ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

þ Предмет философии

þ Место и роль философии в культуре

þ Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения

þ Специфика философского знания

þ Методы философии

þ Функции философии

þ Онтологическая сторона основного вопроса философии

þ Гносеологическая сторона основного вопроса философии

 

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

þ Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия

þ Категория материи в философии

þ Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи. Материалистическая картина мироздания

þ Движение и его основные формы

þ Пространство и время как атрибутивные свойства материи

þ Отражение как свойство материи

þ Основные подходы к проблеме сознания в философии

þ Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

þ Сознание и язык

þ Структура сознания

þ Сознание и бессознательное

 

ПРИНЦИПЫИ ЗАКОНЫДИАЛЕКТИКИ

þ Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей

þ Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

þ Закон отрицания отрицания

þ Категории диалектики

þ Альтернативы диалектики

 

ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

þ Эпистемология – теория познания

þ Структура процесса познания: этапы и формы процесса познания

þ Практика — основа, движущая сила и цель познания

þ Диалектико-материалистическая теория истины

þ Природа заблуждений. Критерии истины

 

ЧАСТЬ II

 

ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

þ Философия Сократа

þ Учение Платона об «идее»

þ Философия Аристотеля как энциклопедическое учение

þ Учение Ф. Бэкона и Р. Декарта

þ Трансцендентальная философия Канта. «Критика чистого разума»

þ Основы метафизики нравственности. «Критика практического разума» И. Канта

þ Философия Г. Гегеля

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

þ Социальные функции науки. Закономерности развития науки

þ Научная и философская картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания

þ Научное познание и роль науки. Философия науки

þ Структура, методы и формы научного познания

þ Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники

þ Философия позитивизма. Позитивизм первой волны: О. Конт, Дж. С. Милль, Г.Спенсер.

þ Эмпириокритицизм (позитивизм второй волны)

þ Логический позитивизм (позитивизм третьей волны)

þ Логико-методологическая концепция К. Поппера.

þ Концепция научных революций Т. Куна.

þ Плюралистическая методология П. Фейерабенда.

þ Концепция личностного знания М. Полани.

 

ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА. ПРОБЛЕМЫСОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

þ Социальное бытие как объект философского анализа. Структура общества

þ Роль материального производства в развитии общества: диалектика производительных сил и производственных отношений

þ Социальная сфера общественной жизни: социальная структура общества и ее изменение

þ Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества

þ Духовная жизнь общества

þ Общественное бытие и общественное сознание

þ Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

þ Культура и цивилизация

þ Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма»


ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

þ Предмет философии. Место и роль философии в культуре

 

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает лю­бовь к мудрости (филос — любить, софия — мудрость).

Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мысли­тель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремя­щимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Ис­толкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.). Если бы в представле­нии Платона философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, он не стал бы вводить имен­но это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»). Дело в том, что под Софией Платон имел в виду не приобретенное субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с Софией, он может только любить ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия», и отсюда более адек­ватным было бы перевести его как «любовь к истине», хотя и это не со­всем точно. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Как мы видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия, таким образом, при своем зарождении мыслилась не как простое собрание истин, а как стремление к истине, как такой иде­альный настрой души и ума человека, который способен привести к гар­моничному равновесию.

На состоявшемся в 399 г. до н. э. суде над Сократом, где его обвинили в распространении опасных идей, он заявил, что занимается фило­софией потому, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит». Сократ обнаружил, что почти все его современники тратят свою жизнь добиваясь различных целей — славы, богатства, удовольствия, не удосужившись даже спросить себя, важно ли это. А пока человек не задаст себе этого вопроса и не подумает над ним, он не может быть уверен, что делает нечто правильное. И вся его жизнь может оказать­ся потраченной на бесполезное, а то и пагубное дело.

Возникновение философии в VI в. до н. э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человечес­кой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Муд­рость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизмен­ного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стрем­ление открыть первопричину, которая все порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т. е. перво­начала, вечного и неизменного бытия. Или, как говорил один из пер­вых греческих философов Гераклит, познания самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни. Истинное знание обо всем дает только разум, а не чувства человека. Поэтому философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Философия — это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира и не исследуют общую природу сущего.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на по­становку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место челове­ка в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у челове­чества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т. д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный ма­териал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемир­но-исторической практики и познания, является духовной квинтэссен­цией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время под философией понимается наука о всеоб­щих законах развития природы, общества и познания. Философия – это осо­бая форма общественного сознания, теоретическая основа мировоз­зрения. Философия представляет собой систему дисциплин, способствующих формиро­ванию духовного мира человека.

В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеоб­щностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия иссле­дует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-тре­тьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, форми­рует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие важные вопросы ответ дает именно философия. Что представляет собой окружающий мир? Каковы место и роль в нем чело­века? В чем заключается смысл и цель жизни? Существуют ли не зави­сящие от человека законы развития природы и общества? Каковы отно­шения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им воп­росы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• учение о человеке;

• социальная философия.

 

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

• сущность бытия;

• происхождение бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и природа;

• взаимоотношение материи и сознания;

• бессознательное;

• человек, его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество;

• общество и человек;

• природа;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• особенности познания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания и его резуль­таты;

• ограниченность и безграничность познания;

• движение;

• философские категории;

• диалектика и ее законы.

þ Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения

 

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззре­ния: мифология, религия, философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древ­него общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные воп­росы: происхождение Вселенной, Земли и человека, объяснение природ­ных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фанта­стических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии), практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.), однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека, и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм.

Крупнейшими и наиболее распространенными в мире нацио­нальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.

Помимо мировоззренческих, религия имеет ряд иных функций: объе­динительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей), культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру), нравственно-воспитательную (культи­вирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании (а не на вере либо вымыс­ле), рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каж­дый человек имеют более или менее ясное или, наоборот, расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. В качестве примера можно привести, например, вопрос, заданный Платоном еще двадцать три века назад: «Что есть справедливость?», и связанные с ним проблемы, среди кото­рых: «Как мы отличаем справедливые действия от несправедливых?», «Откуда мы знаем, что мы должны делать и что является правильным?», «Основывается ли справедливость только на юридических отношени­ях или же для нее существуют более фундаментальные критерии?». Си­стема этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в це­лом и отдельной личности в частности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распо­ряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что окружает человека. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит свою деятельность, определяет общие и частные цели в соот­ветствии с определенным мировоззрением.

Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. Суще­ственное значение для его характеристики имеет пропорциональное при­сутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, на­строений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В струк­туре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представля­ет собой конкретно-научную и универсальную картины мира (универсаль­ная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обоб­щающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественны­ми регуляторами. Ценность — это свойство какого-либо предмета или яв­ления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное от­ношение человека к миру и к самому себе образует опреде­ленную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Вследствие устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми появляются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в лич­ные взгляды, убеждения, верования, а также выработка психологи­ческой установки на готовность действовать определенным образом.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обоб­щение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готов­ность человека к определенному типу поведения в конкретных об­стоятельствах.

Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, на­строения, соединяясь в мировоззрении, образуют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Понятие структуры мировоззрения предполагает, исходя из ха­рактера формирования и способа функционирования, выделение его структурных уровней:

1. Элементарный уровень – представляет собой совокупность мировоз­зренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складывают­ся и функционируют в обыденном сознании.

2. Концептуальный уровень – включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития, человека, его деятельнос­ти или познания, будущее человечества и т. д.

3. Методологический уровень — высший уровень мировоззрения, который включает в себя основные понятия и принципы, составляющие «ядро» ми­ровоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и места человека в нем.

Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения. Относя философию к ми­ровоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия — это теоретичес­кий уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в филосо­фии выступает в форме знания и носит систематизированный, упоря­доченный характер.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могу­щество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса. Со­гласно этому мировоззрению, все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, других стран Востока, а также для Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе кото­рого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы, Бога (был распространен в средневеко­вой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Ново­го и Новейшего времени, современные философские школы).

þ Специфика философского знания

 

Основная специфика философского знания заключается в его двой­ственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

 

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдель­ной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не по­глощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: