УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
þ Предмет философии
þ Место и роль философии в культуре
þ Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения
þ Специфика философского знания
þ Методы философии
þ Функции философии
þ Онтологическая сторона основного вопроса философии
þ Гносеологическая сторона основного вопроса философии
БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
þ Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия
þ Категория материи в философии
þ Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи. Материалистическая картина мироздания
þ Движение и его основные формы
þ Пространство и время как атрибутивные свойства материи
þ Отражение как свойство материи
þ Основные подходы к проблеме сознания в философии
þ Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
þ Сознание и язык
þ Структура сознания
þ Сознание и бессознательное
ПРИНЦИПЫИ ЗАКОНЫДИАЛЕКТИКИ
þ Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей
þ Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
þ Закон отрицания отрицания
þ Категории диалектики
þ Альтернативы диалектики
ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА
þ Эпистемология – теория познания
þ Структура процесса познания: этапы и формы процесса познания
þ Практика — основа, движущая сила и цель познания
þ Диалектико-материалистическая теория истины
þ Природа заблуждений. Критерии истины
ЧАСТЬ II
ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
þ Философия Сократа
þ Учение Платона об «идее»
þ Философия Аристотеля как энциклопедическое учение
þ Учение Ф. Бэкона и Р. Декарта
þ Трансцендентальная философия Канта. «Критика чистого разума»
þ Основы метафизики нравственности. «Критика практического разума» И. Канта
þ Философия Г. Гегеля
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
þ Социальные функции науки. Закономерности развития науки
þ Научная и философская картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания
þ Научное познание и роль науки. Философия науки
þ Структура, методы и формы научного познания
þ Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники
þ Философия позитивизма. Позитивизм первой волны: О. Конт, Дж. С. Милль, Г.Спенсер.
þ Эмпириокритицизм (позитивизм второй волны)
þ Логический позитивизм (позитивизм третьей волны)
þ Логико-методологическая концепция К. Поппера.
þ Концепция научных революций Т. Куна.
þ Плюралистическая методология П. Фейерабенда.
þ Концепция личностного знания М. Полани.
ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА. ПРОБЛЕМЫСОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
þ Социальное бытие как объект философского анализа. Структура общества
þ Роль материального производства в развитии общества: диалектика производительных сил и производственных отношений
þ Социальная сфера общественной жизни: социальная структура общества и ее изменение
þ Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества
þ Духовная жизнь общества
þ Общественное бытие и общественное сознание
þ Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
þ Культура и цивилизация
þ Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма»
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
þ Предмет философии. Место и роль философии в культуре
Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости (филос — любить, софия — мудрость).
Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.). Если бы в представлении Платона философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, он не стал бы вводить именно это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»). Дело в том, что под Софией Платон имел в виду не приобретенное субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с Софией, он может только любить ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия», и отсюда более адекватным было бы перевести его как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Как мы видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия, таким образом, при своем зарождении мыслилась не как простое собрание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.
На состоявшемся в 399 г. до н. э. суде над Сократом, где его обвинили в распространении опасных идей, он заявил, что занимается философией потому, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит». Сократ обнаружил, что почти все его современники тратят свою жизнь добиваясь различных целей — славы, богатства, удовольствия, не удосужившись даже спросить себя, важно ли это. А пока человек не задаст себе этого вопроса и не подумает над ним, он не может быть уверен, что делает нечто правильное. И вся его жизнь может оказаться потраченной на бесполезное, а то и пагубное дело.
Возникновение философии в VI в. до н. э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стремление открыть первопричину, которая все порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т. е. первоначала, вечного и неизменного бытия. Или, как говорил один из первых греческих философов Гераклит, познания самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни. Истинное знание обо всем дает только разум, а не чувства человека. Поэтому философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Философия — это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира и не исследуют общую природу сущего.
Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т. д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.
Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).
В настоящее время под философией понимается наука о всеобщих законах развития природы, общества и познания. Философия – это особая форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения. Философия представляет собой систему дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие важные вопросы ответ дает именно философия. Что представляет собой окружающий мир? Каковы место и роль в нем человека? В чем заключается смысл и цель жизни? Существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.
Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• учение о человеке;
• социальная философия.
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия;
• происхождение бытия;
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа;
• взаимоотношение материи и сознания;
• бессознательное;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество;
• общество и человек;
• природа;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы человека, общества;
• экология, проблемы выживания;
• особенности познания;
• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• движение;
• философские категории;
• диалектика и ее законы.
þ Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии), практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.), однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека, и окружающий мир.
Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм.
Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.
Помимо мировоззренческих, религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей), культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру), нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании (а не на вере либо вымысле), рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное или, наоборот, расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. В качестве примера можно привести, например, вопрос, заданный Платоном еще двадцать три века назад: «Что есть справедливость?», и связанные с ним проблемы, среди которых: «Как мы отличаем справедливые действия от несправедливых?», «Откуда мы знаем, что мы должны делать и что является правильным?», «Основывается ли справедливость только на юридических отношениях или же для нее существуют более фундаментальные критерии?». Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности в частности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что окружает человека. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит свою деятельность, определяет общие и частные цели в соответствии с определенным мировоззрением.
Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет собой конкретно-научную и универсальную картины мира (универсальная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-либо предмета или явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе образует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Вследствие устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми появляются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка психологической установки на готовность действовать определенным образом.
4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, образуют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Понятие структуры мировоззрения предполагает, исходя из характера формирования и способа функционирования, выделение его структурных уровней:
1. Элементарный уровень – представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.
2. Концептуальный уровень – включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития, человека, его деятельности или познания, будущее человечества и т. д.
3. Методологический уровень — высший уровень мировоззрения, который включает в себя основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и места человека в нем.
Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения. Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия — это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса. Согласно этому мировоззрению, все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, других стран Востока, а также для Древней Греции).
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы, Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).
þ Специфика философского знания
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.