает няне разложить салфетки, повесить полотенца, застилает постель. Дежурит по занятиям
Старшая группа Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарем. Тактично говорит товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогает устранить их За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь Соблюдает чистоту и порядок в группе. Самостоятельно и добросовестно выполняет обязанности дежурного, полностью сервирует стол. На участке подметает и расчищает дорожки от мусора, зимой от снега. Регулярно выполняет некоторые обязанности дома: убирает постель, игрушки, книги, поливает растения, помогает накрыть на стол. Делает сам все, что может, не требуя помощи старших
Подготовительная к школе группа Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол, хлеб берет с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. На участке: перекапывает грядки и клумбы, высаживает рассаду, семена, поливает, пропалывает, окучивает. Заботиться о порядке в группе и дома

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: