Стратегическая оборонная инициатива




 

В 1983 г. администрация Рейгана начала программу стратегической оборонной инициативы СОИ — полномасштабной космической ПРО. Предполагалось, что система космических перехватчиков и лазерных станций сможет перехватить ослабленный удар советских МБР. В СССР началась разработка асимметричных контрмер, особую роль среди которых играло увеличение количества РГЧ ИН. Однако в 1985 г. комиссия под руководством американского генерала Спенсера Абрахамсона пришла к выводу о неэффективности СОИ. (Одной из причин была названа невозможность энергетического обеспечения большого количества постоянно пилотируемых космических объектов). В 1986 г. США фактически свернули работы над СОИ.

 

Дискуссии вокруг СОИ в контексте полемики по «евроракетам» способствовали росту страха перед началом ядерной войны. Опасность начала ограниченного ядерного конфликта резко снизилась после того, как в СССР началась Перестройка.

 

Контрраспространение

После окончания «холодной войны» новой концепцией ограниченной ядерной войны стала американская концепция контрраспространения. Впервые ее озвучил в декабре 1993 г. министр обороны США Лесс Эспин. Согласно этой теории, Договор о нераспространении ядерного оружия находится в кризисе и остановить распространение оружия массового уничтожения с помощью дипломатии невозможно. В критических случаях США должны нанести разоружающие удары по ядерным объектам «опасных режимов». В ноябре 1997 г. в Америке была принята президентская директива № 60, в которой перед вооруженными силами США ставилась задача быть готовыми нанести удары по объектам производства и хранения ядерного, химического и биологического оружия. В 2002 г. стратегия контрраспространения стала частью «Стратегии национальной безопасности» США. В настоящее время стратегия контрраспространения включает в себя 5 вариантов действия:

· «выкуп» ядерной программы у потенциально опасного государства;

· установление контроля над ядерными объектами «проблемных» (с точки зрения США) стран;

· частичное признание ядерного статуса нарушителя в обмен на соблюдение им некоторых соглашений;

· силовые угрозы;

· воздействие на крупнейшие уранодобывающие компании и страны-поставщики уранового сырья. В любом случае США оставляют за собой право использовать силу, что чревато началом военного конфликта

В рамках стратегии контрраспространения в Америке обсуждается возможность уничтожения ядерных объектов таких стран, как Иран и КНДР. В критических случаях рассматривается возможность взять под контроль ядерный арсенал Пакистана. Обсуждаются планы создания новых видов ядерного оружия — чистого термоядерного оружия или противобункерных боезарядов (малое ядерное оружие, выбрасывающее небольшие радиоактивные осадки). Предполагается, что оно будет использоваться для поражения объектов производства и хранения оружия массового уничтожения.

 

Первый раз США собирались нанести ракетно-бомбовые удары по ядерным объектам КНДР в 1994 году («первая ядерная тревога» на Корейском полуострове). В начале 1995 г. появились сообщения, что США и Израиль готовы нанести подобные удары по Ирану с целью уничтожить строящуюся атомную электростанцию в Бушере. Зимой-весной 2003 г. США вновь говорили о возможности уничтожить ядерные объекты КНДР («вторая ядерная тревога» на Корейском полуострове). В 2006 и 2007 гг. в Америке обсуждался план операции «Укус» — ударов по ядерным объектам Ирана. В 2001 и 2004 гг. американцы вели переговоры с Пакистаном об установлении своего контроля над его ядерными объектами.

 

С экологической точки зрения поражение ядерных объектов будет мало отличаться от эффекта ограниченной ядерной войны из-за повышенного выброса в атмосферу радиоактивных веществ. Скорее всего, оно приведет к эффекту ядерной осени.

 

Международные соглашения

1. Договор о нераспространении ядерного оружия.

2. Договор ОСВ-1.

3. Договор ОСВ-2.

4. Декларация о предотвращении ядерной катастрофы (1981).

 

Литература

1. Арбатов А.Г. Военно-стратегический паритет и политика США. М., 1984.

2. Арбатов А.Г., Дворкин В. З. Ядерное сдерживание и нераспространение. М., 2005.

3. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945—1995). М., 1997.

4. Гордиевский О.Н., Кристофер Э. КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева. М., 1992.

5. Кокошин А.А., Веселов В.А., Лисс А.В. Сдерживание во втором ядерном веке. М., 2001.

6. Кокошин А.А. Ядерные конфликты в XXI веке. М., 2003.

7. Рогов С.М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М,, 1989.

8. Фененко А.В. Теория и практика контрраспространения во внешнеполитической стратегии США. М., 2007.

9. Brown A. Drop Shot. The United States Plan for War with the Soviet Union in 1957. New York, 1957.

10. Clark I. Limited Nuclear War: Political Theory and War Conventions. Princeton, 1982.

11. Freedman L. Deterrence. Cambridge, 2005.

12. Holloway D. Stalin and the Bomb. The Soviet Union and Atomic Energy. 1939—1956. New Haven & London, 1994.

13. McGwire M. Perestroika and Soviet National Security. Washington, 1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: